Вводное занятие по обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе (вводное занятие по обучению грамоте)
Цель: познакомить детей с «миром» Грамоты, познакомить с прописями, вовлечь их в дальнейшие занятия.
Задачи:
дети к концу занятия должны понимать и пытаться аппелировать понятиями «предложение», «слово», «точка»
учим детей правильно держать карандаш
Доброе утро, ребята. Меня зовут А.Е. и сегодня мы с вами начнем погружаться в интересный мир-город Грамота.
В городе Грамота живут необычные жители: Предложение, слово и знаки препинания.
Сегодня к нам в гости прибежал знак препинания-Точка. У нее случилась беда: она вышла из города Грамоты и забыла дорогу домой. И пока она не найдет своих друзей «Слово» и «Предложение» - она не сможет попасть домой так как они всегда вместе. Но вот беда-она так испугалась вне города, что даже забыла как выглядят ее друзья.
Давайте поможем Точке отыскать своих друзей.
А путь наш с вами будет лежать через осенний лес.
Посмотрите ребята, кто это к нам пришел? (заяц)
А что мы сейчас с вами сказали? (слово-заяц)
А давайте посмотрим, что же делает заяц?
Дети размышляют и каждый высказывается так, как он думает.(прыгает, сидит, стоит, смотрит, держит)
Вот сколько много слов мы с вами сейчас сказали! А кто сможет повторить для нашего зайца все слова вместе, которые произнес каждый из вас?
Кто-то из детей называет все слова, произнесенные другими детьми из группы.
А давайте посмотрим на нашего лесного друга внимательно глазками и скажем, а какого же он цвета? (Серого)
А сейчас что вы сказали?
Мы сказали слово-серый.
Вот столько много слов мы сейчас с вами сейчас сказали. Словом мы называем все вокруг, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас с вами, каждое слово что-то обозначает.
Чтобы к нам вернулся друг-слово, нам надо отгадать что же значат слова. Я вам буду показывать картинку, а вы будете называть что это и говорить что это обозначает.
Дождь, листопад, зонт, сапоги резиновые.
Ребята, вы большие молодцы! Смотрите, Точка вспомнила, как выглядит друг «Слово» и она смогла отыскать его в толпе.
Отправимся с вами дальше.
Физминутка.
Вот и осень наступила,посмотрите
как красиво,листья всюду шелестят
и летят,летят,летят,соберём с вами
листочки,посидим мы на пенёчке,
солнцу мило улыбнёмся,вместе за руки
возьмёмся,побежим мы по дорожке,
поднимая выше ножки,покружимся,
полетаем,дружно все мы приседаем,
вот и всё пора вставать,
нужно снова нам шагать!
На нашем пути нам встретилась загадка. Давайте отгадаем ее!
Летит, а не птица и цвет осенью меняет. Правильно, это листочек осенний.
Точка вспомнила, что друг «Предложение» собирает многих друзей «Слова» и объединяет их. Предложение состоит из слов и это должен быть не просто набор слов, а мы должны понимать о чем в нем говорится.
Давайте вспомним про наш листочек. Какой наш листочек? Из какого времени года? Осенний.
Правильно ребята. А что листочек делал в нашей загадке?
Летел.
Какое предложение можно составить из трех слов, которые мы с вами назвали?
Молодцы! А смотрите сколько вариантов предложений у нас с вами получилось. Целых 3!
Листочек осенний летит.
Летит осенний листочек.
Осенний листочек летит.
Какой вывод мы с вами можем сделать? А мы с вами можем сделать вывод, что если поменять слова в предложении-его смысл не поменяется.
Смотрите, ребята, вот и друг «Точки» и «Слова» «Предложение» вернулся.
Давайте встанем из-за стола и образуем кружок. Составим с вами предложения.
Я буду называть первое слово и бросать мяч кому то из вас, вы будете называть второе слово и передавать мяч кому то еще.
Посмотрим из скольких слов у нас получится самое длинное предложение.
Игра «Предложение»
Ребята, а как вы думаете, что стоит в конце предложения. Правильно Точка! Вот зачем нам нужна точка. Чтобы мы могли отделять одно предложение от другого.
Хорошо мы провели время с друзьями. Но мы совсем забылись, что им пора домой. У вас на столе лежит листочек. Переверните листочек. Возьмите в руку простой карандаш и проведите простым карандашом к городу наших друзей. Все выполнили задание? Молодцы!
Расскажите, что мы сегодня делали. Кто к нам приходил? Что такое слово? Что такое предложение? Зачем нам нужна точка?
Занятие окончено.