12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Злобина Людмила Владимировна18

Методическая разработка урока по предмету обучение грамоте (чтение) 1 класс

УМК «Школа России»

Злобина Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Верхнесеребрянская СОШ

Ровеньского района Белгородской области»

Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.

Личностные результаты: Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками

Образовательные ресурсы: Счетные палочки. Предметные картинки

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Если буквы изучать то научимся читать.

- Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.

- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

- Какое самое главное правило на уроке?

II. Актуализация знаний и мотивация

- Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

III. Постановка учебной задачи

Как шипит змея?( Ш-ш-ш)

Как шипит гусь? (Ш-ш-ш) Какой звук вы произносили?

- Сформулируйте тему урока. (На доске вывешивается тема урока)

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться со звуком и буквой

Учиться отличать … Учиться читать )

- Это и будет планом нашего урока.

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

- Какие знания и умения нам потребуются?

IV. «Открытие» детьми нового знания

1. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы)

Работа в группах. (Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.)

- Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?

- Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).

- Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.

-Давайте выполним упражнение «Насос». Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш. Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш...

- Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

- Какой он: твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару? Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]? Дайте характеристику этому звуку.

Ребята, какой мы можем сделать вывод?

[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.

2. Знакомство с буквой Ш

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?

Шагает кошка не спеша, коготки, как буква Ш …

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть. В. Степанов

На что похожа буква (ша) Ш?

Выложите букву Ш из счетных палочек.

- Выполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать один кружок?

- Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две?

-Давайте в пустой клеточке напишем заглавную букву Ш.

Послушайте стихотворение (аудио), какие слова с новым звуком вы услышали и запомнили, назовите.

-Выполнили мы с вами вторую задачу урока? Значит, можем убрать еще один кружок?

Физкультминутка (для глаз)

V. Первичное закрепление

1. Чтение слов (учебник, с.17)

Прочитайте слова. Составьте предложение со словом школа (в парах)

2. Работа с текстом. Правописание ши (учебник, с. 17)

Прочитайте текст. Рассмотрите картинку. Выполните задания к нему.

Прочитайте правило и запомните

3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 16)

Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы

4. Работа с пословицами (учебник, с. 16). Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл пословиц? Может ли шутка разрушить дружбу?

5. Работа с рисунками (учебник, с. 18)

Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели? ( Шишки, ягоды, шишки). На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды? (Что?)

Игры «Найди слово» Поставить учебную задачу перед каждой группой.

1 группа – найди слово в слове (шарф, шутка, машина); 2 группа – Соедини слоги так, чтобы получились слова ( дру – жу, ды – шу, ле – жу, про – шу…)

Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Развитие связной речи. Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки» (с. 18)

Прочитайте стихотворение. О ком говорится в тексте?

1 группа читает текст 2 группа слова на карточках

Чтение текста на карточках

«Жужжащее чтение»; 2. «Цепочкой»; 3. Хорошо читающий весь текст

- Объясните значение слова «распетушились»

VII. Включение в систему знаний и повторение

1. Чтение слов. Правописание ши (учебник, с. 19)

Прочитайте слова. Прокомментируйте написание слов

2. Развитие связной речи. Работа с иллюстраций и текстом (учебник, с. 19)

Прочитайте текст, рассмотрите картинку.

Каким был дед? Что он не смог сделать? Кто еще был в избе? Как вел себя внук? Перескажите текст

3. Дидактическая игра «Что для чего?» (Работа в парах)

Соотнесите начало и конец предложения

- Ребята мы справились с третьей задачей нашего урока? Значит, можем убрать еще один кружок?

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

-Посмотрите на план нашего урока. Все ли мы задачи выполнили? Что важного узнали о новой букве? Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Какое у вас настроение?

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.