Конспекты уроков обучение грамоте и письма «Буквы Ш, ш и звук [ш]»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока. Буква Ш
Обучение грамоте
Класс: 1Б
Тема урока: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш,ш, развития речи, памяти, логического мышления.
Задачи урока:
Образовательные:
Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.
Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог
Развивающие:
Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь, развитие памяти, мышления, внимания.
Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
Воспитывающие:
Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, шаблоны
Ход урока.
Этапы урока |
Содержание урока. |
Орг. момент. |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Садитесь! Прозвенел уже звонок |
Актуализация знаний. |
Открываем азбуку на стр. 16. - Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, кто здесь изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная или Шамаханская царица? + Шамаханская царица - А как вы это поняли? Что вам подсказало? +Одежда, посуда, шатер, то как она сидит… - А с какого звука начинается слово Шамаханская? +Ш - Кто-нибудь из вас знает, какой буквой обозначается звук [ш] + буквой «Ша» - Как думаете, какая тема сегодняшнего урока? С какой буквой, и с каким звуком, мы будем сегодня знакомится? +Буква «Ша» и звук [ш] |
Выделение нового звука на основе предметных картинок и схем |
-Посмотрите на предметные картинки на стр.17 - Что изображено на первой картинке? +шкаф - Сколько слогов в этом слове? Прохлопаем. +1 - Посмотрим на схему, из чего состоит слово? + Из слога слияния и двух согласных букв вне слияния. - Назовите первый звук + ш -Какой он, согласный или гласный? + согласный - звонкий или глухой? +глухой - твердый или мягкий? +твердый -Посмотрите, что изображено на второй картинке? +карандаш - Сколько слогов? Прохлопаем. +3 - Назовите еще раз третий слог. +даш - Назовите последний звук. +ш - Какой он, гласный или согласный? +согласный - звонкий или глухой? +глухой -твердый или мягкий? +твердый А теперь дадим полную характеристику звука [ш]: +согласный, глухой, твердый Ребята, звук [ш] всегда твердый |
Упражнения по развитию фонематического слуха
Знакомство с буквой На слайд Чтение столбиков слогов (электронное приложение) Чтение столбиков слов Физкультминутка Работа с сюжетной картинкой Работа над картинкой Беседа по тексту Собери предложение |
-Давайте немножко поиграем. Я буду называть слова, а именно, одежду, и если в этом слове встречается новый звук, то вы хлопаете в ладоши, а если нет то просто тихо сидите: шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. Хорошо! Звук [ш] обозначается буквой «Ша» Запомним название буквы - «Ша». Давайте повторим хором - «Ша». - На что похожа буква «Ша»? +гребешок, забор, вилку, шапку «На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша» А еще она похожа на зубья ковша экскаватора. - Посмотрите на заглавную и на строчную буквы «Ша». Похожи? +да - А чем они отличаются? +размером, заглавная буква больше строчной Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место. - Какой звук она обозначает, скажите еще раз. Дайте ему полную характеристику. +согласный, глухой, твердый -Если он глухой, то на какой строчке будет жить на верхней или на нижней строке? + на нижней - А какие буквы живут рядом? + т…с Посмотрите на слайд. Прочитаем слоги. Читаем хором слоги. -Читаем сверху вниз. + -Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного. +а, о, у Перед ними согласные мы читаем твердо - А какие гласные обозначают мягкость согласного +е, и - А как мы прочитали? Твердо или мягко? +твердо - Прочитаем хором слог на доске. Обратите внимание написана буква «и», но согласный мы произносим твердо, т.к он не бывает мягким, он всегда твердый. Поэтому очень важно запомнить правило: Ши пишется с буквой и. Найдите внизу страницы правило. Прочитаем хором - Все находим столбики слов. Читаем слова по цепочке. - Найдите слово, которое начинается на новый звук? + школа - Найдите слово, в котором новый звук стоит на конце слова? +карандаш - Найдите слова, в которых новый звук встречается в середине? + кошка, Миша, Гриша, карандаши - Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий? +твердый - Потому что он всегда твердый И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он? + глухой и всегда твердый Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем и Работать начинаем. Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.17 -Кто нарисован? +дети - А просто ли это дети из детского сада? +нет -А кто же они? +школьники -Куда они пришли? + в лес, на поляну - А что собирают? + шишки, листья Давайте прочитаем текст по цепочке. - О каком времени года говорится? + Говорится об осени -Какие стояли деньки? + Стояли ясные деньки -Куда пошли дети? + Дети пошли в лес - Что говорится о кистях рябин? + кисти рябин ярко горели - Что собирали дети в лесу? +Дети собирали сосновые и еловые шишки -Найдите в тексте слова, в которых есть новая буква? +пошли, шишки -Давайте мы с вами придумаем детям имена, но такие имена, чтобы в их присутствовал звук [ш] + Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша Хорошо! Молодцы! Теперь открываем стр. 18. -Посмотрите на верхние картинки. Плоды каких деревьев изображены? +сосны, рябины, ели - А как называются плоды сосны и ели? +шишки -Сколько новых звуков в слове шишки? +2 Работаем дальше. - Прочитайте название стихотворения +Петушки - Посмотрите на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении? + о домашних птицах, драчливые Давайте прочитаем стихотворение. - Найдите в стихотворении слова со слогом «ши» +распетушились, решились, петушиться, лишиться, -Какое правило мы выучили? +Во всех словах «ши» пишется с «и» Давайте поиграем в игру «Спокойной ночи» Когда я буду говорить «Спокойной ночи», вы закрываете глаза, а когда говорю «Доброе утро», вы их открываете. «Спокойной ночи» Посмотрите на слайд презентации. -Какое слова написано? +шина -Что это? У чего бывает? + у машины, мотоцикла А теперь, «Спокойной ночи», закрываем глаза. «Доброе утро» - открываем глаза. - Прочитаем слово. +машина -Что изменилось на слайде? Что добавилось к первому слову. +ма Я говорю, «Спокойной ночи», закрываем глаза. «Доброе утро» - просыпаемся. - Какое слово теперь получилось? +тишина -Что изменилось? +слог «ма» заменили слогом «ти» Прочитаем еще три слова: малыши, широко, спешит. - Какой слог повторялся во всех словах? + «ши» Посмотрите на иллюстрацию на странице 19. Кто изображен на картинке? + внук и дедушка - Что делает мальчик? +смеется - А над кем он смеется? +над дедушкой -Что вызвало его смех? Почему он смеется? +дед не может забраться на печку Прочитаем текст по цепочке. Сейчас я вам прочитаю еще раз текст. - Что узнали о деде? Что он не смог сделать? + залезть на печку -Как вел себя внук? Правильно ли, на ваш взгляд, он поступает? +нет, не правильно - В каком предложении нам всем дается урок? Прочитаем его. +Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп. -Чему нас учит рассказ? + помогать пожилым людям Прочитаем заголовок внизу страницы + что для чего - какой знак стоит в конце предложения +вопросительный -как прочитать с вопросом +что для чего? Прочитаем первый столбик. Можем ли мы сказать, что это у нас целые предложения +нет Их нужно продолжить, а продолжить нам помогут слова второго столбика Прочитаем второй столбик -Карандаш чтобы +рисовать -Иголка чтобы +шить -Ручка, чтобы +писать -Книга, чтобы +читать |
Итог урока |
- С какой буквой мы сегодня познакомились? + «Ша» - А с каким звуком? +[ш] - А какой звук [ш]? Дайте ему характеристику. + глухой и всегда твердый - А с каким новым правилом мы познакомились? + Ши пиши с буквой и - А какие слова со слогом ши вы запомнили? +….. Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен. |
Конспект урока. Буква Ш
Письмо
Класс: 1Б
Тема урока: Строчная буква ш
Цель урок иа: создать условия для формирования умения писать строчную букву ш, навыка письма слов с сочетаниями ши;
Задачи урока:
-уметь выполнять письмо строчной буквы ш;
-писать слоги, слова с буквой ш;
- Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь
-анализировать написание буквы ш,
- находить знакомые элементы письма.
Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, пропоись.
Ход урока.
Этапы урока |
Содержание урока. |
I.Орг. момент. |
Снова прозвенел звонок, Мы начнем второй урок Звуки с буквами пришли Чтоб в мир знаний нас вести. |
II.Постановка учебной задачи |
Ребята, у вас на партах лежат карточки со словами, где не хватает слогов. («мы…», «ма…на») Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут ….(мыши) Напечатайте недостающий слог в первом слове. Не поедет без бензина Ни автобус, ни… (машина) Напечатайте недостающий слог во втором слове. - Какие слоги вы печатали? +ши - А почему мы их печатали, а не писали? + мы не знаем, как пишется буква ша. - Как думаете, чему мы будем учиться на уроке? +писать букву «ша» - А слова с каким слогом будем писать? + «ши» |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1.Пальчиковая гимнастика 2. Правила посадки за столом во время письма 3. Знакомство с написанием строчной буквы ш, в Прописи А) поэлементный анализ буквы Б) Обведение узора 4. Работа в эл «Прописи». Письмо буквы ш, слогов 5. Слого - звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения Физкультминутка |
Давайте подготовим ручки к письму и выполним пальчиковую гимнастику «Замок» На двери висит замок, Кто его открыть бы мог? Руки сложить в замок, переплетая пальцы. Читая стихотворение ритмично раскачивать замок. Постучали, покрутили. Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. Затем одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их. Потянули и открыли! Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замка полностью. Затем резко отпустили руки, развести их широко в стороны Сели все правильно, выпрямите спинки, пододвиньте стул к парте так, чтобы между вами и партой был кулачок, открыли прописи, положили ее правильно, с наклоном. -Рассмотрите образец строчной буквы ш. -Сколько элементов в букве «Ша»? +3 -Какие это элементы? Назовите их. +прямая с закруглением внизу -А все ли элементы одинаковые? +нет, два мы доводим до верхней линии раб строки, а последний элемент мы доводим только до середины рабочей строки - А для чего нужны стрелки около элементов? +показывают направление письма - Откройте свои прописи на странице 3 и обведите элементы буквы ш в ней. -Теперь чуть ниже безотрывно в широкой строке обводим узор. -Как вы думаете, почему именно такой узор? +элементы узора встречаются в букве ша Электронная пропись (Начинаем писать букву с верхней линии рабочей строки пишем первую прямую с закруглением внизу, доводим закругление до верхней линии рабочей строки, вторую прямую также доводим до верхней линии, а третью прямую до середины расстояния между верхней и нижней линиями рабочей строки). Давайте пропишем элементы буквы ш в воздухе С верхней линии рабочей строки прямая с закругляем вверх, еще одна прямая с закруглением вверх и третья прямая с закруглением до середины раб строки. Я стояла спиной, и не видела, как вы писали, а теперь посмотрю, как вы пишите в воздухе букву под мою диктовку. - И наконец, напишем саму букву ш Дети пишут в тетради, а учитель комментирует Первую букву пишем под мою диктовку Рядом напишите еще 1 букву и так же красиво продолжаем до конца рабочей строки. - Что написано на следующей строчке? +слоги - Какие слоги? прочитаем. +ша, ше, ши -Как они написаны? +в соединении Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах. -с каким соединением написан первый слог? +нижнем - В каком соединении написан второй слог? +среднем - А третий слог? +верхнем Давайте запишем рядом эти слоги. Спускаемся ниже. -Что написано на следующей строчке? +слово -Прочитаем его. +школа -Прохлопаем, сколько слогов? +2 -На какой слог падает ударение? +1 -Посмотрите на схему. Из чего состоит первый слог? + из слияния и согласного вне слияния - Назовите слияние +ко - Какой первый звук в слиянии? Гласный или согласный? - Какой согласный, твердый или мягкий? +твердый -Каким цветом закрасим? +синим Закрашиваем треугольник синим цветом. -А теперь назовем звук вне слияния. +ш - Какой он у нас всегда? +твердый Каким цветом закрасим квадратик? +синим - Назовите второй слог-слияние? +ла -Какой согласный слышим вначале? +л -Он твердый или мягкий? +твердый -Каким цветом закрасим? +синим Запишем рядом на этой же строчке слово школа, пишем так же красиво как у вас в прописи По дороге Петя шел По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево ) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) |
IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта |
Посмотрите на второе слово. Что написано? +школьник -Сколько в слове слогов? Прохлопаем. +2 -Сколько звуков в первом слоге? +4 -Назовем слияние +ко Каким цветом закрасим? +синим Какой звук стоит до слияния? + ш Что узнали, какой он всегда? +твердый -Каким цветом закрасим? +синим -школь. Я назвала вам слог, назовите мне последний звук +ль -Какой он твердый или мягкий +мягкий +Какого цвета будет квадрат? +зеленого -Назовите второй слог +ник - Какой звук в начале слышим? +нь -Какой он? Твердый или мягкий? +мягкий -Каким цветом закрасим треугольник? +зеленым -Какой звук на конце? Вне слияния? +к -Какой он? +твердый -Каким цветом закрасим? +синим -Обведем слово по контуру. А чем похожи 2 слова, которые мы написали: школа и школьник? +У них есть общая часть. Слово школьник образовано от слова школа. -Давайте сравним схемы. Чем они похожи? +Во обоих словах два слога, ударение на первый слог. -А чем отличаются? +во втором слове и в первом и втором слоге добавляются согласные вне слияния. - Что ниже написано? +предложение -А как вы догадались? +Несколько слов, первое написано с заглавной буквы и в конце стоит точка. -Но это предложение до конца не написано: Дайте прочитаем первые слова на первой строчке: +Миша и Саша…. - А кто они, нам подскажет схема. - Сколько в схеме слогов +3 Сравните эту схему с предыдущей, которую мы с вами только что раскрасили. Там был школьник, а теперь, когда их двое, как скажем? Кто они? +школьники - Давайте прохлопаем Сколько слогов +3 -Сравним со словом школьник, первый слог у них общий - «Школь» -Сколько звуков? +4 Раскрасим первый слог так же, как в предыдущем слове. -Называем второй слог. +Ни -Какой согласный слышим? +Нь -Он твердый или мягкий? +мягкий -Какой карандаш возьмем? +Зеленый -Какой третий слог? +ки -Какой звук в начале? +кь -Какой он? +мягкий -Каким цветом закрасим? +Зеленым -А теперь рядом со схемой мы это слово запишем. -С какой буквы мы с вами начнем писать? +ш -Прочитаем предложение +Миша и Саша – школьники -А кого же называют школьниками? +Тех, кто учится школе -Прочитаем след слово +Шишки -Какие буквы повторяются +Ш и И -А сколько в этом слове слогов? +2 -Назовите первый +Шиш -Назовите второй +Ки -Какое слияние в первом слоге + ши -Что мы сегодня запомнили, какие правило? + ши пиши с и Прочитаем напечатанные слова: -Шишки какие? + сосновые, еловые -Давайте на строчке ниже запишем: сосновые и еловые шишки Сосновые и еловые шишки ( слайд, ши подчеркнуть) -Прочитайте последнее слово +карандаш -Сколько в слове гласных букв? +4 -Значит, сколько слогов? +4 -А чем интересно это слово? +Трижды повторяется а и на конце ши У нас это слово напечатано, а мы рядом на строчке запишем письменными буквами и слог ши подчеркнем. |
Итог урока |
-Какую букву мы учились сегодня писать на уроке? +ш -Какой звук она всегда обозначает? +твердый -Дайте ему полную характеристику +Согласный, твердый, глухой -Какое правило мы запоминали? - ши пиши с и Кто не встретил никаких трудностей поднимите зеленый карандаш, а кому было трудно на уроке синий. Спасибо за урок. Урок окончен. |
Пластинина Галина Григорьевна
Алёна Виноградова
Князева Наталья Борисовна
Алёна Виноградова