Конспекты уроков по географии в 5 классе (УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева)
Сидоров Игорь Васильевич
Предмет: география
Класс 5
Используемый учебник: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 классы. М.: Дрофа.
Представленные фрагменты конспектов уроков соответствуют модели, когда электронная форма учебника установлена у учителя на компьютере, связанным с мультимедийным проектором и интерактивной доской.
Тематический план раздела “Земля во Вселенной”. В зависимости от подготовленности и заинтересованности детей возможно иное планирование изучения темы.
1. Представления об устройстве мира
2. Звезды и галактики
3. Солнечная система
4. Земля и Луна
5. Исследование космоса (игровой урок, представление мини-проектов) и пр.
Урок 1. Представления об устройстве мира
Дидактическая структура урока | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Использование ЭФУ | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Развитие коммуникативных навыков учащихся | Беседа – знакомство с содержанием раздела, определение изучаемых тем Примерные вопросы для беседы: Как называется раздел? Темы в него входящие? К какой из наук о природе относится содержание этого раздела? Встречаются ли в названиях тем и раздела незнакомые вам понятия? На какие вопросы вы хотите получить ответы при изучении этих тем? На все ли эти вопросы может ответить современная наука? Отличаются ли наши знания о Вселенной от знаний людей прежних исторических эпох? Почему? | Целеполагание В ходе беседы формулируется тема урока, цели и задачи урока | Ознакомление с устройством ЭФУ, системой навигации и панелью управления. Работа с содержанием ЭФУ, выведенным на экран. | |
Изучение нового материала | Объяснять понятия и термины “Вселенная”, “геоцентрическая модель”, “гелиоцентрическая модель” | Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по теме | Примерные вопросы для организации работы по изучению нового материала: Какое определение Вселенной дает учебник? Предложите слова-синонимы этому понятию. Вопросы к видеофрагменту из ЭФУ: Ученые какой страны впервые предложили свое видение мира? Назовите их имена. Чем отличается геоцентрическая система от гелиоцентрической? Попробуйте назвать несколько черт различий? Есть ли у них сходства? Используйте для ответа на этот вопрос иллюстрации из учебника на с. 11 Знакомство с видео материалом на с. 12. Почему этот раздел называется “Убеждения или жизнь”? Какие идеи Джордано Бруно подтвердила современная наука | Ознакомление с содержанием раздела (комментированное чтение, просмотр видеороликов ЭФУ) Запись в тетради новых понятий и персоналий | ЭФУ с. 11 – иллюстрации Видеофрагмент – “Системы мира” Видеофрагмент – “Джордано Бруно" |
Закрепление нового материала. Контроль и коррекция | Организация контроля и коррекции освоения нового материала с использованием таблицы | ||||
Рефлексия. Домашнее задание | Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оценивания | Примерные вопросы: Что нового для себя вы узнали на уроке? Что показалось особенно интересным? Было ли что-то трудным, плохо запоминающимся. Разъяснение домашнего задания и способа его проверки – задание 3. Проверка через портал Дневник.ру | Беседа с учителем |
Урок 2. Звезды и галактики
Дидактическая структура урока | Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Использование ЭФУ | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент. Актуализация ранее изученного материала. Формулирование темы урока. Целеполагание. Постановка целей и задач урока | Общее впечатление о выполненном домашнем задании, замечания, возможные ошибки и недочеты. Обсуждение трудностей при выполнении задания. Вопросы для повторения: Что такое Вселенная? Как давно люди стали задумываться о ее устройстве? Вспомните имена ученых, предлагавших свои модели устройства мира. Какие космические тела вы можете назвать? | Беседа с учителем Актуализация изученного ранее. Формулирование темы, целей и задач урока | Схема геоцентрической и гелиоцентрической системы на с. 11 | ||
Изучение нового материала | Объяснять понятия и термины “звезда”, “галактика”, “световой год” | Организация изучения нового материала с использованием различных источников информации. | Работа с учебником, иллюстративным материалом, видеофрагментами Составление схемы “Какие бывают звезды” | Иллюстрации с. 18 Видеофрагмент “Сравнение размеров звезд и планет” - На выбор:https://www.youtube.com/ | |
Закрепление нового материала | Развитие коммуникативных компетенций, навыков критического и исследовательского мышления | Вопросы к видеофрагменту: Кто сделал фотографии, использованные в видеофрагменте? Почему трудно изучать звезды? К какой категории звезд относится Солнце | Беседа с учителем | ЭФУ - видеофрагмент | |
Рефлексия | Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оценивания | Вопросы для учеников: Назовите самый удивительный факт, о котором вы узнали на уроке | Беседа с учителем. | ||
Домашнее задание | Изучить тему Солнечная система. Составить список “7 чудес Солнечной системы”. Обсуждение возможной формы (устное сообщение, презентация, письменное сообщение) представления работы. |