12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алла87
Россия, Борисоглебск

«Конституция – закон высшей юридической силы»


Цель: Познакомить учащихся с понятием конституции - законом высшей юридической силы

Задачи:

1. Развивать гражданско-правовое сознание обучающихся.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся.

3. Создавать условия для развития умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

4. Воспитывать чувство гордости и уважения к  Родине, к Конституции, к законам России.


Возрастная аудитория: 7-9 классы

Оборудование: заготовленные карточки с вопросами, ручки и блокнотики для каждого ребенка (желательно с символикой государства, в конце занятия подарить их детям)


Ход мероприятия:


I. Вводная часть.

Уважаемые ребята, известно ли вам, что является основным законом нашего государства?

Какие ассоциативные слова с понятием Конституция вы можете назвать?

Ученики:

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т - территория;

И - инициатива, инаугурация;

Т - толерантность;

У - управление, урегулирование, установление;

Ц – целостность, ценность,центр, ЦИК;

И - институт, исполнитель;

Я - «я» - личность, «я» - гражданин.

II. Основная часть

История конституциализма в России.

Ребята, вспомните, когда впервые в России заговорили о конституции? (опираясь на ответы детей, оформлять правильный устный ответ)

1) Впервые в России о конституции заговорили в начале 19 века в связи с реформаторской деятельностью Александра I и движением декабристов. Посвященные люди составили кружок при императоре, где обсуждали пути конституирования. Также идея конституционного правления вдохновила декабристов в их противоправительственной деятельности.

2) В середине 19 века значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства.

3) В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.

Вспомните, в какой политической и экономической обстановке был издан этот документ?

Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.

Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.

Конституция России.

В России до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился? Почему не было до этого периода конституции в России ( была абсолютная анархия).

4) В 1918 году 5-м Всероссийским съездом Советов была принята первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

5) В 1925 году была принята вторая конституция РСФСР основной идеей которой было построение социализма и добровольное объединение равноправных народов в Союз.

6)1937 году - третья конституция РСФСР. Впервые была выделена глава, посвященная правам и обязанностям граждан.

7)Конституция 1978 года  считается конституцией развитого социализма, и выполняет политико-пропагандистские функции.

8)Что предшествовало созданию и принятию последней Конституции России в 1993 г.?

Причиной конституционного кризиса 90-х годов было расхождение между практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства, нового политического режима и недостаточном логичным отражением всего этого в Конституции РСФСР 1978 года. В 1991 году в августе была попытка государственного переворота.

14 сентября 1993 г. Президент  подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции.

  В Российской Федерации были провозглашены: приоритет прав и свобод человека, равноправие всех форм собственности.

9) Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводилось с 25 июня по 1 июля2020 года.



III. Практическая часть (игровая)

Ребята, сейчас я предлагаю вам игру "Аквариум"(интерактивный метод). Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали.

Этапы реализации: 1. Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека). 2. Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей. 3. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо: - прочитать вслух ситуацию-задачи; - обсудить ее в группе, используя метод дискуссии; - прийти к общему мнению по 3-5 мин Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать. 4. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы: - согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась? - была эта мысль достаточно аргументированной? - какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным? 5.=1. После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию. Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.


Ситуации для обсуждения в «Аквариуме»

1. Что такое Конституция, преамбула, система противовесов и сдержек?

(Конститу́ция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Преа́мбула в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта. К нормативным актам, имеющим преамбулу, относятся указы, законы, постановления. Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели, задачи и принципы нормативного акта, указываются условия.

Система противовесов и сдержек - это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках - Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви

2. Прочтите преамбулу Конституции. Назовите основные цели, во имя которых наш многонациональный народ принял этот документ.(сохранение прав и свобод, мир и согласие, государственное единство России, равноправие народов, демократические основы государства, обеспечить благополучие и процветание страны, ответственность перед будущим)

3. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найдите в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение. (ст.4, п 2; ст 15п1,2, ст 16.) В чем заключается высшая ценность, определенная Конституцией для государства? (ст 2)

4. Прочтите статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране? (ст 10, ст.11 п 1,2)

5. Озвучьте положения Конституции, в которых содержится ограничения власти Президента РФ (система сдержек и противовесов) (ст 81 п.2, ст.92(1) п 3, ст.93

6. Какие задачи решает Конституция? Докажите это, назовите главы, в которых решается каждая из задач. (1.Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека (гл 2. 2. Упорядочить государственную власть (ст 10, 11, гл 4 – 7). 3. Утвердить правосудие (гл 7)

7. Поясните высказывание польского писателя Станислава Ежи Леца (1909-1966гг) «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». Аргументируйте свой ответ статьями Конституции (гл 2)

IV. Заключительная часть

 Главная цель и предназначение конституции – это защита прав и свобод человека. Это документ, который каждый из нас должен уважать и помнить, что это память о наших предках и ответственность за наше будущее. Будьте достойными гражданами России. Вы – будущее России!



Приложение 1

1. Что такое Конституция, преамбула, система противовесов и сдержек?


2. Прочтите преамбулу Конституции. Назовите основные цели, во имя которых наш многонациональный народ принял этот документ.


3. Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найдите в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение. В чем заключается высшая ценность, определенная Конституцией для государства?


4. Прочтите статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране?


5. Озвучьте положения Конституции, в которых содержится ограничения власти Президента РФ (система сдержек и противовесов)


6. Какие задачи решает Конституция? Докажите это, назовите главы, в которых решается каждая из задач.


7. Поясните высказывание польского писателя Станислава Ежи Леца (1909-1966гг) «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». Аргументируйте свой ответ статьями Конституции.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.