Конспект занятия-экскурсии по ПДД в старшей группе «Мы – грамотные пешеходы»
Конспект занятия-экскурсии по ПДД в старшей группе «Мы – грамотные пешеходы»
Форма проведения: Занятие-экскурсия с последующей продуктивной деятельностью.
1. Цели и задачи
Образовательная:
Сформировать у детей четкое понимание правил перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора).
Научить алгоритму действий: остановка, осмотр дороги, зрительный контакт с водителем, переход.
Закрепить знания дорожных знаков «Пешеходный переход» и «Дети».
Развивающая:
Развивать внимание, наблюдательность, память, зрительное и слуховое восприятие (умение оценивать дорожную ситуацию).
Развивать связную речь, обогащать словарный запас (проезжая часть, тротуар, пешеход, пешеходный переход, «зебра», светофор, дорожные знаки).
Воспитательная:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения, чувство ответственности за свою жизнь и безопасность.
Формировать навыки культурного поведения на улице и в общественных местах.
2. Предварительная работа
Беседы: «Наша станица и ее улицы», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Светофор – наш лучший друг».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», С. Маршак «Светофор».
Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Собери светофор», «Угадай, какой знак».
Рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД.
Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы».
3. Словарная работа
Активизация словаря: пешеходный переход, «зебра», дорожный знак, проезжая часть, тротуар, остановка.
Обогащение словаря: нерегулируемый пешеходный переход, убедиться в безопасности, пропускают транспорт, зрительный контакт с водителем, уступить дорогу.
4. Материалы и оборудование
Для экскурсии: Аптечка, флажки.
Для занятия в группе: Листы бумаги А4, цветные карандаши, макет светофора, дорожные знаки (настольные).
5. Ход занятия
Часть I. Экскурсия к нерегулируемому пешеходному переходу
Организационный момент (в группе)
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на очень важную экскурсию. Мы будем учиться переходить дорогу в месте, где нет нашего главного помощника – светофора. Такой переход называется НЕРЕГУЛИРУЕМЫМ. Это значит, что нам с вами придется стать самыми внимательными и самим принимать решение, когда дорога безопасна. Вы готовы к такому важному заданию?»
Дети высказывают свои предположения и строятся парами.
Движение к месту экскурсии (по тротуару)
Воспитатель: «Идем строго по тротуару, держимся правее. Обратите внимание, как интенсивно движется транспорт. На нерегулируемом переходе важно не только видеть машину, но и слышать ее. Прислушайтесь: разные машины шумят по-разному».
Наблюдение у нерегулируемого пешеходного перехода
Воспитатель (остановившись в 3-5 метрах от перехода): «Вот мы и на месте. Давайте внимательно изучим обстановку. Что вы здесь видите?»
Дети: «Я вижу «зебру»!», «А вот знак «Пешеходный переход»!», «Машины проезжают, но некоторые замедляются».
Воспитатель: «Правильно! Главные наши ориентиры здесь – это дорожный знак и «зебра». Но нет светофора, который бы командовал, когда можно идти. Значит, командуем мы сами, но по строгим правилам. Давайте вместе выработаем наш алгоритм безопасности».
Отработка алгоритма перехода (на месте):
«Первый шаг – ОСТАНОВКА!» (Воспитатель показывает, останавливается у края тротуара, но не на самом переходе). «Никогда не выскакивайте на дорогу сходу! Мы останавливаемся в шаге от проезжей части. Зачем? Чтобы оценить обстановку».
«Второй шаг – СМОТРИМ и СЛУШАЕМ!» (Воспитатель поворачивает голову налево, затем направо, прикладывает руку к уху). «Мы смотрим налево, потому что оттуда идет ближайший к нам транспорт. Потом смотрим направо. И еще раз налево! Мы должны УБЕДИТЬСЯ, что все машины ОСТАНОВИЛИСЬ и пропускают нас. А еще прислушиваемся: не слышно ли мотора где-то близко?»
«Третий шаг – КОНТАКТ С ВОДИТЕЛЕМ!» (Воспитатель смотрит на водителя остановившейся машины, делает кивок). «Очень важно встретиться глазами с водителем. Это значит, что он вас точно увидел. Можно слегка кивнуть ему головой, как бы говоря «спасибо». Только убедившись, что вам уступают дорогу, можно начинать движение».
«Четвертый шаг – УВЕРЕННЫЙ ПЕРЕХОД!» «Переходим дорогу спокойным шагом, по прямой, не бегом! И продолжаем смотреть по сторонам, особенно на середине дороги, чтобы контролировать движение с обеих сторон».
Воспитатель: «Давайте сейчас потренируемся на месте. Встали. Остановились. Смотрим налево… направо… еще раз налево. Убедились? Спокойно идем. Молодцы!»
Наблюдение за другими пешеходами и транспортом
Воспитатель: «Теперь давайте понаблюдаем, как правила соблюдают взрослые. Все ли они останавливаются? Все ли смотрят по сторонам? А как ведут себя водители? Обязаны ли они остановиться перед знаком «Пешеходный переход»?»
Дети наблюдают и делают выводы, что водители должны уступить дорогу пешеходу, но всегда нужно быть уверенным в их намерениях.
Возвращение в детский сад
Воспитатель: «Вы сегодня были просто молодцы! Вы узнали самое главное правило для пешехода на нерегулируемом переходе: твоя безопасность в твоих руках! Доверяй знакам и «зебре», но всегда сам лично убеждайся, что опасности нет».
Часть II. Продуктивная деятельность и рефлексия (в группе)
Беседа-закрепление
Воспитатель: «Чем переход, который мы видели, отличается от того, где есть светофор? Что сложнее? Что важнее всего запомнить?»
Дети делятся впечатлениями, отмечая, что без светофора нужно быть более внимательным.
Продуктивная деятельность «Нарисуй правила перехода»
Воспитатель: «Давайте нарисуем не просто переход, а целую инструкцию для малышей. Нарисуйте, как пешеход останавливается, как он смотрит по сторонам, как машины остановились перед «зеброй». Пусть ваши рисунки научат других быть осторожными».
Дети рисуют, воспитатель помогает, комментирует и уточняет детали.
Итог. Выставка работ «Наш друг – нерегулируемый переход».
Воспитатель: «Теперь вы – эксперты по безопасному переходу! Обещайте, что всегда будете вспоминать наши правила: ОСТАНОВИСЬ, ПОСМОТРИ, УБЕДИСЬ, ИДИ!»