12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кутырева Лариса Геннадиевна1026
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск


Занятие-тренинг для детей 5-7 лет Узнай себя и свои чувства
DOCX / 606.91 Кб

Конспект занятия-тренинга для детей 5-7 лет

Узнай себя и свои чувства


Цель: развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

формировать систему представлений о самом себе;

развивать способность осознавать свои и чужие эмоции;

развивать способность вербального и невербального выражения своих эмоций;

развивать навыки уменьшения негативных эмоций;

развивать навыки взаимодействия в коллективе сверстников.

Материалы и оборудование: яркий мяч; нарисованные круги на листах белой плотной бумаги или белого картона, ножницы, зубочистки, наборы цветных карандашей по количеству детей; набор картинок со схематичным изображением эмоциональных состояний; «волшебная тарелка» с изображением спящих мышек.

Длительность: 30 мин.


Ход занятия-тренинга:

Дети (5-7 человек) и педагог-психолог стоят в кругу.

Упражнение «Приветствие» (1 мин)

Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуйте!» – шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим.

Упражнение «Чудесный мячик» (2 мин)

Посмотрите, на занятие я сегодня принесла очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?!

Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение, но у каждого будет свое «настроение» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Лариса Геннадиевна, у меня сегодня лучезарное настроение!»

Педагог передает мяч вправо. Упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога.

Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение или эмоциональное состояние.

Упражнение «Я очень хороший» (2 мин)

Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».

Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»

Замечательно!

Упражнение «Это – Я» (10 мин)

Каждый человек говорит о себе: «Я». Если сделать групповую фотографию, то каждый из вас потом сможет, указав на свое изображение, сказать: «Это я!» Но наше «Я» – очень сложное, оно как как будто состоит из нескольких частей. Есть часть «Я», которую мы называем физическим телом. Эта часть отвечает за то, как мы выглядим и что мы делаем. Назовем эту часть «двигательная». Ей соответствует вопрос: «Что я делаю?»

Есть часть «Я» «думающая». Это наши мысли. Ей соответствует вопрос: «Что я думаю?».

И есть часть «чувствующая», которая отвечает на вопрос: «Что я чувствую?». С этой частью «Я» связаны разные переживаемые нами эмоции. В каждый момент времени мы что-то делаем, что-то думаем и при этом что-то чувствуем.

Психолог обращается к одному из детей.

Например, … , что ты сейчас делаешь?

А что ты думаешь?

А что ты чувствуешь?

Психолог обращается с этими же вопросами к другим детям.

Подойдите к столу. Смотрите, что это? (показывает приготовленные листы бумаги с нарисованными кругами, разделенными на 3 части).

Да, это круги. И они разделены на 3 части: двигательную, думающую и чувствующую. Для каждого из вас свой круг – модель вашего «Я». А теперь раскрасьте части круга в разные цвета. Придумайте сами, какого цвета ваша двигательная часть, думающая часть и чувствующая часть здесь и сейчас.

Дети выполняют задание.

Детям, испытывающим затруднения, психолог оказывает помощь:

Что ты сейчас делаешь? Придумай, какого цвета это движение.

А что ты думаешь? Придумай, какого цвета эта мысль.

А что ты чувствуешь? Какого цвета твой интерес (удовольствие, веселье, тревога…)?

Отлично, с цветом определились. Теперь раскрась каждую часть.

А теперь вырежете круги, возьмите зубочистки и проткните строго по центру. Запустите свои волчки. Смотрите, волчки получились разные. Почему?

Правильно, потому что вы по-разному думаете, по-разному чувствуете, по-разному поступаете. Волчки ясно показывают, какие мы все разные. Несмотря на внешнее сходство (голова, две руки, две ноги), мы так не похожи друг на друга. Разные эмоции возникают в ответ на одну и ту же ситуацию, разные мысли приходят в голову, поэтому и поведение у всех разное.

А как вы думаете, части круга всегда у вас будут одинаковые?

Конечно нет. Если один много думает и мало делает, то самая большая часть будет думающая. А бывает наоборот…

Когда сильно меняются мысли и эмоции человек начинает вести себя совсем иначе.

Этюд на проявление эмоций (3 мин)

Например, так, как эти мышки.

Психолог показывает «волшебную тарелку» с изображением спящих мышек.

Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.

Пора, мышки, просыпаться!

Открыли они глазки, а на улице дождь…

Сейчас я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились,

Потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу, все надулись.

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер.

И слёзы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щёчке скользнул нежно гладкой.

И всё засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись.

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали: Ура! Ура!

Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).

Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины).

Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.

Упражнение «Я радуюсь, когда…» (4 мин)

Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда вы испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда …» и т. д.).

Упражнение проводится 3 раза. Психолог следит, чтобы каждый ребенок рассказал о разных эмоциональных состояниях.

Игра «Тух-тиби-дух» (2 мин)

Ребята, а вы умеете прогонять плохое настроение? Сегодня я хочу рассказать вам по секрету о волшебных словах против плохого настроения, это также заклинание против обид. Чтобы заклинание подействовало надо ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Когда захотите поговорить с кем-то, то остановитесь, посмотрите другому ребенку прямо в глаза и сердито-пресердито скажите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Попробуем?

Финальный шеринг (5 мин)

Поделитесь впечатлениями от сегодняшнего занятия.

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Что огорчило тебя сегодня на занятии?

Что тебя удивило?

Высказываются все дети.

Прощание «Очень жаль нам расставаться» (1 мин)

Ребята, давайте закончим наше занятие ритуалом. Встаньте в круг.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять

Дети обнимают друг друга по кругу.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До новой встречи, на которой мы продолжим знакомиться с эмоциями, которые помогают нам лучше понять себя и друг друга!


Источники литературы:

1. Быкова А. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» / А. Быкова. – Текст: непосредственный. – М.: БОМБОРА, 2019. – 128 с.

2. Бабаева Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – Текст: непосредственный. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 224 с.

3. Полякевич Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Текст: непосредственный. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Смирнова Анжела Викторовна, 27.05.21 в 23:17 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за идеи!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.