Рабочая программа по географии для 8 класса по УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева

12
2
Материал опубликован 10 November 2016


Рабочая программа по географии - 8 класс
DOCX / 29.99 Кб

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии для 8 класса составлена на основе:

-  основной образовательной программы основного образования;

- учебного плана МБОУ СОШ № …г. …

- положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № … г. ..

- учебно- методического комплекса: авторская программа по географии Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2011г.

ЦЕЛИ:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 ЗАДАЧИ:

-  сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать  

  представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

 

Количество часов в неделю по программе: 2

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Количество часов в год по программе: 70

Количество часов в год по календарному учебному графику: 8а, б – 68 (1час-23.02.17, 1 час – 09.05.17), 8в – 69 (1 час- 08.03.17), 8г, д – 68 (1час – 24.02.17, 1 час 08.03.17)

                    ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ 8 КЛАССА

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

 различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

 Уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

 определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Наименование раздела (главы)

Основное содержание раздела (главы)

Кол-во часов

Кол-во пр./р.

1

Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

1

 

2

Пространства России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория. Формирование территории России.

Географическое изучение территории России.

6

3

3

Природа и человек

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Характеристика лесных зон России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Характеристика тундр и лесотундр. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. Характеристика болот, их использование, экологические проблемы. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Виды ландшафтов. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственная зона. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристики лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники национальные и природные парки, памятники природы.

40

10

4

Население России

Население России. Численность, естественное движение,

типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Направления и типы миграций. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Внешние и внутренние миграции, причины, порождающие их. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность

География религий. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

16

3

5

Природа и население Ростовской области

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Характеристика рельефа и климата.

5(6-8в)

 

За год

 

 

68 (69 – 8в)

16

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

  Наименование тем уроков

Дата проведения

план

факт

Введение (1 час)

1

Что изучает география России

8-а-1.09

8-б-1.09

8-в-3.09

8-г-2.09

8-д-2.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

Пространства России (6 часов)

2

Россия на карте мира

8-а-6.09

8-б-6.09

8-в-7.09

8-г-7.09

8-д-7.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

3

Границы России. Практическая работа № 1 Характеристика географического положения России. (тренировочная)

8-а-8.09

8-б-8.09

8-в-10.09

8-г-9.09

8-д-9.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

4

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов   России (оценочная).

8-а-13.09

8-б-13.09

8-в-14.09

8-г-14.09

8-д-14.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

5

Формирование территории России.

8-а-15.09

8-б-15.09

8-в-17.09

8-г-16.09

8-д-16.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

6

Географическое изучение территории России. Практическая работа №3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

(тренировочная)

8-а-20.09

8-б-20.09

8-в-21.09

8-г-21.09

8-д-21.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

7

«Пространства России»

8-а-22.09

8-б-22.09

8-в-24.09

8-г-23.09

8-д-23.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

Природа и человек (40часов)

8

Строение земной коры на территории России. Практическая работа №4 Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» (тренировочная)

8-а-27.09

8-б-27.09

8-в-28.09

8-г-28.09

8-д-28.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

9

Важнейшие особенности рельефа России. Практическая работа №5 Анализ физической карты России (тренировочная)

8-а-29.09

8-б-29.09

8-в-1.10

8-г-30.09

8-д-30.09

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

10

Современное развитие рельефа

8-а-4.10

8-б-4.10

8-в-5.10

8-г-5.10

8-д-5.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

11

Использование недр. Практическая работа №6 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых (оценочная)

8-а-6.10

8-б-6.10

8-в-8.10

8-г-7.10

8-д-7.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

12

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых.

8-а-11.10

8-б-11.10

8-в-12.10

8-г-12.10

8-д-12.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

13

Общая характеристика климата России. Практическая работа №7 Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осад ков на территории (оценочная)

8-а-13.10

8-б-13.10

8-в-15.10

8-г-14.10

8-д-14.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

14

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

8-а-18.10

8-б-18.10

8-в-19.10

8-г-19.10

8-д-19.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

15

Распределение темпера тур и осадков.

8-а-20.10

8-б-20.10

8-в-22.10

8-г-21.10

8-д-21.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

16

Типы климата нашей страны. Практическая работа №8 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды (оценочная)

8-а-25.10

8-б-25.10

8-в-26.10

8-г-26.10

8-д-26.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

17

Климат и человек.

8-а-27.10

8-б-27.10

8-в-29.10

8-г-28.10

8-д-28.10

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

18

Реки.

8-а-8.11

8-б-8.11

8-в-9.11

8-г-9.11

8-д-9.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

19

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. Практическая работа №9 Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования

(оценочная)

8-а-10.11

8-б-10.11

8-в-12.11

8-г-11.11

8-д-11.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

20

Человек и вода. Практическая работа №10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

(тренировочная)

8-а-15.11

8-б-15.11

8-в-16.11

8-г-16.11

8-д-16.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

21

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

8-а-17.11

8-б-17.11

8-в-19.11

8-г-18.11

8-д-18.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

22

Почвы – особое природное тело

8-а-22.11

8-б-22.11

8-в-23.11

8-г-23.11

8-д-23.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

23

География почв России. Практическая работа №11Анализ почвенной карты. Знакомство с образцами почв своей местности(тренировочная)

8-а-24.11

8-б-24.11

8-в-26.11

8-г-25.11

8-д-25.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

24

Почвы и урожай.

8-а-29.11

8-б-29.11

8-в-30.11

8-г-30.11

8-д-30.11

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

25

Рациональное использование и охрана почв.

8-а-1.12

8-б-1.12

8-в-3.12

8-г-2.12

8-д-2.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

26

География лесов России.

8-а-6.12

8-б-6.12

8-в-7.12

8-г-7.12

8-д-7.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

27

Лес и окружающая среда.

8-а-8.12

8-б-8.12

8-в-10.12

8-г-9.12

8-д-9.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

28

Безлесные просторы России. Луга.

8-а-13.12

8-б-13.12

8-в-14.12

8-г-14.12

8-д-14.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

29

Тундра и степи

8-а-15.12

8-б-15.12

8-в-17.12

8-г-16.12

8-д-16.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

30

Болота

8-а-20.12

8-б-20.12

8-в-21.12

8-г-21.12

8-д-21.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

31

Животный мир

8-а-22.12

8-б-22.12

8-в-24.12

8-г-23.12

8-д-23.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

32

Понятие о природно-территориальном комплексе.

8-а-27.12

8-б-27.12

8-в-28.12

8-г-28.12

8-д-28.12

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

33

Свойство природных территориальных комплексов

8-а-10.01

8-б-10.01

8-в-11.01

8-г-11.01

8-д-11.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

34

Человек в ландшафте. Практическая работа №12Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану (оценочная)

8-а-12.01

8-б-12.01

8-в-14.01

8-г-13.01

8-д-13.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

35

Природные ресурсы и их использование.

8-а-17.01

8-б-17.01

8-в-18.01

8-г-18.01

8-д-18.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

36

Учение о природной зоне

8-а-19.01

8-б-19.01

8-в-21.01

8-г-20.01

8-д-20.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

37

«Безмолвная Арктика»

8-а-24.01

8-б-24.01

8-в-25.01

8-г-25.01

8-д-25.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

38

Чуткая Субарктика

8-а-26.01

8-б-26.01

8-в-28.01

8-г-27.01

8-д-27.01

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

39

Таежная зона

8-а-31.01

8-б-31.01

8-в-1.02

8-г-1.02

8-д-1.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

40

Зона смешанных и широко лиственных лесов

8-а-2.02

8-б-2.02

8-в-4.02

8-г-3.02

8-д-3.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

41

Лесостепи и степи

8-а-7.02

8-б-7.02

8-в-8.02

8-г-8.02

8-д-8.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

42

Полупусты ни, пустыни и субтропики

8-а-9.02

8-б-9.02

8-в-11.02

8-г-10.02

8-д-10.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

43

«Многоэтажность» природы гор

8-а-14.02

8-б-14.02

8-в-15.02

8-г-15.02

8-д-15.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

44

Человек и горы

8-а-16.02

8-б-16.02

8-в-18.02

8-г-17.02

8-д-17.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

45

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

8-а-21.02

8-б-21.02

8-в-22.02

8-г-22.02

8-д-22.02

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

46

Рациональное использование природных ресурсов.

8-а-28.02

8-б-28.02

8-в-25.02

8-г-1.03

8-д-1.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

47

Охрана природы и охраняемые территории. Практическая работа №13Анализ карты «Природные святыни России» (тренировочная)

8-а-2.03

8-б-2.03

8-в-1.03

8-г-3.03

8-д-3.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

Население России (16 часов)

48

Численность населения

8-а-7.03

8-б-7.03

8-в-4.03

8-г-10.03

8-д-10.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

49

Воспроизводство населения

8-а-9.03

8-б-9.03

8-в-11.03

8-г-15.03

8-д-15.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

50

Соотношение мужчин и женщин (поло вой состав населения).

8-а-14.03

8-б-14.03

8-в-15.03

8-г-17.03

8-д-17.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

51

Возрастной состав населения России.

8-а-16.03

8-б-16.03

8-в-18.03

8-г-22.03

8-д-22.03

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

52

Миграция населения России.

8-а-21.03

8-б-21.03

8-в-22.03

8-г-5.04

8-д-5.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

53

Внешние миг рации – в Россию и из нее.

8-а-4.04

8-б-4.04

8-в-5.04

8-г-7.04

8-д-7.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

54

Территориальная подвижность населения.

8-а-6.04

8-б-6.04

8-в-8.04

8-г-12.04

8-д-12.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

55

География рынка труда.

8-а-11.04

8-б-11.04

8-в-12.04

8-г-14.04

8-д-14.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

56

Этнический состав населения. Практическая работа №14 Анализ карт населения

(тренировочная)

8-а-13.04

8-б-13.04

8-в-15.04

8-г-19.04

8-д-19.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

57

Этническая мозаика России.

8-а-18.04

8-б-18.04

8-в-19.04

8-г-21.04

8-д-21.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

58

Религии народов России.

8-а-20.04

8-б-20.04

8-в-22.04

8-г-26.04

8-д-26.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

59

Плотность населения. Практическая работа №15Анализ карт населения (тренировочная)

8-а-25.04

8-б-25.04

8-в-26.04

8-г-28.04

8-д-28.04

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

60

Расселение и урбанизация.

8-а-27.04

8-б-27.04

8-в-29.04

8-г-3.05

8-д-3.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

61

Города России.

8-а-2.05

8-б-2.05

8-в-3.05

8-г-5.05

8-д-5.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

62

Сельская Россия. Практическая работа №16 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий(оценочная)

8-а-4.05

8-б-4.05

8-в-6.05

8-г-10.05

8-д-10.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

63

«Население России».

8-а-11.05

8-б-11.05

8-в-10.05

8-г-12.05

8-д-12.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

Природа и население Ростовской области – ( 5часов)

64

Географическое положение Ростовской области.

 

8-а-16.05

8-б-16.05

8-в-13.05

8-г-17.05

8-д-17.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

65

Природные особенности Ростовской области.

8-а-18.05

8-б-18.05

8-в-17.05

8-г-19.05

8-д-19.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

66

Природные особенности Ростовской области.

8-а-23.05

8-б-23.05

8-в-20.05

8-г-24.05

8-д-24.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

67

Природные особенности Ростовской области

8-а-25.05

8-б-25.05

8-в-24.05

8-г-26.05

8-д-26.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

68

 

 

 

 

 

69

Природные особенности Ростовской области

 

 

 

 

 

Природные особенности Ростовской области

8-а-30.05

8-б-30.05

8-в-27.05

8-г-31.05

8-д-31.05

 

8-в-31.05

8-а

8-б

8-в

8-г

8-д

 

8-в

Комментарии

Татьяна! Рабочая программа по географии для 8 класса подробно раскрывает последовательность ознакомления по теме. Разработаны формы и методы для реализации данного материала. Вашей работой заинтересуются многие педагоги. Спасибо! Всего доброго! Зоя.

10 November 2016

Зоя, благодарю вас за комментарий!

10 November 2016