Конспект занятия-тренинга для детей 5–7 лет «Узнай себя и свои чувства»
Занятие-тренинг для детей 5-7 лет Узнай себя и свои чувства
DOCX / 606.91 Кб
Конспект занятия-тренинга для детей 5-7 лет
Узнай себя и свои чувства
Цель: развитие эмоционального интеллекта.
– формировать систему представлений о самом себе;
– развивать способность осознавать свои и чужие эмоции;
– развивать способность вербального и невербального выражения своих эмоций;
– развивать навыки уменьшения негативных эмоций;
– развивать навыки взаимодействия в коллективе сверстников.
Материалы и оборудование: яркий мяч; нарисованные круги на листах белой плотной бумаги или белого картона, ножницы, зубочистки, наборы цветных карандашей по количеству детей; набор картинок со схематичным изображением эмоциональных состояний; «волшебная тарелка» с изображением спящих мышек.
Длительность: 30 мин.
Ход занятия-тренинга:
Дети (5-7 человек) и педагог-психолог стоят в кругу.
Упражнение «Приветствие» (1 мин)
– Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуйте!» – шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим.
Упражнение «Чудесный мячик» (2 мин)
– Посмотрите, на занятие я сегодня принесла очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?!
Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение, но у каждого будет свое «настроение» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Лариса Геннадиевна, у меня сегодня лучезарное настроение!»
Педагог передает мяч вправо. Упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагога.
– Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение или эмоциональное состояние.
Упражнение «Я очень хороший» (2 мин)
– Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).
И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»
– Замечательно!
Упражнение «Это – Я» (10 мин)
– Каждый человек говорит о себе: «Я». Если сделать групповую фотографию, то каждый из вас потом сможет, указав на свое изображение, сказать: «Это я!» Но наше «Я» – очень сложное, оно как как будто состоит из нескольких частей. Есть часть «Я», которую мы называем физическим телом. Эта часть отвечает за то, как мы выглядим и что мы делаем. Назовем эту часть «двигательная». Ей соответствует вопрос: «Что я делаю?»
Есть часть «Я» «думающая». Это наши мысли. Ей соответствует вопрос: «Что я думаю?».
И есть часть «чувствующая», которая отвечает на вопрос: «Что я чувствую?». С этой частью «Я» связаны разные переживаемые нами эмоции. В каждый момент времени мы что-то делаем, что-то думаем и при этом что-то чувствуем.
Психолог обращается к одному из детей.
– Например, … , что ты сейчас делаешь?
– А что ты думаешь?
– А что ты чувствуешь?
Психолог обращается с этими же вопросами к другим детям.
– Подойдите к столу. Смотрите, что это? (показывает приготовленные листы бумаги с нарисованными кругами, разделенными на 3 части).
– Да, это круги. И они разделены на 3 части: двигательную, думающую и чувствующую. Для каждого из вас свой круг – модель вашего «Я». А теперь раскрасьте части круга в разные цвета. Придумайте сами, какого цвета ваша двигательная часть, думающая часть и чувствующая часть здесь и сейчас.
Дети выполняют задание.
Детям, испытывающим затруднения, психолог оказывает помощь:
– Что ты сейчас делаешь? Придумай, какого цвета это движение.
– А что ты думаешь? Придумай, какого цвета эта мысль.
– А что ты чувствуешь? Какого цвета твой интерес (удовольствие, веселье, тревога…)?
– Отлично, с цветом определились. Теперь раскрась каждую часть.
– А теперь вырежете круги, возьмите зубочистки и проткните строго по центру. Запустите свои волчки. Смотрите, волчки получились разные. Почему?
– Правильно, потому что вы по-разному думаете, по-разному чувствуете, по-разному поступаете. Волчки ясно показывают, какие мы все разные. Несмотря на внешнее сходство (голова, две руки, две ноги), мы так не похожи друг на друга. Разные эмоции возникают в ответ на одну и ту же ситуацию, разные мысли приходят в голову, поэтому и поведение у всех разное.
– А как вы думаете, части круга всегда у вас будут одинаковые?
– Конечно нет. Если один много думает и мало делает, то самая большая часть будет думающая. А бывает наоборот…
Когда сильно меняются мысли и эмоции человек начинает вести себя совсем иначе.
Этюд на проявление эмоций (3 мин)
– Например, так, как эти мышки.
Психолог показывает «волшебную тарелку» с изображением спящих мышек.
– Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться!
Открыли они глазки, а на улице дождь…
Сейчас я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
– Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
– Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины).
– Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
Упражнение «Я радуюсь, когда…» (4 мин)
– Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда вы испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда …» и т. д.).
Упражнение проводится 3 раза. Психолог следит, чтобы каждый ребенок рассказал о разных эмоциональных состояниях.
Игра «Тух-тиби-дух» (2 мин)
– Ребята, а вы умеете прогонять плохое настроение? Сегодня я хочу рассказать вам по секрету о волшебных словах против плохого настроения, это также заклинание против обид. Чтобы заклинание подействовало надо ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Когда захотите поговорить с кем-то, то остановитесь, посмотрите другому ребенку прямо в глаза и сердито-пресердито скажите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Попробуем?
Финальный шеринг (5 мин)
– Поделитесь впечатлениями от сегодняшнего занятия.
– Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
– Что огорчило тебя сегодня на занятии?
– Что тебя удивило?
Высказываются все дети.
Прощание «Очень жаль нам расставаться» (1 мин)
– Ребята, давайте закончим наше занятие ритуалом. Встаньте в круг.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять
Дети обнимают друг друга по кругу.
– Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До новой встречи, на которой мы продолжим знакомиться с эмоциями, которые помогают нам лучше понять себя и друг друга!
Источники литературы:
1. Быкова А. Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» / А. Быкова. – Текст: непосредственный. – М.: БОМБОРА, 2019. – 128 с.
2. Бабаева Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – Текст: непосредственный. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 224 с.
3. Полякевич Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Текст: непосредственный. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
Смирнова Анжела Викторовна