Рабочая программа по географии (базовый уровень) 5 класс (УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева)

0
0
Материал опубликован 15 January 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 6

Раменский муниципальный район

Московская область






«Согласовано»

Руководитель ШМО

______/К.Ю. Сухова / Протокол № ____от «____» августа 2021 г.




«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР _________/Н.А. Любченко/ «_____» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор школы

________/О.В. Макарова/ Приказ № _____  от «____» августа 2021 г.

М.П.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

(базовый уровень)


5 класс








Составитель: Сухова Ксения Юрьевна,

учитель географии, первой категории










2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

Примерной программы основного общего образования по географии;

Авторской рабочей программы по географии 5—9 классы. Авторы: А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев; к линии УМК под ред. О.А. Климановой, А.И. Алексеева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2017г;

образовательной программы основного общего образования МОУ Раменской СОШ №6; учебного плана МОУ Раменской СОШ №6; устава и положения о рабочей программе МОУ Раменской СОШ №6;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.

Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2.

Цели обучения:

формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.

Задачи:

формирование географической картины мира и общей культуры;

формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

Общая характеристика учебного предмета

География обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и другими подходами, поэтому лучше других наук подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Курс «География. Землеведение» — пропедевтический курс, целью изучения которого является введение в курс географии. Он дает базовые знания о природе Земли, основных географических закономерностях и взаимосвязях природы и человека.

Место предмета в учебном плане

Данную рабочую программу реализует учебно-методический комплект География (5-9): О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. «География. Землеведение. 5- 6 классы» учебник. – М.: Дрофа, 2019 г.

На изучение курса «География. Землеведение. 5-6 классы» в 5 классе в соответствии с учебным планом МОУ Раменской СОШ № 6 отводится 34 ч. (по 1 часу в неделю). Практических работ в 5 классе – 5.

Формы занятий: игры, мини – лекции, диалоги и беседы, практические работы, семинары, проектные работы.

Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы.

Планируется использование следующих приемов преподавания предмета:

словесные методы (устное изложение учителя — рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

наглядные методы (показ иллюстративных пособий, таблиц, плакатов, карт; демонстрация видеофильмов, презентаций).

практические методы (выполнение практических работ).

репродуктивный метод (работа по типовым планам и картам, составление описаний и сравнительных характеристик).

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.

Виды проверки знаний: контроль в форме тестов, проверочных работ. Текущий контроль в форме тестов, географических диктантов, практических работ, работы с контурными картами, устного опроса, проектной и исследовательской деятельности, уроков-дискуссий.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цель цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

выбирать средства и применять их на практике;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять самостоятельный расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

организовать сотрудничество, работать в группах (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметные результаты:

использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

умение анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

различать и сравнивать изученные географические объекты;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;

создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


















Содержание учебного предмета

5 класс


Раздел I. Как устроен наш мир

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения  как источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?




Тематическое планирование


5 класс



Наименование раздела, тем

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы, самостоятельные работы, тесты


1

Как устроен наш мир

10

1

1

2

Развитие географических знаний о земной поверхности

9

1

1

3

Как устроена наша планета

15

3

1


Итого

34

5

3


























Планируемые образовательные результаты освоения предмета

Обучающийся научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации, объяснения географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

расчета количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;

составления простейших географических прогнозов;

принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. «География. Землеведение. 5- 6 классы» учебник. – М.: Дрофа, 2019 г.

А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. «География. Землеведение. 5—6 классы». Методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким и др.; под ред. О. А. Климановой «География. Землеведение. 5—6 классы»-М.: Дрофа, 2018 г.

Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2017 г.

Контурные карты. 5 класс. – М.: Дрофа, 2017 г.

Перечень учебного оборудования и технических средств обучения по географии:

технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук, колонки, компьютерная мышь, сетевой фильтр;

оборудование, приспособления, инструменты: глобус земли физический, карта физическая и политическая, линейка визирная, рулетка, портреты путешественников и исследователей;

видео, DVD, CD - материалы;

настенные географические карты;

таблицы по географии;

раздаточный материал (карточки, тесты, опорные схемы)

мультимедийные презентации

























Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 6

Раменский муниципальный район

Московская область









ПРИЛОЖЕНИЕ


К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по географии

(базовый уровень)


5 класс








Составители: Сухова Ксения Юрьевна,

учитель географии,















2021-2022 учебный год

Календарно-тематическое планирование


5 класс


урока

Наименование разделов, тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действия) по теме/разделу

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Раздел I. Как устроен наш мир (10 ч.)

Тема 1. Земля во Вселенной

1

Представления об устройстве мира

Объяснять понятия и термины: Солнечная система, галактика, планета, астероид, комета; называть имена ученых, внесших вклад в изучение Земли; объяснять отличия геоцентрической и гелиоцентрической моделей устройства мира; изучать по схеме способ измерения расстояния до недоступного предмета; изучать и приводить примеры планет Солнечной системы; сравнивать космические тела по степени опасности для людей; сравнивать и называть сходство и различия между Землей и ее спутником — Луной; объяснять причины смены дня и ночи и времен года на Земле; аргументировать, почему Земля, в отличие от других планет, обитаема.



2

Звезды и галактики



3

Солнечная система



4

Луна-спутник Земли



5

Земля – планета Солнечной системы



Тема 2. Облик Земли

6

Облик земного шара

Объяснять понятия и термины: Мировой океан, материк, остров, полуостров, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе, карте полушарий и физической карте России; определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности; читать план местности и карту; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории.



7

Форма и размеры Земли. Глобус –модель Земли



8

Параллели и меридианы. Градусная сеть



9

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации
Практическая работа №1.



10

Обобщающий урок по разделу «Как устроен наш мир»



Раздел II. Развитие географических знаний земной поверхности (9 ч.)

Тема 3. Изображение Земли

11

Способы изображения земной поверхности

Объяснять понятия и термины: план, карта, географический атлас, аэрофотоснимок, космический снимок, геоинформационная система (ГИС); изучить и сравнивать, называть особенности различных источников географической информации — географических карт, планов местности, аэрофотоснимков и космических снимков; приводить примеры видов деятельности людей, где необходимо использование различных источников географической информации.



12

История географической карты



Тема 4. История открытия и освоения Земли

13

Географические открытия древности

Работать с текстом учебника для изучения значения выражений: путь «из варяг в греки», Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы, викинги, русские землепроходцы; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; изучать и показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.



14

Географические открытия Средневековья



15

Великие географические открытия



16

В поисках Южной Земли



17

Исследования океана и внутренних частей материков



18

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации Практическая работа №2.



19

Обобщающий урок по разделу: «Развитие географических знаний о земной поверхности»



Раздел III. Как устроена наша планета (15 ч.)

Тема 5. Литосфера

20

Внутреннее строение Земли

Выделять главное и существенные признаки понятий: земная кора, ядро, мантия, литосфера, горные породы, минералы, полезные ископаемые, рельеф, формы рельефа, материковый склон, ложе океана; характеризовать методы изучения Земли и ее недр; показывать по карте разные формы рельефа; изучать горные породы в ходе выполнения практической работы; сравнивать формы рельефа суши и дна Мирового океана; изучать и приводить примеры влияния деятельности человека на изменения рельефа на Земле.



21

Горные породы и их значение для человека



22

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Практическая работа №3



23

Рельеф и его значение для человека



24

Основные формы рельефа



Тема 6. Гидросфера

25

Мировой круговорот воды

Работать с новыми понятиями и терминами темы: гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив, пролив, части реки, речная система; работать со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью выявления отличительных особенностей частей Мирового океана.



26

Мировой океан и его части



27

Гидросфера-кровеносная система Земли



Тема 7. Атмосфера

28

Атмосфера Земли и ее значение для человека

Изучать метеорологические приборы; определять различные параметры состояния погоды: температура воздуха, атмосферное давление, направление ветра; описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения за погодой.



29

Погода



30

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. Практическая работа №4.



Тема 8. Биосфера

31

Биосфера – живая оболочка Земли

Работать с новыми понятиями и терминами темы: биосфера, биологический круговорот; приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле; вести наблюдения во время экскурсии.



32

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

Практическая работа №5.



Тема 9. Природа и человек

33

Воздействие человека на природу Земли

Приводить примеры отрицательного и положительного влияния человеческой деятельности на природу; изучать и приводить примеры мероприятий по охране природы.



34

Обобщающий урок по разделу: «Как устроена наша планета»






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.