Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком А, буквой А»
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком А, буквой А»
Цель: Познакомить детей с гласным звуком «А» и буквой «А», учить определять место звуков в словах, делить слова на слоги.
Оборудование:
Предметные картинки – аиста, астра, луна, мак;
Разрезная азбука большого формата;
Счётные палочки;
Звуковая линейка.
Ход занятия:
Воспитатель произносит пословицу: «Учение свет, а неучение тьма» - беседа с детьми на эту тему.
Показать детям разрезную азбуку и прочитать стихотворение В.Берестов «Читалочка»
- Ребята, как вы думаете для чего нужно уметь читать?
Обратить внимание детей на разрезную азбуку и загадать загадку:
Где живут А, Б, В, Г, Д?
Тут живут А, Б, В, Г, Д.
Видишь, дома сидят, из окошек глядят.
-Сегодня мы с вами познакомимся с первой буквой алфавита, это буква «А», звук «А», он произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды нет для голоса, этот звук можно тянуть, петь, произнести громко, тихо, звук «А» гласный.
-Показать детям звуковую линейку и рассказать о том, что звук может находится в начале слова, в середине или в конце слова.
-Сейчас я вам буду загадывать загадки, а тот, кто отгадает правильно, выйдет и покажет место звука в слове на звуковой линейке
Примета такая вам пригодится:
Счастье тому, у кого он селится.
Гнезда он вьет на дому иль столбе,
В клюве он носит детишек семье.
Ответ: аист.
Показать картинку, и правильно ответивший ребенок показывает место звука «А» в этом слове на звуковой линейке
Послушайте следующую загадку:
Сверху — алый огонёк.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный …
Ответ: мак.
Проводится аналогичная работа на звуковой линейке, с показом картинки отгадки.
Вот еще одна загадка:
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами, словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом. (Луна)
Ответивший ребенок выходит и показывает место звука «А» в слове.
И последняя загадка:
Осенью пушиста и прекрасна Яркая и радостная...
Ответ: Астра
Показать картинку и обратить внимание детей, что в этом слове звук «А» находится в начале и в конце слова.
Далее проводится работа по определению количества слогов во всех четырех словах отгадках.
Физ.минутка:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель показывает букву «А» и читает стихотворение
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву «А», она состоит из трех палочек, *Пишут букву в воздухе, складывают букву из счётных палочек*
-Так ребята, как называется место, где живут буквы? (азбука, алфавит)
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой это звук: гласный или согласный?
-Где может находится звук в словах? (с показом на звуковой линейке)
-Вы все большие молодцы.