Конспекты уроков обучение грамоте и письма «Буквы Ш, ш и звук [ш]»

7
4
Материал опубликован 1 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока. Буква Ш

Обучение грамоте

Класс: 1Б

Тема урока: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш,ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи урока:

Образовательные:

Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.

Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

Развивающие:

Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь, развитие памяти, мышления, внимания.

Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

Воспитывающие:

Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

Воспитание познавательного интереса.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, шаблоны

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Садитесь!

Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок
Будем мы читать, трудиться
Ведь задания не легки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как вы ученики.

Актуализация знаний.

Открываем азбуку на стр. 16.

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, кто здесь изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?

+ Шамаханская царица

- А как вы это поняли? Что вам подсказало?

+Одежда, посуда, шатер, то как она сидит…

- А с какого звука начинается слово Шамаханская?

- Кто-нибудь из вас знает, какой буквой обозначается звук [ш]

+ буквой «Ша»

- Как думаете, какая тема сегодняшнего урока? С какой буквой, и с каким звуком, мы будем сегодня знакомится?

+Буква «Ша» и звук [ш]

Выделение нового звука на основе предметных картинок и схем

-Посмотрите на предметные картинки на стр.17

- Что изображено на первой картинке?

+шкаф

- Сколько слогов в этом слове? Прохлопаем.

+1

- Посмотрим на схему, из чего состоит слово?

+ Из слога слияния и двух согласных букв вне слияния.

- Назовите первый звук

+ ш

-Какой он, согласный или гласный?

+ согласный

- звонкий или глухой?

+глухой

- твердый или мягкий?

+твердый

-Посмотрите, что изображено на второй картинке?

+карандаш

- Сколько слогов? Прохлопаем.

+3

- Назовите еще раз третий слог.

+даш

- Назовите последний звук.

- Какой он, гласный или согласный?

+согласный

- звонкий или глухой?

+глухой

-твердый или мягкий?

+твердый

А теперь дадим полную характеристику звука [ш]:

+согласный, глухой, твердый

Ребята, звук [ш] всегда твердый

Упражнения по развитию фонематического слуха

 

Знакомство с буквой

На слайд

Чтение столбиков слогов

(электронное приложение)

Чтение столбиков слов

Физкультминутка

Работа с сюжетной картинкой

Работа над картинкой

Беседа по тексту

Собери предложение

-Давайте немножко поиграем. Я буду называть слова, а именно, одежду, и если в этом слове встречается новый звук, то вы хлопаете в ладоши, а если нет то просто тихо сидите: шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. Хорошо!

Звук [ш] обозначается буквой «Ша»

Запомним название буквы - «Ша». Давайте повторим хором - «Ша».

- На что похожа буква «Ша»?

+гребешок, забор, вилку, шапку

«На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша»

А еще она похожа на зубья ковша экскаватора.

- Посмотрите на заглавную и на строчную буквы «Ша». Похожи?

+да

- А чем они отличаются?

+размером, заглавная буква больше строчной

Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место.

- Какой звук она обозначает, скажите еще раз. Дайте ему полную характеристику.

+согласный, глухой, твердый

-Если он глухой, то на какой строчке будет жить на верхней или на нижней строке?

+ на нижней

- А какие буквы живут рядом?

+ т…с

Посмотрите на слайд. Прочитаем слоги. Читаем хором слоги.

-Читаем сверху вниз.

+

-Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного.

+а, о, у

Перед ними согласные мы читаем твердо

- А какие гласные обозначают мягкость согласного

+е, и

- А как мы прочитали? Твердо или мягко?

+твердо

- Прочитаем хором слог на доске. Обратите внимание написана буква «и», но согласный мы произносим твердо, т.к он не бывает мягким, он всегда твердый.

Поэтому очень важно запомнить правило:

Ши пишется с буквой и.

Найдите внизу страницы правило. Прочитаем хором

- Все находим столбики слов. Читаем слова по цепочке.

- Найдите слово, которое начинается на новый звук?

+ школа

- Найдите слово, в котором новый звук стоит на конце слова?

+карандаш

- Найдите слова, в которых новый звук встречается в середине?

+ кошка, Миша, Гриша, карандаши

- Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий?

+твердый

- Потому что он всегда твердый

И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он?

+ глухой и всегда твердый

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Работать начинаем.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.17

-Кто нарисован?

+дети

- А просто ли это дети из детского сада?

+нет

-А кто же они?

+школьники

-Куда они пришли?

+ в лес, на поляну

- А что собирают?

+ шишки, листья

Давайте прочитаем текст по цепочке.

- О каком времени года говорится?

+ Говорится об осени

-Какие стояли деньки?

+ Стояли ясные деньки

-Куда пошли дети?

+ Дети пошли в лес

- Что говорится о кистях рябин?

+ кисти рябин ярко горели

- Что собирали дети в лесу?

+Дети собирали сосновые и еловые шишки

-Найдите в тексте слова, в которых есть новая буква?

+пошли, шишки

-Давайте мы с вами придумаем детям имена, но такие имена, чтобы в их присутствовал звук [ш]

+ Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша

Хорошо! Молодцы!

Теперь открываем стр. 18.

-Посмотрите на верхние картинки. Плоды каких деревьев изображены?

+сосны, рябины, ели

- А как называются плоды сосны и ели?

+шишки

-Сколько новых звуков в слове шишки?

+2

Работаем дальше.

- Прочитайте название стихотворения

+Петушки

- Посмотрите на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении?

+ о домашних птицах, драчливые

Давайте прочитаем стихотворение.

- Найдите в стихотворении слова со слогом «ши»

+распетушились, решились, петушиться, лишиться,

-Какое правило мы выучили?

+Во всех словах «ши» пишется с «и»

Давайте поиграем в игру «Спокойной ночи» Когда я буду говорить «Спокойной ночи», вы закрываете глаза, а когда говорю «Доброе утро», вы их открываете.

«Спокойной ночи»

Посмотрите на слайд презентации.

-Какое слова написано?

+шина

-Что это? У чего бывает?

+ у машины, мотоцикла

А теперь, «Спокойной ночи», закрываем глаза.

«Доброе утро» - открываем глаза.

- Прочитаем слово.

+машина

-Что изменилось на слайде? Что добавилось к первому слову.

+ма

Я говорю, «Спокойной ночи», закрываем глаза. «Доброе утро» - просыпаемся.

- Какое слово теперь получилось?

+тишина

-Что изменилось?

+слог «ма» заменили слогом «ти»

Прочитаем еще три слова: малыши, широко, спешит.

- Какой слог повторялся во всех словах?

+ «ши»

Посмотрите на иллюстрацию на странице 19.

Кто изображен на картинке?

+ внук и дедушка

- Что делает мальчик?

+смеется

- А над кем он смеется?

+над дедушкой

-Что вызвало его смех? Почему он смеется?

+дед не может забраться на печку

Прочитаем текст по цепочке.

Сейчас я вам прочитаю еще раз текст.

- Что узнали о деде? Что он не смог сделать?

+ залезть на печку

-Как вел себя внук? Правильно ли, на ваш взгляд, он поступает?

+нет, не правильно

- В каком предложении нам всем дается урок?

Прочитаем его.

+Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

-Чему нас учит рассказ?

+ помогать пожилым людям

Прочитаем заголовок внизу страницы

+ что для чего

- какой знак стоит в конце предложения

+вопросительный

-как прочитать с вопросом

+что для чего?

Прочитаем первый столбик.

Можем ли мы сказать, что это у нас целые предложения

+нет

Их нужно продолжить, а продолжить нам помогут слова второго столбика

Прочитаем второй столбик

-Карандаш чтобы

+рисовать

-Иголка чтобы

+шить

-Ручка, чтобы

+писать

-Книга, чтобы

+читать

Итог урока

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

+ «Ша»

- А с каким звуком?

+[ш]

- А какой звук [ш]? Дайте ему характеристику.

+ глухой и всегда твердый

- А с каким новым правилом мы познакомились?

+ Ши пиши с буквой и

- А какие слова со слогом ши вы запомнили?

+…..

Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.


 


 

Конспект урока. Буква Ш

Письмо

Класс:

Тема урока: Строчная буква ш

Цель урок иа: создать условия для формирования умения писать строчную букву ш, навыка письма слов с сочетаниями ши;

Задачи урока:

-уметь выполнять письмо строчной буквы ш;
-писать слоги, слова с буквой ш;
- Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь

-анализировать написание буквы ш, 
- находить знакомые элементы письма. 

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, пропоись.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока.

I.Орг. момент.

Снова прозвенел звонок,

Мы начнем второй урок

Звуки с буквами пришли

Чтоб в мир знаний нас вести.

II.Постановка учебной задачи

Ребята, у вас на партах лежат карточки со словами, где не хватает слогов. («мы…», «ма…на»)

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут ….(мыши)

Напечатайте недостающий слог в первом слове.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни… (машина)

Напечатайте недостающий слог во втором слове.

- Какие слоги вы печатали?

+ши

- А почему мы их печатали, а не писали?

+ мы не знаем, как пишется буква ша.

- Как думаете, чему мы будем учиться на уроке?

+писать букву «ша»

- А слова с каким слогом будем писать?

+ «ши»

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1.Пальчиковая гимнастика

2. Правила посадки за столом во время письма

3. Знакомство с написанием строчной буквы ш, в Прописи

А) поэлементный анализ буквы

Б) Обведение узора

4. Работа в эл «Прописи».

Письмо буквы ш, слогов

5. Слого - звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения

Физкультминутка

Давайте подготовим ручки к письму и выполним пальчиковую гимнастику «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Руки сложить в замок, переплетая пальцы. Читая стихотворение ритмично раскачивать замок.

Постучали, покрутили.

Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. Затем одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули и открыли!

Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замка полностью. Затем резко отпустили руки, развести их широко в стороны

Сели все правильно, выпрямите спинки, пододвиньте стул к парте так, чтобы между вами и партой был кулачок, открыли прописи, положили ее правильно, с наклоном.

-Рассмотрите образец строчной буквы ш.

-Сколько элементов в букве «Ша»?

+3

-Какие это элементы? Назовите их.

+прямая с закруглением внизу

-А все ли элементы одинаковые?

+нет, два мы доводим до верхней линии раб строки, а последний элемент мы доводим только до середины рабочей строки

- А для чего нужны стрелки около элементов?

+показывают направление письма

- Откройте свои прописи на странице 3 и обведите элементы буквы ш в ней.

-Теперь чуть ниже безотрывно в широкой строке обводим узор.

-Как вы думаете, почему именно такой узор?

+элементы узора встречаются в букве ша

Электронная пропись

(Начинаем писать букву с верхней линии рабочей строки пишем первую прямую с закруглением внизу, доводим закругление до верхней линии рабочей строки, вторую прямую также доводим до верхней линии, а третью прямую до середины расстояния между верхней и нижней линиями рабочей строки).

Давайте пропишем элементы буквы ш в воздухе

С верхней линии рабочей строки прямая с закругляем вверх, еще одна прямая с закруглением вверх и третья прямая с закруглением до середины раб строки.

Я стояла спиной, и не видела, как вы писали, а теперь посмотрю, как вы пишите в воздухе букву под мою диктовку.

- И наконец, напишем саму букву ш

Дети пишут в тетради, а учитель комментирует

Первую букву пишем под мою диктовку

Рядом напишите еще 1 букву и так же красиво продолжаем до конца рабочей строки.

- Что написано на следующей строчке?

+слоги

- Какие слоги? прочитаем.

+ша, ше, ши

-Как они написаны?

+в соединении

Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах.

-с каким соединением написан первый слог?

+нижнем

- В каком соединении написан второй слог?

+среднем

- А третий слог?

+верхнем

Давайте запишем рядом эти слоги.

Спускаемся ниже.

-Что написано на следующей строчке?

+слово

-Прочитаем его.

+школа

-Прохлопаем, сколько слогов?

+2

-На какой слог падает ударение?

+1

-Посмотрите на схему. Из чего состоит первый слог?

+ из слияния и согласного вне слияния

- Назовите слияние

+ко

- Какой первый звук в слиянии? Гласный или согласный?

- Какой согласный, твердый или мягкий?

+твердый

-Каким цветом закрасим?

+синим

Закрашиваем треугольник синим цветом.

-А теперь назовем звук вне слияния.

- Какой он у нас всегда?

+твердый

Каким цветом закрасим квадратик?

+синим

- Назовите второй слог-слияние?

+ла

-Какой согласный слышим вначале?

-Он твердый или мягкий?

+твердый

-Каким цветом закрасим?

+синим

Запишем рядом на этой же строчке слово школа, пишем так же красиво как у вас в прописи

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта

Посмотрите на второе слово. Что написано?

+школьник

-Сколько в слове слогов? Прохлопаем.

+2

-Сколько звуков в первом слоге?

+4

-Назовем слияние

+ко

Каким цветом закрасим?

+синим

Какой звук стоит до слияния?

+ ш

Что узнали, какой он всегда?

+твердый

-Каким цветом закрасим?

+синим

-школь. Я назвала вам слог, назовите мне последний звук

+ль

-Какой он твердый или мягкий

+мягкий

+Какого цвета будет квадрат?

+зеленого

-Назовите второй слог

+ник

- Какой звук в начале слышим?

+нь

-Какой он? Твердый или мягкий?

+мягкий

-Каким цветом закрасим треугольник?

+зеленым

-Какой звук на конце? Вне слияния?

-Какой он?

+твердый

-Каким цветом закрасим?

+синим

-Обведем слово по контуру.

А чем похожи 2 слова, которые мы написали: школа и школьник?

+У них есть общая часть.

Слово школьник образовано от слова школа.

-Давайте сравним схемы. Чем они похожи?

+Во обоих словах два слога, ударение на первый слог.

-А чем отличаются?

+во втором слове и в первом и втором слоге добавляются согласные вне слияния.

- Что ниже написано?

+предложение

-А как вы догадались?

+Несколько слов, первое написано с заглавной буквы и в конце стоит точка.

-Но это предложение до конца не написано:

Дайте прочитаем первые слова на первой строчке:

+Миша и Саша….

- А кто они, нам подскажет схема.

- Сколько в схеме слогов

+3

Сравните эту схему с предыдущей, которую мы с вами только что раскрасили.

Там был школьник, а теперь, когда их двое, как скажем? Кто они?

+школьники

- Давайте прохлопаем

Сколько слогов

+3

-Сравним со словом школьник, первый слог у них общий - «Школь»

-Сколько звуков?

+4

Раскрасим первый слог так же, как в предыдущем слове.

-Называем второй слог.

+Ни

-Какой согласный слышим?

+Нь

-Он твердый или мягкий?

+мягкий

-Какой карандаш возьмем?

+Зеленый

-Какой третий слог?

+ки

-Какой звук в начале?

+кь

-Какой он?

+мягкий

-Каким цветом закрасим?

+Зеленым

-А теперь рядом со схемой мы это слово запишем.

-С какой буквы мы с вами начнем писать?

-Прочитаем предложение

+Миша и Саша – школьники

-А кого же называют школьниками?

+Тех, кто учится школе

-Прочитаем след слово

+Шишки

-Какие буквы повторяются

+Ш и И

-А сколько в этом слове слогов?

+2

-Назовите первый

+Шиш

-Назовите второй

+Ки

-Какое слияние в первом слоге

+ ши

-Что мы сегодня запомнили, какие правило?

+ ши пиши с и

Прочитаем напечатанные слова:

-Шишки какие?

+ сосновые, еловые

-Давайте на строчке ниже запишем: сосновые и еловые шишки

Сосновые и еловые шишки ( слайд, ши подчеркнуть)

-Прочитайте последнее слово

+карандаш

-Сколько в слове гласных букв?

+4

-Значит, сколько слогов?

+4

-А чем интересно это слово?

+Трижды повторяется а и на конце ши

У нас это слово напечатано, а мы рядом на строчке запишем письменными буквами и слог ши подчеркнем.

Итог урока

-Какую букву мы учились сегодня писать на уроке?

-Какой звук она всегда обозначает?

+твердый

-Дайте ему полную характеристику

+Согласный, твердый, глухой

-Какое правило мы запоминали?

- ши пиши с и

Кто не встретил никаких трудностей поднимите зеленый карандаш, а кому было трудно на уроке синий.

Спасибо за урок. Урок окончен.
 


Буквы Ш,ш
PPTX / 2.41 Мб

Предварительный просмотр презентации

ши

шина

машина

тишина

малыши, широко, спешит

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за прекрасный материал. Очень интересно и профессионально подготовлен. Молодец!!!!!

1 January 2018

Спасибо

2 January 2018

Соглашусь с коллегой.

2 January 2018

Спасибо

2 January 2018

Ответ #52410 был удален 4 January 2018