Рабочая программа по географии для 5 класса (УМК «Полярная звезда» А. И. Алексеева)

2
0
Материал опубликован 9 September 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География» для 5 класса

на 2017 - 2018 учебный год.

II ступень

34 часа за учебный год



 

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:

1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.

2.Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от __________________ № ________);

3.Учебный план ОУ (утверждён приказом от___________ № ____);

4.Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от________________ № _______);

5.Примерные программы по учебным предметам естественного цикла. 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2017 -2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от _______________№______.

Состав УМК

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

А.И. Алексеев

В.В. Николина

Е.К. Липкина

Учебник

География

5-6 классы

Москва

Просвещение

Полярная звезда

2017

2

В.В. Николина

География

Поурочные разработки

5-6 классы

Москва

Просвещение

Полярная звезда

2017

3

В.В. Николина

География

Мой тренажер

5-6 классы

Москва

Просвещение

Полярная звезда

2017

4

А.В. Матвеев

География

Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы

5-6 классы 

Москва

Просвещение

Полярная звезда

2017

Основными целями курса 5 класса являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.


 

I. Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

II. Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

III. Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 35 ч (1 ч в неделю), из них 4 – на выполнение практических работ.

В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Планируемые результаты изучения предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего

многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

 

Содержание программы

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Человек на Земле. Как люди заселяли Землю. Расы и народы.

Литосфера – твердая оболочка Земли. Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.

Учебно-тематический план

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать

1

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Раздел 1.На какой Земле мы живем

3

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности

Раздел 2. Планета Земля

5

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Раздел 3.План и карта

10

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа

Раздел 4.Человек на Земле

4

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности

Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли

12

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Итого

35

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.1

   

2

Как люди открывали Землю (1)

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике.

П.2Подготовить сообщение

   

3

Как люди открывали Землю (2)

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

Оценка за таблицу

П.3

   

4

География сегодня

1 час

Комбинированный урок

Групповая работа

П.4

   

5

Мы во Вселенной

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный, индивидуальный

П.5

   

6

Движения Земли

1 час

Урок изучения нового материала

Составление и оценивание схемы.

П.6, ответить на вопросы

   

7

Солнечный свет на Земле

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний

индивидуальные устные ответы

П.7

   

8

Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля».

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН

Тест

     

9

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1 час

Урок проверки ЗУН

Индивидуальная работа. Оценка за КР

     

10

Ориентирование на местности

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Фронтальный опрос

П.8, рис.20, начертить план местности

   

11

Земная поверхность на плане и карте (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтально. Индивидуальные ответы

П.9

   

12

Земная поверхность на плане и карте (2)

1 час

Комбинированный урок

Оценивание плана территории школы.

П.10, ответить на вопросы 1-3

   

13

Учимся с звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности» «Полярной

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Групповая работа. Оценка за ПР

П.11

Закончить работу по построению плана местности в тетради

   

14

Географическая карта

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.12

Подготовить сообщение, ответить на вопросы после параграфа

   

15

Градусная сетка

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтально.

Индивидуальные ответы

П.13

Заполнить таблицу

   

16

Географические координаты (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.14, рис.30,

вопросы 1-3

   

17

Географические координаты (2)

1 час

Комбинированный урок

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

П.15, ответить на вопросы 4-6

   

18

Учимся с «Полярной звездой"

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Оценка за ПР

П.16

Закончить работу по определению географических координат в тетради

   

19

Контрольная работа № 2. «План и карта»

1 час

Урок закрепления ЗУН

Оценка за контрольную работу по теме «План и карта»

     

20

Как люди заселяли Землю

1 час

Комбинированный урок

Индивидуальные ответы

П.17

   

21

Расы и народы

1 час

Комбинированный урок

Фронтально, индивидуально

П.18,подготовить сообщение

   

22

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте»

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике

Оценивание ПР

Индивидуальные ответы

П.19

Закончить практическую работу

   

23

Обобщение по теме «Человек на Земле»

1 час

Урок повторения и обобщения

Работа в группах

     

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1 час

Урок изучения нового материала

Индивидуальные ответы

П.20

   

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1 час

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных ЗУН на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Фронтальный опрос, работа в группах

П.21

Составить и заполнить таблицу «Горные породы»

   

26

Движения земной коры (1)

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный

П.22

   

27

Движения земной коры (2)

1 час

Комбинированный урок

Оценивание сообщений по теме из материалов СМИ.

П.23

   

28

Рельеф Земли. Равнины.

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос. Работа в малых группах

П.24, выполнить работу на контурной карте

   

29

Рельеф Земли. Горы

1 час

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

П.25

   

30

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

Оценка за ПР

П.26

Закончить практическую работу на контурной карте

   

31

Литосфера и человек.

1 час

Комбинированный урок

Работа в группах

П.27

   

32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

1 час

Урок

Контроль ЗУН

Тест «Литосфера»

     

33

Обобщающее и повторение изученного материала.

1 час

Урок повторения и закрепления ЗУН

       

34

Итоговое тестирование

1 час

Урок Контроль ЗУН

Итоговый тест

     

35

Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт.

1 час

Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике

       

Контроль планируемых результатов изучения

учебного предмета.

Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:

1. Что изучает география

2. Как люди изучали Землю

3. Планета Земля

4.План и карта

5. Человек на Земле

6. Литосфера – твердая оболочка Земли

Источники контрольно-измерительных материалов

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

География 5 класс

Мой тренажер

В.В. Николина

М.: Просвещение 2017

2.

География. Тесты

5 класс

Барабанов В.В.

М.: Дрофа

2016

3.

«Конструктор» текущего контроля

5 класс

Е.Е. Гусева

М.: Просвещение 2017

4.

География. Тесты для итогового контроля.

5 класс

Петрова О.О.

М.: Дрофа

2016

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.