Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Б»
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Буратино у нас в гостях. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
Задачи:
Уточнять произношение звуков [Б], [Б’], закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.
Закреплять зрительный образ буквы Б, умение составлять слоги, слова на магнитной азбуке.
Воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.
Воспитывать мотивацию к обучению.
Оборудование:
Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [Б],[Б’], фишки для звукового анализа, изображение буквы,«монетки» с буквами, магнитные азбуки .
Ход занятия:
Организационный момент
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Ответ: Буратино)
Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Как вы помните, Буратино так и не дошел до школы, и он много не знает. Буратино хочет сегодня у вас поучиться.
Игра «Немые звуки»
- Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)
Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки (красным)
Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.
Загадки
1. В зоопарке я найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (Бегемот)
2. Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
3. Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры)
- Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки [Б],[Б’] Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [Б],[Б’] и познакомим с ними Буратино.
Звук [Б] произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук [Б]. (Дети самостоятельно дают характеристику звуку)
Характеристика звука (звук согласный, твердый, мягкий, звонкий)
Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.
Игра «Поймай звук»
А теперь давайте научим Буратино, определять место звука Б в слове.
Скажите Буратино где может находится звук. (в начале, в середине и в конце слова)
Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.
Игра «Кто внимательный»
Я буду произносить слова, если в слове есть звук [Б], вы хлопнете в ладоши, а если звука в слове нет хлопать не надо, будьте внимательны
Составлении схемы слов: бизон, бобр, барсук
А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы . Из цветных квадратов выложите слова бизон, бобр, барсук. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего слогов в слове, почему. (Сколько гласных звуков, столько и слогов. Проверяем)
Физминутка
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать
Знакомство с буквой Б
Ребята, давайте мы расскажем Буратино, что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило:
Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?
Раз, два, три, четыре, пять – становись скорей играть
Буратино удивите, в букву все вы превратитесь. (Дети «превращаются» в букву, показывают букву Б с помощь пальцев. Прописывают букву в воздухе. Выкладывают буквы на столе из бобов)
Игра «Доскажи словечко»
Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть. Буратино рассыпал все свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги.
Работа с магнитными азбуками
- Ребята, а теперь давайте научим Буратино вас составить из букв слова при помощи магнитной азбуки. (белка, барсук, бобр)
Итог занятия:
Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с чем мы сегодня познакомились. Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам. И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.