Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Волшебное путешествия в страну Сошляндию»
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Волшебное путешествие в страну Сошляндию»
КОНСПЕКТ
логопедического занятия для подготовительной группы
«Волшебное путешествие в страну Сошляндию»
Тема: Дифференциация звуков С-Ш.
Цели:
1. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
2. Развитие фонематических процессов на материале слов со звуками С-Ш.
3. Воспитание умения точно выполнять сложные словесные инструкции.
Задачи:
1. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия, анализа и фонематических представлений на материале слов со звуками С-Ш.
3. Развитие пространственных ориентировок
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие внимания, воображения, памяти, мышления.
6. Воспитание умения дослушивать задания до конца.
7. Воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование:
1. Мультипликационные герои Машка и Симка.
2. Письмо от Машки и Симки.
3. Воздушный шар.
4. Карта.
5. Схемы со звуками С и Ш.
6. Предметные картинки: капуста, сапоги, носки, стол, шар, мышь, слон, стол, сыр,ананас,карандаш и тд.
7. Сумочка для картинок.
8. Сундук, шоколад и суфле.
Речевой материал: звуки, слоги, слова, предложения.
План занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
III. Дифференциация звуков С и Ш в слогах
IV. Дифференциация звуков С и Ш в словах
V. Динамическая пауза
VI. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
VII. Определение места звуков С и Ш в словах.
VIII. Фонематический анализ слов со звуками С и Ш
IX. Итог занятия
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, нам от героев Машки и Симки пришло письмо, давайте его прочитаем.
(Логопед зачитывает письмо: Дорогие ребята! Мы хотим вас пригласить в увлекательное путешествие на воздушном шаре. Давным-давно волшебникиспрятали сундук с сокровищами в сказочной волшебной стране Сошляндии, и мы его очень хотим найти. Без вас нам не справиться. До этой страны добраться можно только на воздушном шаре. С уважением, ваши друзья).
Логопед: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
Настя: Да, я хочу отправиться в путешествие.
Артем: И я с удовольствием отправлюсь с Машей и Симкой на поиски сокровищ.
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Я вам расскажу по секрету, что в пути мы с вами будем часто встречаться со звуками С и Ш, которые придумали для нас испытания. Вспомните, пожалуйста, как правильно нужно произносить эти звуки.
Артем: С-С-С, губы растянуты в улыбке, язык кончиком упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная.
Настя: Ш-Ш-Ш, губы округлены и вытянуты вперед, язык держим вверху в виде «Чашечки». Воздушная струя тёплая.
Логопед: Молодцы! В пути нужно быть очень внимательными. И если все задания будут выполнены правильно, то мы вместе с нашими друзьями найдем сокровища.
Ну а добраться до нашего воздушного шара мы можем на велосипедах. Проверьте, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты. Подкачаем их насосом: с-с-с.
Настя: С-С-С
Артем: С-С-С
Логопед: Хорошо! Слышите, что-то шипит.
Настя: Это выходит воздух.
Артем: Значит, в шине есть дырочка.
Логопед: Как воздух шипит, когда выходит из шины?
Настя: Он шипит так: Ш-Ш-Ш.
Артем: И у меня испорчена шина: Ш-Ш-Ш.
Логопед: Заклеим дырочки и еще раз накачаем шины.
Настя: С-С-С
Артем: С-С-С
Логопед: В путь! Нас ждут друзья.
III. Дифференциация звуков С и Ш в слогах
Логопед: Ехать в тишине скучно. Давайте споем необычную песенку. Повторяйте за мной.
СО-СО-ША ША-ШУ СА-ША-ША
СУ-СА-СЫ ШО-ШУ ШО-ШУ-ШУ
IV. Дифференциация звуков С и Ш в словах
Логопед: Вот, и наши друзья уже нас ожидают. Но почему они еще не на своих местах? Они запутались, кто на каком месте должен располагаться. Настя, ты летишь вместе с Симкой, а Артем с Машей. Слушайте внимательно. Машино место находится справа от шара, а место Симки слева от шара. Пожалуйста, помогите нашим друзьям.
Настя: Вот наш воздушный шар. Это место стоит слева от шара. Значит, это место Симки.
Артем: Место Машки справа от шара. Это место стоит справа, поэтому оно для Машки.
Логопед: Правильно!
Логопед: Правильно, но прежде, чем мы доберемся с вами до волшебной страны Сошляндии, ответьте пожалуйста мне на такой вопрос, что нам может помочь в поисках нашего клада?
Артем: Карта
Настя: Карта
Логопед: Верно, чтобы отыскать клад, нам нужно найти карту. Злые Эльфы украли карту и отправились в волшебную страну Сошляндию. Но, случилась беда. В тот день, когда они отправились на поиски клада, была очень плохая погода и они попали в аварию. Эльфы потерпели крушение и упали вниз, а карту от удара разорвало на отдельные частички, их разбросало по волшебному острову Сушу. Нам необходимо найти частички карты и правильно собрать их, чтобы потом составить карту и узнать, где спрятаны сокровища.
Логопед: В путь друзья!
Мы приземлились на острове Сушу. Именно с этого острова мы и начнем разыскивать наши частички карты. Кто будет собирать частички со звуком Ш, а кто со звуком С?
Артем: Я думаю, что частички со звуком Ш должна собирать Машка, потому что в ее имени есть этот звук.
Настя: Со звуком С будет собирать Симка, в ее имени есть звук С.
Логопед: Ну, что, вперед!
(на пути встречаются картинки шкаф, шапка, кошка, мишка, ландыш, карандаш, сапоги, сова, маска, капуста, ананас, нос)
Логопед: Молодцы, вы помогли Машке и Симке справится с первым испытанием. Давайте все частички попробуем сложить
Ой, что-то пошло не так, у нас не хватает нескольких частичек, без них мы не сможем найти клад. Давайте отправимся в волшебную страну, может там нам удастся отыскать недостающую часть карты.
Артем: Давайте
Логопед: Только, для начала, давайте вспомним, как называется волшебная страна?
Настя: Сошляндия
Логопед: Умничка, Настя, полетели в страну Сошляндия!
V. Динамическая пауза
Логопед: Вот, мы и прилетели в страну Сошляндия. Смотрите, здесь есть подсказка, письмо от волшебников, значит это они спрятали недостающие частички карты от злых Эльфов.
Чтение письма волшебников
«Частички карты находится в пещере горы. Дорога до пещеры волшебная. Здесь в зарослях раздаются разные таинственные слова, которые пытаются сбить с пути. Будьте внимательны! Если услышите в слове звук С - приседаете, а если звук Ш – идете, высоко поднимая ноги.
Сторож, миска, каша, слон, шар, носки, сыр, стол, мышка, сапог, карандаш.
VI. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
Логопед: Молодцы! Вот мы дошли и до пещеры. Смотрите, вход в пещеру закрыт очень большим камнем. Чтобы сдвинуть его с места, нам надо произнести два заклинание. Повторяйте за мной:
ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Настя: ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Артем: ШУ-ШУ-СУ – Мы на острове СУШУ.
Логопед: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
Настя: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
Артем: СА-ША-ША – Как пещера хороша.
VII. Определение места звуков С и Ш в словах
Логопед: Молодцы! Теперь сдвинем камень. Смотрите, а вот и наши недостающие частички. Теперь нам нужно правильно сложить все частички в одну карту. Вам нужно назвать частичку и определить какой в этом слове звук С или Ш и его место в слове (начало, середина, конец).
Настя: Это шар. В этом слове есть звук Ш, который находится в начале слова.
Артем: Это мышка. В этом слове мы слышим звук Ш. Он находится в середине слова.
Настя: Это маска. В этом слове мы слышим звук С. Он находится в середине слова.
Артем: Это сова. В этом слове есть звук С, который находится в начале слова.
Настя: Это ландыш. В этом слове есть звук Ш. Он находится в конце слова.
Артем: Это автобус. В этом слове есть звук С. Он находится в конце слова.
VIII. Фонематический анализ слов со звуками С и Ш
Логопед: Молодцы! У нас получилось составить нашу карту, которая нам укажет, где спрятан клад. Мы находимся рядом с ним.
Логопед: Смотрите! Это сундучок! Что за сокровища в нем спрятаны?
Артем: В сундучке спрятаны шоколад и суфле.
Настя: Это сладости!
Логопед: Как вы думаете, для кого какие сладости?
Настя: Я думаю, что шоколад для Машки, потому что в словах Маша и шоколад есть звук Ш.
Артем: А суфле, наверное, для Симки, потому что в слове суфле, как и в слове Симка есть звук С.
Логопед: Вы правильно решили, молодцы!
IX. Итог занятия
Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось во время нашего волшебного путешествия?
Настя: Мне понравилось собирать частички на острове СУШУ.
Артем: А мне понравилось добираться до пещеры и складывать частички в одну карту.
Логопед: Вспомните, какие частички встречались со звуком С?
Настя: Я запомнила:ананас,маска миска,сыр,стол.
Артем: Я запомнил: слон,сова, сапоги, носки, сторож.
Логопед: А какие картинки со звуком Ш?
Настя: Я запомнила: мишка, шар, шкаф, ландыш.
Артем: Я запомнил: камыш,кошка, карандаш.
Логопед: Машка и Симка очень рады, что вы отправилась сегодня с ними в путешествие. Они очень благодарны за помощь и решили отдать вам найденный клад. Без вашей помощи они бы никогда не смогли их отыскать. Вы помогли Симке и Машке справиться с очень сложными заданиями. Молодцы!Спасибо!