Занятие-тренинг для детей 5-7 лет «Волшебная страна чувств»
Занятие-тренинг для детей 5-7 лет
«Волшебная страна чувств»
Казакова Людмила Геннадьевна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары
Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка.
Материал: Набор картинок с изображением эмоций детей, набор цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный), бланки «Страна чувств».
Ход занятия-тренинга
1. Приветствие «Я рада всех видеть»
Педагог-психолог: «Я рада видеть Дашу, Настю, Ваню… и т.д.». Приветствует всех детей по очереди, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.
2. Упражнение «Эмоциональный словарь»
Перед детьми педагог-психолог раскладывает набор картинок с изображением лиц детей в различных эмоциональных состояниях.
Педагог-психолог:
– Ребята, какие эмоциональные состояния изображены на картинках?
– Вспомните, бываете ли вы в таком состоянии?
– Как вы чувствуете себя, находясь в данном состоянии?
– Хочется ли снова вернуться в это состояние?
3. Упражнение «Волшебная страна чувств»
Педагог-психолог зачитывает детям сказку: «Волшебная страна внутри нас» (цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка. Бланк обработки результатов описана в Приложение 1).
Перед детьми педагог-психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Педагог-психолог:
«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес.
Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.
У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Педагог-психолог:
«Спасибо вам ребята от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь педагог-психолог предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Педагог-психолог:
«Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите – вот карта страны чувств (педагог-психолог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только вы, как люди, восстановившие страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, дети скажут, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, педагог-психолог благодарит ребят и говорит, что у каждого человека у взрослого и ребенка есть чувства. Человек хозяин своих чувств и может управлять ими как хочет.
Страх – это чувство, которое живет внутри нас, соответственно он сам является хозяином его страха и может ему приказывать, руководить и управлять им.
4. Упражнение «Клубочек»
Педагог-психолог (передавая по кругу клубочек):
– Ребята, расскажите, что чувствуете сейчас?
– Есть ли у вас желание бороться и управлять своим страхом?
5. Прощание
Педагог-психолог (все стоят в кругу):
– Ребята, наше занятие заканчивается, давайте дотронемся до ладошек соседа, и все вместе скажем «До-сви-да-ния!»
Приложение 1
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
– голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
– туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
– руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
– тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
– ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, то, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто.
В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.
В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
Кияйкина Наталья Федоровна