12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ершова Надежда Алексеевна2702
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Методическая разработка конспекта урока по географии.


Автор: Ершова Н.А., учитель географии МАОУ Московская СОШ Тюменского муниципального района Тюменская область.

Предмет: география

Класс: 7

Тема урока: Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: изучить положение материка на планете, познакомиться с историей ее освоения. Сформировать знания о роли морских мореплавателей в открытии Антарктиды, о роли России в современно исследовании материка.

Планируемые результаты:

Предметные: выявлять своеобразие географического положения Антарктиды.

Познавательные: выделять наиболее существенные признаки объектов и явлений; самостоятельно анализировать картографическую информацию.

Регулятивные: выполнять задание по предложенному плану, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в коллективе, выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Антарктиды, атлас, видеоматериалы, электронная презентация, маршрутные листы.


Презентация к данному уроку опубликована на сайте урок.рф по ссылке: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_po_teme_antarktida_geograficheskoe_po_053158.html

Видеофрагмент к данному уроку можно просмотреть по ссылке: https://drive.google.com/file/d/18FwNcNzOHv0z4qbBEzvhPD-xL9vcrZc4/view?usp=sharing (Источник: Образовательная платформа Лекта. Российский учебник. Электронное приложение к учебнику «География. География материков и океанов. 7 класс» Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.)

Маршрутный лист к уроку: приложение 1.



План-конспект урока

Этапы урока

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие. Организационный момент

Слайд 1.

t1617640149aa.jpg


15:10-

15:11

Ребята, посмотрите на соседа слева, посмотрите на соседа справа.

Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Спинки выровняйте. Здравствуйте, присаживайтесь!

Приветствие учителя

Актуализация знаний

Слайд 2.

t1617640149ab.jpg

15:11-

15:17

Проверка организации рабочих мест.

-Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. У вас на столах лежат маршрутные листы, переверните их и подпишите.


-Вспомните, на каком материке мы побывали последний раз? Предлагаю вам отправиться в путешествие по лабиринту Австралии. Ваша цель пройти с левого верхнего угла в правый нижний. Из собранных букв необходимо собрать слово или словосочетание.


Подписывают маршрутные листы



Разгадывают лабиринт, записывают буквы, из полученных букв собирают слово «Антарктида»

Целеполагание. Мотивация учебной деятельности

Слайд 3

t1617640149ac.jpg


15:17-

15:18

- Сформулируйте тему урока, и запишите ее в маршрутный лист.

- О чем будем говорить сегодня? Какую цель мы можем перед собой поставить, знакомясь с новым для нас материком?

- Мы будем выполнять упражнения по принципу 5*5 (5 заданий по 5 вопросов).

Осмысливают вопрос и формулируют цель урока.


Создание проблемной ситуации

Слайд 4

t1617640149ad.jpg


15:18-

15:21

1 задание называется «Бой с тенью». Наша задача вспомнить все знания о материке и ответить на вопросы. Ответы запишите в столбике «Как Вы думаете?» цифрами 1 или 2.

Выполняют задание

Первичное усвоение новых знаний

Видеофрагмент




15:21-

15:27

Что нужно, чтобы справиться с поставленной целью?

Предлагаю просмотреть видеофрагмент и выполнить 2 задание.

При просмотре видеофрагмента выделите и запишите 5 главных особенностей материка.

Видеофрагмент доступен по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/18FwNcNzOHv0z4qbBEzvhPD-xL9vcrZc4/view?usp=sharing

-Что нового вы ребята узнали, просмотрев видеоролик?

отвечают на вопрос


Просматривают видеоролик, конспектируют опорные слова






- озвучивают ответы на задание


15:27-

15:29

Изучение каждого материка мы с вами начинаем по определенному плану. Давайте его вспомним.

План описания материка:

1. ГП. История исследования,

2. климат,

3. рельеф,

4. органический мир.

Слайд 5

t1617640149ae.jpg

15:29-15:34

-Мы с Вами решили, что поговорим сегодня о ГП. Давайте вспомним подробный план описания ГП.

При помощи карт атласа и просмотренного видеоролика выполните задание 3 «Назовите 5 особенностей физико-географического положения Антарктиды»


Отношение к экватору

Отношение к полюсам тропикам, нулевому меридиану.

Моря, океаны

Крайние точки

Слайд 6t1617640149af.jpg

15:34-15:37

- Мы с вами говорим: «Антарктида, Антарктида», а что же означает это слово? Давайте найдем эту информацию в учебнике. Если мы с вами обратимся к учебнику, то узнаем,

Открыли учебник и прочитали, что Антарктида- земля, расположенная напротив Северной полярной области.

Слайд 7t1617640149ag.jpgt1617640149ah.jpg

15:37-15:42

Обратимся к нашим маршрутным листам. Выполните 4 задание. Вам необходимо прочитать текст и выделить основные достижения первооткрывателей. На выполнение заданий у вас есть 5 минут.

Читают текст и заполняют таблицу

Первичное закрепление материала

Слайд 8t1617640149ai.jpg

15:42-

15:45

-Итак, мы практически завершили наше путешествие по материку на этом уроке, давайте обратимся к нашему 5 заданию «Знаем, плавали». Перед Вами цифровой диктант. Выберите 5 верных утверждений, обведите кружком их порядковые номера.

Выполняют задание

Рефлексия. Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов

Слайд 9t1617640149aj.jpg

15:45-

15:48

- Предлагаю вернуться обратно к 1 заданию и заполнить второй столбец «А как на самом деле?!» За каждое совпадение ваших первоначальных ответов с правильными- проставьте по 1 баллу.

Выполняют задание 1, подводят итоги

Домашнее задание

Слайд 10 t1617640149ak.jpg

15:48-

15:50

Домашнее задание: прочитать параграф и выполнить задания в контурных картах на стр.8. Объяснение заданий в контурных картах.

Подведение итогов урока.

- Передайте маршрутные листы на первую парту, проверьте, чтобы они оказались подписанными. Всем спасибо за урок!

Все, кто брал школьные атласы, сдайте.

Записывают ДЗ, уточняют неясные задания в контурных картах.



Источники информации:

Учебник «География. География материков и океанов. 7 класс» Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева.

Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География»

«Поурочные разработки по географии. 7 класс» Автор: Е.А. Жижина.

Атлас «География. 7 класс». Издательство Дрофа.

Электронное приложение к учебнику «География. География материков и океанов. 7 класс» Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. на образовательной платформе https://lecta.rosuchebnik.ru/

Полный комплект материалов для уроков по географии в 7-м классе (ФГОС) на образовательной платформе https://videouroki.net/projects/2/index.php?id=geo7


t1617640149al.pngПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Маршрутный лист


ФИ _____________________________

_________________________________ Класс_______________________

Дата ________________________




















Тема урока: ____________________________________________________________________________________________


Вопрос

Как Вы думаете?

А как на самом деле?

Баллы

1. Какой материк – Африка (1) или Южная Америка (2)- расположен ближе к Антарктиде?




2. Антарктиду отделяет от южной Америки Магелланов пролив (1) или пролив Дрейка (2)?




3. Антарктический полуостров расположен ближе к Африке (1) или Австралии(2)?




4. Море Уэделла находится к востоку (1) или к западу (2) от Антарктического полуострова?




5. У Антарктиды 4 крайних точки (1) или меньше (2)?





Задание 1. «Бой с тенью».

Задание 2. Просмотрите видеоролик и запишите 5 главных особенностей материка.

Баллы

1.


2.


3.


4.


5.




Задание 3. Назовите 5 особенностей физико-географического положения Антарктиды.

Баллы

1.


2.


3.


4.


5.





Задание 4. Прочитайте текст и выделите основные достижения путешественников Антарктиды.




Баллы

Дж. Кук





Ф.Ф. Беллинсгаузен





М.П. Лазарев





Р. Амундсен





Р. Скотт








Джеймс Кук не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку он так и не смог. Он пришёл к мрачным выводам, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы... эта страна обречена природой на вечный холод». Результаты экспедиции Джеймса Кука надолго охладили желание мореплавателей пускаться в рискованные плавания на поиски материка

Лишь в 1819 г. была организована первая русская антарктическая экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, которая обошла вокруг неведомого материка, вплотную подходила к его берегам и открыла множество островов. 1820 год, когда экспедиция впервые подходила к берегам Антарктиды, принято считать годом её открытия, положившего начало интенсивному изучению береговой зоны Южного континента.

14 декабря 1911 г. норвежцем Руалем Амундсеном, а месяцем позже — 18 января 1912 г. — англичанином Робертом Скоттом был достигнут Южный полюс. Это было величайшее географическое открытие. Учёные получили первые сведения о внутренних районах материка. Но достались они дорогой ценой. Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего нескольких километров до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёрзшие тела.


Задание 5. Цифровой диктант «Знаем, плавали!»

Выберите 5 верных утверждений, обведите кружком их порядковые номера.


Почти весь материк расположен в пределах Южного полярного круга.

Из всех материков к Антарктиде ближе всех находится Австралия.

Экспедиции Амундсена и Скотта первыми побывали на Южном полюсе.

От Южной Америки Антарктида отделена проливом Дрейка.

Название Антарктида» в переводе с греческого языка означает «полярный».

Антарктида омывается водами двух океанов.

Антарктида не принадлежит ни одному государству.

На территории Антарктиды расположены пять российских станций.



Всего баллов _________________________

Домашнее задание:

_____________________________________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (17)

сменить сортировку
Колышкина Елена Владимировна, 03.05.21 в 16:01 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень понравился Ваш урок!
Евгений Алексеевич, 09.05.21 в 21:05 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший урок! Но мне кажется, что Вы представили технологическую карту, а не конспект
Ершова Надежда Алексеевна, 09.05.21 в 21:10 2Ответить Пожаловаться
Я Ваш комментарий увидела сегодня, а опубликовала материал задолго до этого. Теперь думаю, что лучше отредактировать документ, чтобы было чёткое представление задуманного урока.
Вам спасибо за совет!
Евгений Алексеевич, 11.05.21 в 21:48 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Алексеевна, за Ваш ответ. Чаще всего не отвечают или высказывают недовольство. Но урок действительно хороший!!! Кстати, по диплому я учитель географии и биологии, но географию вёл только в первый год работы и в последние 4 года работы в Москве. Если интересно, то в публикациях есть игры и по географии. Ещё раз спасибо за ответ. С уважением Е. Стручков
Панов Егор Игоревич, 16.06.21 в 13:04 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!
Ершова Надежда Алексеевна, 16.06.21 в 14:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за поздравление, Егор Игоревич!
Трефилова Раиса Поликарповна, 16.06.21 в 16:58 1Ответить Пожаловаться
Надежда Алексеевна, поздравляю с победой в конкурсе!

Ершова Надежда Алексеевна, 16.06.21 в 20:48 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова, Раиса Поликарповна!
Евгений Алексеевич, 17.06.21 в 23:43 2Ответить Пожаловаться
Надежда Алексеевна! Я рад, что мои высокие оценки оказались и у других членов жюри! Победа достойная! Я закончил ЯГПИ в 1975. Любимым преподавателем был Щенёв В.А. Только почти всё время я вёл биологию. И лишь в последние годы в Москве работал и географом...

Отредактировано 17-06-2021 23:45

Ершова Надежда Алексеевна, 18.06.21 в 20:26 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Евгений Алексеевич! Благодарю за оценку работу, тем более на таком высоком уровне! Честно говоря, не ожидала я таких результатов, что вдвойне приятно.
Я побывала у Вас на странице, почерпнула много познавательной информации для себя. Спасибо за полезную информацию!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.