КТП по географии для учащихся 5–6 классов по УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева
Общая характеристика курса географии
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Предметные результаты (цели предмета)
Метапредметные результаты
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса “География” является формирование
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-е классы
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-е классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса “География” 5 - 6 классах являются следующие умения:
5-й класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6 класс
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание курса географии по классам
Концептуальные основы изучения географии в 5 классе
Целями изучения дисциплины в 5 классе являются:
формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических; знакомство с основными факторами, принципами и направлениями.
развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».
Основные задачи:
формирование географической картины мира и общей культуры;
формирование географического (пространственно временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
осознание единства природы, хозяйства и населения—идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
Развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонент общего образования:
Социально-личностной компоненты:
подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;
формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному»— индустриальному, историческому, культурологическому пространству;
выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей
местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;
формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;
развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных,социально-экономических, техногенных процессов и объектов;
понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;
знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения — важных элементов общей культуры человека;
формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;
общекультурной компоненты:
формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной
практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об
экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ - ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля— обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля— планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года? Световой день и смена времен года в Новосибирской области.
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли; определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных
географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок - практикум. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту; производить простейшую съемку местности;
работать с компасом, картой; классифицировать карты по назначению, масштабу и
охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок - практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы? Горные породы и минералы Новосибирской области
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Основные формы рельефа Новосибирской области. Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники? Внутренние воды Новосибирской области.
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды? Особенности погоды в Новосибирской области.
Урок - практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера? Особенности биосферы в Новосибирской области.
Урок - практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Степень воздействия на природу в НСО
Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Концептуальные основы программы 6 класс.
Рабочая программа 6 класса направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Задачами изучения географии в 6 классе являются:
• познание характера, сущности и динамики главных природных, процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1.
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (4 часов)
Планируемые предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Урок 1. Вращение Земли и его следствие. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен дня. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.
Урок 2. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота.
Урок 3. Определение географических координат точки по глобусу (урок-практикум).
Урок 4. Определение географических координат.
Раздел 2.
Путешествия и их географическое отражение (5 часов)
Планируемые предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
ТЕМА 1. Путешествия и их географические отражения (5 часов)
Урок 5. План местности. Условные знаки, масштаб.
Урок 6. Ориентирование на местности и по плану.
Практическая работа №1. Определение азимутов точек.
Урок 7. Составление плана местности (урок-практикум).
Урок 8. Многообразие карт.
Урок 9. Определение расстояний, направлений. (урок-практикум).
Раздел 3.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (20 часа)
Планируемые предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане,
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
- работать с контурной картой;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- описывать погоду и климат своей местности.
ТЕМА 1. Планета воды (3 ч.)
Урок 10. Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость вод.
Урок 11. Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы.
Урок 12. Морские течения. Составление карты «Поверхностные течения Мирового океана».
ТЕМА 2. Внутреннее строение Земли (3 часов)
Урок 13. Движение литосферных плит. Составление карты «Литосферные плиты», строение литосферы в Новосибирской области.
Урок 14. Землетрясения.
Урок 15. Вулканы, гейзеры, горячие источники.
ТЕМА 3. Рельеф суши. (4 часов)
Урок 16. Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.
Урок 17. Горы.
Урок 18. Равнины. Рельеф Новосибирской области
Урок 19. Рельеф суши. Нанесение на к/к географической номенклатуры.
ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли (8 часов)
Урок 20. Температура воздуха.
Урок 21. Урок-практикум «Суточный и годовой ход температуры воздуха» работа по данным с метеостанций Новосибирской области.
Урок 22. Атмосферное давление. Ветер. Циркуляция атмосферы. Атмосферное давление, ветер, воздушные массы в НСО.
Урок 23. Атмосферные осадки. Облака. Атмосферные осадки НСО
Урок 24. Погода и климат.
Урок 25.Климатические пояса земли.
Урок 26. Работа с климатическими картами (урок-практикум).
Урок 27. Наблюдение за погодой. Составление графика хода температуры воздуха, розы ветров. (работа с данными по Новосибирской области)
ТЕМА 5. Вода — кровеносная система Земли (3 часов)
Урок 28. Реки в природе и на географической карте. Реки Новосибирской области.
Урок 29. Озера. Озера Новосибирской области
Урок 30. Подземные воды. Болота. Ледники (горные и покровные). Контурная карта «Реки, озера»
Раздел 4.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (5 часов)
Планируемые предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы;
- приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
ТЕМА 1. Живая планета (2 часа)
Урок 31. Закономерности распространения живых организмов на Земле.
Практическая работа №13. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (либо степей и тундр).
Урок 32. Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Почвы Новосибирской области.
ТЕМА 2. Географическая оболочка и ее закономерности (2 часа)
Урок 33. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли.
Урок 34. Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Новосибирской области.
ТЕМА 3. Природа и человек (1 часа)
Урок 35. Стихийные бедствия и человек. Возможные стихийные бедствия в Новосибирской области.
Тематический план 5 класс (35 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практические работы |
Раздел 1. Как устроен наш мир |
9 |
||
1 |
Земля во Вселенной. |
5 |
|
2 |
Облик Земли. |
5 |
«Глобус как источник географической информации» |
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности |
8 |
||
1 |
Изображение Земли |
2 |
|
2 |
История открытия и освоения Земли |
6 |
«Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации» |
Раздел 3. Как устроена наша планета |
14 |
||
1 |
Литосфера |
5 |
«Работа с коллекцией горных пород» |
2 |
Гидросфера |
3 |
|
3 |
Атмосфера |
3 |
«Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой» |
4 |
Биосфера |
2 |
«Экскурсия в природу» |
5 |
Природа и человек |
1 |
|
Повторение |
4 |
||
всего |
35 |
5 |
Тематический план 6 класс
№ п/п |
Название раздела |
Название темы |
Кол-во часов |
Практические работы |
|||
1 |
Раздел I. Земля во Вселенной |
4 |
|||||
2 |
Тема 1. Земля во Вселенной |
4 |
Практикум: Определение географических координат. |
||||
3 |
Раздел II. Путешествия и их географическое отражение |
5 |
|||||
Тема 1. Путешествия и их географическое отражение |
5 |
Определение азимута. Составление плана. Определение расстояния и направления |
|||||
7 |
Раздел III. Природа Земли |
20 |
|||||
8 |
Тема 1. Планета воды. |
3 |
Практикум: Течения в Мировом океане (работа в контурной карте) |
||||
9 |
Тема 2. Внутреннее строение Земли. |
3 |
Практикум: Литосферные плиты (работа в контурной карте) |
||||
10 |
Тема 3. Рельеф суши. |
4 |
Практикум: Рельеф суши (работа в контурной карте). |
||||
11 |
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли. |
8 |
Практикум: Суточный и годовой ход температуры. Работа с климатическими картами. Наблюдение за погодой |
||||
12 |
Тема 5. Вода – кровеносная система Земли. |
3 |
Практикум: Внутренние воды (работа на контурной карте) |
||||
Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни |
5 |
||||||
Тема 1. Живая планета |
2 |
Практикум Сравнение растительных сообществ |
|||||
Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности |
2 |
||||||
Тема 3. Природа и человек |
1 |
||||||
итого |
35 |
12 |
Нормы оценок за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Нормы оценок выполнения практических работ.
“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.
Оценка тестовых работ.
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
37- 61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
УМК
1.Стандарт основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
2.Сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.
3. Учебник: О.А. Климанова. География. Землеведение. 5-6 класс. М, Дрофа 2014
4. Географический атлас 5-6 класс. Контурные карты.– М.: Дрофа, 2011 комплект
5. А.В. Румянцева, Э.В. Ким, О.А. Климанова География. Землеведение. Методическое пособие.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
№ п.п. |
Тема |
Содержание |
Виды деятельности |
Результаты обучения |
Д.з |
Раздел 1. Как устроен наш мир (9 часов) |
|||||
Земля во Вселенной (5 часов) |
|||||
1(1) |
Представление об устройстве мира Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир? |
Работа с источниками информации: таблицами и схемами учебника, моделью «Солнечная система». Просмотр видеофильма |
Знать развитие географических знаний человека о Земле. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли |
§1 |
2(2) |
Звезды и галактики Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд? |
Знать определение понятия звезда, какие бывают звезды. Уметь определять расстояние до звезд, уметь работать с разными источниками информации |
§2 |
|
3(3) |
Солнечная система Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля— обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему? |
Знать и уметь объяснять понятия солнечная система, планета, комета, метеор, метеорит. Уметь объяснять причины того, что Земля обитаема. Иметь представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий; |
§3 |
|
4(4) |
Луна – спутник Земли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю? |
Знать и уметь объяснять различия между Землей и Луной, Иметь представление о истории исследования Луны и роли российских космонавтов и ученых в исследовании Луны |
§4 |
|
5(5) |
Земля – планета Солнечной системы Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года? Световой день и смена времен года в Новосибирской области. |
Знать географические следствия движений Земли; географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей, сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Умение работать с разными источниками географической информации Уметь работать с учебником, таблицами, решение географических задач; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. |
§5 |
|
Облик Земли (4 часа) |
|||||
1(6) |
Облик земного шара Тип урока: Комбинированный урок. |
Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? |
Сравнение глобуса, карты полушарий и физической карты России; выявление различий между ними. Определение расстояния и направлений по глобусу |
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»; |
§6 |
2(7) |
Формы и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Тип урока: Комбинированный урок. |
Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус? |
объяснять значение понятий: «глобус» Знать о форме, размеры, У. сопоставлять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека решение географических задач. картографическая грамотность |
§7 |
|
3(8) |
Параллели и меридианы. Градусная сеть Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли? |
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Умение работать с разными источниками географической информации |
§8 |
|
4(9) |
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации |
Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления? |
определять (измерять) направления, расстояния по глобусу; Умение работать с разными источниками географической информации |
§9 |
|
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов) |
|||||
Изображение Земли (2 часа) |
|||||
1(10) |
Способы изображения земной поверхности Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? |
Знакомство с различными источниками информации — планами местности, географическими картами, аэрофотоснимками, космическими снимками. Выявление различий и сходства в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. Чтение планов местности и карт |
Знать географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб. Условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть); изображение поверхности Земли на глобусе и карте.; изображение поверхности Земли на глобусе и плоскости. Чтение и использование карт, космических и аэрофотоснимков |
§10 |
2(11) |
История географической карты Тип урока: Комбинированный урок. |
Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере? |
Знать о географической карте Способах картографического изображения. Классификация карт, история карт, современные способы изготовления карт Умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
§11 |
|
История открытия и освоения Земли (6 часов) |
|||||
1(12) |
Географические открытия древности Тип урока: Комбинированный урок. |
Какие географические представления были у древних народов? Как путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности? |
Формирование умений: выявлять новые понятия, термины и выражения, объяснять их значение своими словами; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников |
Знать об Эпохе Великих географических открытий. Выдающихся географических открытиях и исследованиях в России и в мире, современные научные исследования космического пространства. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Развитие географических знаний человека о Земле. Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий Уметь осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;, выделять этапы географических открытий. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения вопросов географических открытий и исследований. |
§12 |
2(13) |
Географические открытия Средневековья Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? |
§13 |
||
3(14) |
Великие географические открытия Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар? |
§14 |
||
4(15) |
В поисках Южной Земли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт? |
§15 |
||
5(16) |
Исследования Океана и внутренних частей материков Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана? |
§16 |
||
6(17) |
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации. |
Записки путешественников, литературные произведения — источники географической информации |
§17 |
||
Раздел 3. Как устроена наша планета (14 часов) |
|||||
Литосфера (5 часов) |
|||||
1(18) |
Внутреннее строение Земли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Внутреннее устройство планеты, методы исследования |
Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами; характеризовать методы изучения земных недр и Мирового океана; находить на картах основные формы рельефа суши и дна океана; изучать горные породы в ходе выполнения практической работы |
Иметь представление о Земле как планете. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. У. выявлять географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека. Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; |
§18 |
2(19) |
Горные породы и их значение для человека Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли? |
Знать горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Геология, полезные ископаемые. Уметь объяснять зависимость размещения горных пород от строения земной коры и рельефа. Уметь выявлять зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых |
§19 |
|
3(20) |
Урок – практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов |
Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы? Горные породы и минералы Новосибирской области. |
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность). |
§20 |
|
4(21) |
Рельеф и его значение для человека Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне? |
Знать о земной поверхности: их изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка, рельеф (горы, равнины). Уметь выявлять зависимость между рельефом, тектоническим строением влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах, природные памятники литосферы. Вести наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте; картографическая грамотность |
§21 |
|
5(22) |
Основные формы рельефа Земли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные формы рельефа Земли. Основные формы рельефа Новосибирской области |
Знать и уметь объяснять различия форм рельефа суши, дна Мирового океана; Уметь давать характеристику крупнейшим формам рельефа суши. |
§22 |
|
Гидросфера (3 часа) |
|||||
1(23) |
Мировой круговорот воды Тип урока: Комбинированный урок. |
Почему на Земле истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды? |
Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; работать со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью выявления отличительных особенностей частей Мирового океана |
Знать о гидросфере, ее состае и строение. мировой круговорот воды, движение вод в океанах. З. о гидросфере, У. выделять части гидросферы; составные части М. О.; уметь принятимать необходимые меры в случаях природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; определять взаимосвязь атмосферы с гидросферой, показывать части океана на карте. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. |
§23 |
2(24) |
Мировой океан и его части Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Части Мирового океана. |
Знать о частях Мирового океана: океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг У. составные части М. О. Уметь показывать части океана на карте. |
§24 |
|
3(25) |
Гидросфера – кровеносная система Земли. Тип урока: Комбинированный урок. |
Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль играют подземные воды, болота и ледники? Внутренние воды Новосибирской области. |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. |
§25 |
|
Атмосфера (3 часа) |
|||||
1(26) |
Атмосфера Земли и её значение для человека Тип урока: Комбинированный урок. |
Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара? |
Формирование умений: измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности; вести простейшие наблюдения за погодой |
Знать понятия атмосфера, ее состав, строение, погода, климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования ; выявлять взаимосвязь между географическими явлениями и процессами в атмосфере, их изменении в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Уметь принимать необходимые меры в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.; наблюдение за погодой, ее описание. |
§26 |
2(27) |
Погода Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды? Особенности погоды в Новосибирской области. |
Знать и уметь объяснять понятия погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. особенности формирования климата на различных территориях. Выявление зависмости температуры и давления воздуха от высоты; объяснить формирование различных типов погод, особенности формирования типа климата в вашей местности. |
§27 |
|
3(28) |
Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой |
С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды? |
Владение элементарными практическими умениями применять приборы (барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер, термометр) и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и материалов. |
§28 |
|
Биосфера (2 часа) |
|||||
1(29) |
Биосфера – живая оболочка Земли Тип урока: Комбинированный урок. |
Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера? Особенности биосферы в Новосибирской области. |
Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты; приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле; работать на экскурсии |
Знать о биосфере, её границах. Объяснять взаимосвязи биосферы с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Сохранения человеком растительного и животного мира Земли. Умение осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества объяснить неравномерное распределение живых организмов на Земле; приспособления живых организмов к середе обитания в разных природных зонах. принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Н. определять воздействие организмов на земные оболочки. |
§29 |
2(30) |
Урок-практикум. Экскурсия в природу |
Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии? |
Умение вести фенологические наблюдения, выполнять простейшие наблюдения за изменениями в природе, оформление итогов работы. |
§30 |
|
Природа и человек (1 час) |
|||||
1(31) |
Воздействие человека на природу Земли Тип урока: Комбинированный урок. |
Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы взаимодействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы? Степень воздействия человека на природу Новосибирской области. |
Формирование умений: работать с новыми понятиями и терминами темы; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты; приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком; объяснять необходимость охраны природы |
Знать понятия – экология, экологические проблемы. Уметь объяснять причины возникновения экологических проблем под влиянием деятельности человека Уметь прогнозировать последствия влияния деятельности человека на окружающую среду |
§31 |
Повторение (4 часа) |
|||||
1(32) |
Как устроен наш мир Тип урока: Комбинированный урок. |
Систематизация и обобщение понятий курса. Подведение итогов за год. Летние задания |
|||
2(33) |
Развитие географических знаний о земной поверхности Тип урока: Комбинированный урок. |
||||
3(34) |
Как устроена наша планета Тип урока: Комбинированный урок. |
||||
4(35) |
Воздействие человека на природу Тип урока: Комбинированный урок. |
Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс
№ |
Дата |
Тема занятия, тип урока |
Основные образовательные идеи |
Метапреметные умения |
Предметные умения |
Практические работы |
|
Раздел I. Земля во Вселенной (4 часа) |
|||||||
1 |
Вращение Земли и его следствие. Урок изучения нового материала |
Орбита. Форма и размеры Земли. Високосный год. Орбитальное и осевое движение Земли. Смена дня и ночи, времен года. Дни осеннего и весеннего равноденствия. Летнее и зимнее солнцестояние. Земная ось. Северный полюс. Южный полюс. Экватор. Тропики. Полярные круги. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объяснять: географические следствия движений Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний; географические следствия движений Земли |
|||
2 |
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Урок изучения нового материала |
Градусная сеть, параллели, меридианы. Географические координаты, широта, долгота. Алгоритм определения географических координат |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объяснять: Алгоритм определения географических координат. Определять: географические Координаты. |
|||
3 |
Определение географических координат точки по глобусу урок-практикум |
Определение географических координат |
|||||
4 |
Определение географических координат Урок – обобщающего повторения |
||||||
Раздел II. Путешествия и их географическое отражение (5 часов) |
|||||||
5 |
План местности Урок изучения нового материала |
План местности. Правила построения плана местности. Изображение местности на плане. Условные знаки. Масштаб. Легенда плана. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объяснять: свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштаба; значение планов и карт в практической деятельности человека Определять: существенные признаки плана, карты; классифицировать по заданным признакам план, карту и глобус; направление по плану; расстояния по карте; азимут по карте и на местности; абсолютную и относительную высоты; виды условных знаков, масштаб карты |
|||
6 |
Ориентирование на местности и по плану Урок-практикум |
Компас. Азимут. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений и расстояний на плане местности. Ориентирование при помощи компаса. Определение азимутальных точек. |
Определение азимута. |
||||
7 |
Составление плана местности Урок-практикум |
Полярная съемка местности. Правила составления полярной съемки. Маршрутная съемка местности. |
Составление плана местности |
||||
8 |
Многообразие карт. Урок изучения нового материала |
Географическая карта. История создания карт. Картографические проекции. Развитие картографии. ГИС. Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории |
|||||
9 |
Определение расстояний, направлений Урок-практикум. |
Определение направления и расстояния, географических координат объектов на карте |
Определение расстояний, направлений |
||||
Раздел III. Природа Земли ( 20 часов) |
|||||||
Тема 1. Планета воды (3 часа) |
|||||||
10 |
Свойство вод Мирового океана Урок изучения нового материала |
Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод, их распределение по широтам земного шара. Промилле |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объясняют закономерности изменения температуры и солености вод Мирового океана и их распределение по широтам земного шара. Решают задачи на определение солености |
|||
11 |
Движение вод в Мировом океане. Комбинированный урок |
Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Штиль, шторм. |
Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков. |
||||
12 |
Морские течения. Комбинированный урок |
Океанские течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Влияние океанических течений на природу приморских районов материков. |
Называют и показывают холодные и теплые течения. Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков. |
Течения в Мировом океане |
|||
Тема 2. Внутреннее строение Земли (3 часа) |
|||||||
13 |
Движение литосферных плит. Комбинированный урок |
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера. Океаническая и континентальная земная кора. Литосферные плиты. Пангея. Лавразия. Гондвана. Теория дрейфа литосферных плит. Литосферные плиты и сейсмические пояса. Строение литосферы в пределах Новосибирской области. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Называют методы изучения земных недр. Описывают и объясняют внутреннее строение планеты. Различают континентальную и океаническую земную кору по толщине и строению, теорию дрейфа литосферных плит, процессы, происходящие на границах литосферных плит. Приводят примеры литосферных плит, направления и следствия их движения. |
Литосферные плиты |
||
14 |
Землетрясения. Урок изучения нового материала |
Причины и последствия землетрясения. Очаг. Эпицентр. Сила землетрясения. Поведение во время землетрясения. Предсказание землетрясений. Сейсмограф. |
Называть причины возникновения землетрясений, вулканизма. Описывать строение вулканов, и зон землетрясений. Показывать вулканы и зоны землетрясений |
||||
15 |
Вулканы, гейзеры, горячие источники Урок изучения нового материала |
Строение вулкана. Типы вулканов. Процесс извержения вулкана. Закономерности распространения вулканов. Вулканы и человек. Гейзеры. |
|||||
Тема 3. Рельеф суши (4 часа) |
|||||||
16 |
Изображение рельефа на планах и картах. Урок изучения нового материала |
Факторы формирования рельефа. Значение рельефа в природе и для человека. Горизонтали. Способы изображения рельефа земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Называют факторы формирования рельефа. Приводят примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей. Приводят примеры различных форм рельефа, определяют их географическое положение. Описывают рельеф территории, пользуясь планом местности и картой. |
|||
17 |
Горы. Урок изучения нового материала |
Горы. Хребет и долина. Гребень. Различия гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Рождение и разрушение гор. Стихийные процессы в горах: осыпи, обвалы, сели, лавина. Известняки и пещеры. |
Объясняют закономерности распространения форм рельефа Земли. Называют и показывают на карте объекты. Классифицируют горы и равнины по высоте. Приводят примеры основных форм рельефа и объясняют их взаимосвязь с тектоническими структурами. Знают устройство горных областей. Приводят примеры высочайших гор и показывают их на карте. Объясняют процессы горообразования и формирования пещер. Описывают стихийные природные явления, знают правила самосохранительного поведения в горах. |
||||
18 |
Равнины. Урок изучения нового материала |
Равнины. Различие равнин по высоте. Особенности рельефа в Новосибирской области. Образование равнин и изменение их во времени. Хозяйственная деятельность человека на равнине. |
Классифицируют равнины по высоте. Приводят примеры равнин и показывают их на карте. Объясняют процессы формирования равнин. Приводят примеры использования равнин человеком. |
||||
19 |
Рельеф суши Урок-практикум |
Работа с контурной картой |
Уметь работать с контурной картой. |
Рельеф суши |
|||
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли (8 часов) |
|||||||
20 |
Температура воздуха. Урок изучения нового материала |
Температура воздуха и ее измерение. Термометр. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах земного шара. Тепловые пояса. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Описывают и объясняют суточный и годовой ход температуры воздуха. Умеют пользоваться термометром. Приводят примеры средних и максимальных температур на Земле. Объясняют распространение тепловых поясов. |
|||
21 |
Суточный и годовой ход температуры воздуха. Урок-практикум |
Суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах земного шара и в Новосибирской области в разных районах. Построение графика хода температур по данным с метеостанций Новосибирской области. |
Уметь строить график суточного и годового хода температур. Определять амплитуду температур |
Суточный и годовой ход температуры воздуха. |
|||
22 |
Атмосферное давление. Ветер. Циркуляция атмосферы. Урок изучения нового материала |
Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой. Ветер. Сила и направление ветра. Бриз. Муссон. Циркуляция атмосферы. Пояса атмосферного давления. Пассаты. Западные ветры. Атмосферное давление, ветер и воздушные массы в Новосибирской области. |
Объясняют причину изменения атмосферного давления с высотой. Определяют атмосферное давление на разной высоте и для точек с разным географическим положением. Объясняют причину возникновения ветра, разницу в направлении и силе ветров, механизм формирования бриза и муссона. Объясняют причины циркуляции атмосферы, механизм образования пассатов, западных ветров, их влияние на климат материков; циркуляцию воздушных масс как один из факторов формирования климата |
||||
23 |
Атмосферные осадки. Облака. Урок изучения нового материала |
Атмосферные осадки, механизм их формирования. Типы облаков. Типы и количество атмосферных осадков в Новосибирской области. |
Объясняют механизм формирования облаков и выпадения осадков. Связывают закономерности выпадения осадков с тепловыми поясами. |
||||
24 |
Погода и климат. Урок изучения нового материала |
Погода. Признаки погоды. Типы погод. Изменчивость погоды. Влияние погоды и климата на здоровье людей |
Объясняют влияние погоды на здоровье людей и хозяйственную деятельность |
||||
25 |
Климатические пояса земли. Урок изучения нового материала |
Климат. Зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным склонам. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Морской климат. Континентальный климат. Годовая амплитуда температур |
Объясняют распределение климатических поясов и показывают их на карте; влияние суши и моря на климат. Умеют читать климатограмму. Называют климатические рекорды мира |
||||
26 |
Работа с климатическими картами Урок-практикум |
Климатическая карта. Изотермы. Максимальная и минимальная температуры. Количество осадков. Ветры по сезонам. |
Умеют составлять характеристику климата, пользуясь климатической картой и картой климатических поясов |
Работа с климатическими картами |
|||
27 |
Наблюдение за погодой Урок-практикум |
Определение средней температуры воздуха за сутки, месяц, год по алгоритму. Построение розы ветров по алгоритму. Построение диаграммы облачности. (по данным метеостанций Новосибирской области) |
Умеют определять среднюю температуру воздуха, строить график хода температур. Анализируют преобладающее давление и ветры своей местности. Умеют строить розу ветров. Анализируют облачность своей местности. Умеют строить диаграмму облачности |
Наблюдение за погодой |
|||
Тема 5. Вода – кровеносная система Земли (3 часа) |
|||||||
28 |
Реки в природе и на географической карте. Урок изучения нового материала |
Река в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берег реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее, нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья. Реки Новосибирской области |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объясняют причину истощения запасов пресной воды, значение рек в природе и для жизни человека. Определяют по карте левые и правые притоки, устье, исток, бассейн реки, различия в питании и режиме рек, характере течения. Приводят примеры равнинных и горных рек. Показывают водоразделы. |
|||
29 |
Озера. Урок изучения нового материала |
Различия озерных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и соленые, мелкие и глубокие. Озера Новосибирской области. |
Объясняют происхождение озерных котловин и разницу между сточными и бессточными озерами. Приводят примеры озер. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны. |
||||
30 |
Подземные воды. Болота. Ледники (горные и покровные). Комбинированный урок |
Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Болота. Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и покровное оледенение |
Приводят примеры болот, водохранилищ. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны. Объясняют процесс формирования ледника и айсберга, высоту снеговой линии в разных горных системах. Показывают районы оледенения. Объясняют роль льда в природе. Приводят примеры ледниковых форм рельефа. Объясняют взаимосвязь климата, оледенения и деятельности человека. |
Внутренние воды |
|||
Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни (5 часов) |
|||||||
Тема 1. Живая планета (2 часа) |
|||||||
31 |
Закономерности распространения живых организмов на Земле. |
Факторы, благоприятствующие распространению жизни на Земле: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Типы растительного покрова. Местообитание животных |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Показывают по карте и описывают типы растительного покрова. Объясняют приспособления растений к различным климатическим условиям, закономерность распространения растений и животных в Мировом океане |
|||
32 |
Почва как особое природное тело. Урок изучения нового материала |
Почва как особое природное тело. Плодородие и охрана почв, зависимость свойств от географического положения территории. Круговорот веществ в биосфере. Почвы Новосибирской области. |
Описывают и называют типы почв, меры по их охране |
||||
Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности (2 часа) |
|||||||
33 |
Понятие о географической оболочке Урок изучения нового материала |
Оболочки Земли. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Называют свойства географической оболочки, компоненты природного комплекса, их взаимосвязь |
Сравнение растительности природных сообществ. |
||
34 |
Природные комплексы. Природные зоны Земли Урок изучения нового материала |
Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана. Природные комплексы Новосибирской области. |
Объясняют закономерности географической зональности и высотной поясности, приводят примеры. Показывают по карте природные зоны, объясняют закономерности их размещения. |
||||
Тема 3. Природа и человек (1 час) |
|||||||
35 |
Стихийные бедствия и человек |
Стихийные бедствия и их происхождение. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Возможные стихийные бедствия в Новосибирской области. |
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнивания фактов и явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Объясняют новые понятия и термины. Называют способы предсказания стихийных бедствий, опасные природные явления своей местности. |