12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прибылева Галина Григорьевна106
Стаж работы 34 года, 1 квалификационная категория.
Россия, Пермский край, с. Уинское
5

Тема урока «Согласный звук [ш], буквы Ш ш. Буквосочетание ши»



Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема

Согласный звук [ш], буквы Ш ш. Буквосочетание ши.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с твердым согласным звуком [ш], его особенностями и буквами. Формирование навыка чтения, активизация словарного запаса.

Тип урока

Открытие нового знания.

Планируемые результаты

(предметные)

Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: умение оценивать усвоение знаний и свое поведение на уроке. Воспитание нравственных качеств: доброты, правил поведения при общении друг с другом, умение прекращать ссору

Регулятивные : определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия с в соответствие с установкой учителя.

Познавательные: умение анализировать, выделять существенные признаки, самостоятельно находить объяснение значения слова с ориентиром на текст и иллюстрации.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. .

Образовательные технологии

Проблемно-диалогический подход, технологии ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физкультминутки, логопедические упражнения, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся), игровая.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальна, парная

Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Азбука» 1 класс часть 2, доска, проектор, листы с пословицами.


 


 


 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать учащихся на работу, включение в учебную деятельность

.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Чтение с доски слов

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Л

Р

.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует.

Следит за чтением, помогает.

Ведет диалог о правильности и выразительности чтения.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Читают с доски.

2 Актуализация знаний

Повторить материал предыдущего урока, подготовить детей к восприятию нового материала

1.Игра «Перекличка букв»

( у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

-Выйдите гласные буквы.

-Гласные, смягчающие согласные в слиянии.

-Гласные, в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

-Звонкие согласные

-Глухие согласные

-Парные согласные, найдите друг друга.

Р

Л

П

(общеучебные)

В конце игры самооценка:

Какое было задание?

Кто справился?

Справился сам или с помощью?

Оцени себя. (зеленый кружок - задание выполнено хорошо, желтый - с недочетами, красный – не удалось)

Дети, у которых данные буквы выходят

Оценивают себя.

3. Постановка цели и задач урока.

1) Речевая разминка

2.) Подведение к формулированию темы и цели урока.

Развитие артикуляционного аппарата, слуховой памяти, организация наблюдения за языковым материалом.

- Какой звук будем «открывать» сегодня на уроке узнаете из речевой разминки.

Игра Эхо

Эхо, эхо вот потеха

Обезьянка это эхо

Это эхо каждый раз передразнивает нас.

Ша-ша-ша мама моет малыша.

Шу-шу-шу я письмо пишу.

Аш-аш-аш у Марины карандаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку, сшила тапку.

- Кто повторит по памяти чистоговорки и скороговорки?

- Какой звук повторяется чаще других?

- Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?

Определите тему и задачи на урок

На слайде

Тема урока: Согласный звук [ш], буквы Ш ш. Буквосочетание ши.

Задачи урока: дать характеристику звука, узнать буквы звука. Исследовать есть ли у этого звука секрет.

Р

К

П

Л

Строки стишка учитель проговаривает вместе с детьми. Далее, учитель говорит, дети слушают, а потом четко повторяют.

Учитель слушает детей, фиксирует на доске тему и задачи урока.

Строки стишка дети проговаривают вместе с учителем. Далее, дети повторяют хором чистоговорки и скороговорки.

Дети повторяют что запомнили, выделяют [ш].

Высказывают свои предположения о теме и задачах на урок.

4 Выявление места и причины затруднения.

физкультминутка

.

Совместное исследование проблемы, открытие новых знаний, на основе речевого материала.

Проведение физкультминутки на основе речевого материала.

Подводящий диалог

Какой это звук? (согласный)

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? (глухой)

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Как это определить?(«включить» голос)

Какой парный глухому согласному звуку [ш]? (звонкий Ж )

Что случится если мы у звука [ш] снимем волшебную одежду? (превратится в букву)

Как будем называть букву?

У звука [ш] есть секрет. Сможете ли вы его открыть сами?

Отдохнем и новое узнаем

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко

Лапками гребите, зернышки ищите.

Прибежал цыпленок с «а»

Прочитали дети …ша

Прибежал цыпленок с «о»

Прочитали дети …шо

Прибежал цыпленок с «у»

Прочитали дети …шу

Прибежал цыпленок с «е»

Прочитали дети …ше

Прибежал цыпленок с «и»

Прочитали дети …ши

П (логические, общеучебные),

Р

Л

Ведет диалог.

Прописывание в тетрадях для печатания букв Ш ш.

Помещает букву «ша»

В ленту букв.

Учитель подставляет буквы – а, о, у, е, и к букве ш.

На доске появляются слоги: ша, шо, шу, ше, ши. Дает время для наб/data/files/i1499275640.pptx (Согласный звук [ш], буквы Ш ш. Буквосочетание ши.)людения.

Дети отвечают на вопросы.

Прописывают печатную букву «ша»

Дети повторяют хором, имитируя движения и читают слоги.

5 Диалогический выход из проблемной ситуации.

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к раскрытию секрета звука [ш].

Разъяснить, почему в буквосочетании «ши» написание буквы «и» надо запомнить.

Побуждающий диалог:

Прочитайте слоги с гласными, которые обозначают твердость согласных (ша, шо, шу)

Прочитайте слоги с гласными, которые обозначают мягкость согласного (ше ши)

Что заметили в произношении данных слогов? (читаем твердо)

Почему? (звук ш всегда твердый согласный звук, и поэтому гласные буквы е и не влияют на его произношение.)

Люди договорились читать ши – твердо и писать букву и, а не ы. Это закон русского языка, или по другому, называется орфограмма.

Это нужно запомнить!

П (общеуч., логические,)

Р

Л

С помощью подводящего диалога дети самостоятельно делают вывод, что звук [ш] всегда твердый.

Отвечают на вопросы, анализируют, делают вывод, стараются запомнить.

6 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Игра развивает наблюдательность внимание выдержку, закрепляет знания.

Игра «Стульчики»

Вывод:

Звук [ш] согласный. Воздух при его произношении встречает во рту преграду. Этот звук глухой, т к при его произношении не слышно звона. Он шипящий всегда твердый.. Этот звук на письме обозначается буквами Ш ш.

Звук [ш] всегда твердый согласный звук, и поэтому гласные буквы е и не влияют на его произношение. Люди договорились читать ши – твердо и писать букву и, а не ы.

Р

Л

П (общеучебные)

Учитель следит за ходом игры, корректирует ответы детей.

Ребенок встает и говорит о [ш] и садится на стул учителя, следующий говорящий при правильном ответе его меняет

Чтение слов с сочетанием ши

с доски

Закрепить знания о написании ши, формирование навыка чтения, развитие наблюдательности.

Слова для наблюдения: шина машина малыши тишина

Почитайте слова глазками, хором, следя за указкой учителя индивидуально

Найдите слово, где ши в 3 слоге

Найдите слово, где ши в 1 слоге

Найдите слово, где ши во 2 слоге

П (общеуч.,) Р

 

Наблюдают, анализируют, выполняют задания.

Работа в парах.

Чтение предложений и пословиц

Проверка по слайду.

Закреплять умение выделять слова с ши

Формировать навык чтения развивать речь учащихся учить наблюдать и анализировать пополнение словарного запаса

Знай больше, а говори меньше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Добрая шутка дружбу не рушит.

-найдите слова, в которых есть слоги слияния с буквой ш, подчеркнуть карандашом.

Как назвать предложения на доске? (пословицы)

Что такое пословица? (предложение, в котором заключена народная мудрость)

Как вы думаете, ребята, в какой пословице речь идет о доброте и дружбе? (Добрая шутка дружбы не рушит.)

К

Р

Л

К

Следит за работой, оказывает помощь.

Работают в парах.

Читают пословицы, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Анализ стихотворения В. Берестова «Петушки»

Через ряд интересных заданий для развития мышления вывести детей на понятия: спор, ссора, драка, конфликт, конфликтная ситуация. На основе текста В. Берестова «Петушки» из учебника показать, как нельзя себя вести во время ссоры. На основе анализа дать детям возможность найти самостоятельно пути выхода из конфликтной ситуации.

Послушайте, я прочитаю небольшой рассказ

Что вы можете сказать о прослушанном?

Вот как, оказывается, можно поссорится из-за шутки – ведь шутки бывают разные. Говорят, что шутка бывает уместная, т е добрая, хорошая и неуместная т е злая плохая.

А шутка с портфелем какая? (неуместная, потому что мальчик расстроился, долго искал свой портфель. Ему было невесело.)

Как понимаете слово не рушит? Замените его другим. (не портит)

Расскажите были ли с вами случаи связанные с шутками уместными и неуместными.

Подготовка к введению нового слова конфликт.

Прочитайте 3 слова

1 Прочитайте только буквы русского алфавита

RСZПОWР

2 Среди набора букв найдите слово

КЛАПВОССОРАВ

3 Прочитайте только те буквы, которые находятся между шипящими

ЩДЧРЖЧАЩКШАЖ

СПОР ССОРА ДРАКА

Прочитайте получившиеся слова.

Почему они поставлены в такой последовательности? (когда спорят, часто начинают ссорится, а ссора часто переходит в драку. Вся эта ситуация называется КОНФЛИКТ.

Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?

Откройте книги по закладке на с 18.

Послушайте стихотворение В Берестова «Петушки»

В каких словах есть слог ши (подчеркнуть карандашом)

Какие впечатления у вас появились?

О ком это стихотворение?

Будет ли считаться конфликтом ситуация с петушками?

С помощью какого слова автор показал эту конфликтную ситуацию? (распетушились)

Почему не произошло драки? (жалко стало перышек)

Какие еще могут быть причины остановки драки? (свободные высказывания детей с помощью слов на слайде)

Р

К

Л

Учитель читает рассказ

Я однажды поссорился с братом. Он решил пошутить – спрятал мой портфель, а мне нужно было приготовить домашнее задание к следующему дню.

Ведет беседу, вызывает на разговор.

(Учитель читает текст про петушков с. 18, дети следят, двигая карандашом под строкой.)

Словарная работа

РАСПЕТУШИЛИСЬ (анализ на основе иллюстрации учебника – подготовились к драке, разволновались.)

НЕ РЕШИЛИСЬ (передумали)

ПЕТУШИТЬСЯ [ТЦА]

ЛИШИТЬСЯ [ТЦА] (остаться без чего-либо, в данном случае без перышек)

слайд

ТОПАНИЕ НОГАМИ

СПОКОЙНЫЙ ГОЛОС

КУЛАКИ

УЛЫБКА

КРИК

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА

ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ

Если из вас кто то вступит в спор, что вы выберите из проситанного?

Составьте рассказ как нужно вести себя во время спора?

Дети слушают, участвуют в беседе, делают выводы.

7 Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки, как личностный результат

Закончи предложения:

Я вспомнил…

Сегодня я узнал…

Мне было интересно

Мне было трудно

У меня получилось…

Меня удивило…

Л

 

Оценивают свою работу на уроке

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Белавина Виталина Николаевна, 17.06.17 в 22:57 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок, Галина Григорьевна! Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.