Конструкт урока во 2 классе по теме "Водные богатства"
Сборник конструктов уроков окружающего мира для обучающихся второго класса по формированию универсальных учебных регулятивных действий в процессе проектной деятельности
Конструкт урока окружающего мира №2
Класс: 2
Тема урока: Водные богатства
УМК: Школа России
Цель: формирование универсальных регулятивных действий (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата) в процессе проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира; проявляют эстетическое отношение к природе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую и графическую информацию, сравнивать объекты окружающего мира; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.
Предметные: обучающиеся знают водные объекты (океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища), какие из них созданы природой, какие человеком; знают, как образуется река, ее части (исток, устье, левый берег, правый берег, притоки), знают водные объекты своего края (реки Каменка, Исеть, Тагил, Нейва); умеют находить части реки на схеме.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира, эстетическое отношение к природе.
Развивающие: развивать умение анализировать текстовую и графическую информацию, сравнивать объекты окружающего мира; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.
Образовательные: актуализировать знание о водных объектах (океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища), о том, какие из них созданы природой, какие человеком; о образовании реки, о ее частях (исток, устье, левый берег, правый берег, притоки), о водных объектах своего края (реки Каменка, Исеть, Тагил, Нейва); отработать умение находить части реки на схеме.
Принципы обучения:
Принцип психологического комфорта
Принцип доступности
Принцип систематичности и последовательности.
Принципы воспитания:
Принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством;
Создание положительного эмоционального подъёма;
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
словесные (объяснение, беседа);
наглядные (демонстрация);
практические (упражнения).
Методы эмоционального стимулирования:
поощрение.
Методы формирования ответственности и обязательности:
предъявление педагогических требований;
оперативный контроль.
Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности к восприятию;
стимулирование занимательным содержанием.
Методы воспитания:
Методы формирования сознания:
беседа.
Методы организации деятельности и формирования опыта:
педагогическое требование.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Дидактические средства:
Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Водные объекты», видеоролик, физминутка
Индивидуальные: пишущие принадлежности, дневник, учебник, рабочий лист, карточки для групповой работы
Тип урока: открытие нового знания и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (3 мин)
3. Выявление проблемы. Постановка темы и задач урока (3 мин)
4. Решение проблемы (15 мин)
5. Физминутка (2 мин)
6. Первичное закрепление (3 мин)
7. Организация самостоятельной работы (5 мин)
8. Инструкция домашнего задания (2 мин)
9. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
Использованная литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. – 59 с. – Текст: непосредственный.
2. Федеральная образовательная программа начального общего образования: утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 – 340 с. – Текст: непосредственный.
3. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2020 г. № 2.4.2.3648-20
4. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир для обучающихся 1-4 классов: утверждено директором Образовательного центра «Аксиома» М.В.Орловой.
5. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2/[Плешаков]. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 144 с. : ил. – (Школа России).
6. Видеоролик «Части реки»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/main/296111/
7. Физминутка: https://yandex.ru/video/preview/12191953105977912587
Эскиз доски
Тема: Водные богатства Цель: | 28 апреля Классная работа | Презентация |
Ход урока
Этап урока | Образовательна я задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | Привлечь внимание обучающихся к уроку; проверить готовность к уроку; создать положительно-эмоциональный настрой, мотивацию и готовность к принятию целей и результату урока; формировать положительное отношение к школьному обучению через ориентацию на личностные достижения ребенка; развивать мотивационную основу деятельности обучающихся | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные ( беседа); Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. | -Здравствуйте, ребята. -Предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой. Улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. -Пусть наш урок освещается прекрасными улыбками! -Проверьте, готово ли ваше рабочее место к уроку. На парте должен лежать учебник, пишущие принадлежности. -Вижу все готовы. Можете садиться за рабочие места, не забывая о правильной посадке, чтобы осанка была красивой! -Сегодняшний урок я хочу начать с интересного факта. Прием «Удивительный факт» -Земли на Земле всего одна треть! -Как вы понимаете это выражение? (На Земле больше воды, чем суши) -Спасибо за ваши ответы! В конце урока, мы обязательно вернемся к этой фразе и узнаем, почему же так говорят! | -Приветствуют учителя. -Проверяют рабочее место. -Отвечают. | Ф И | - | ОК СК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий | Актуализировать знания о формах земной поверхности (гора, овраг, равнина, холм) | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); практические Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. | -О чем мы говорили на прошлом уроке? (О формах земной поверхности) -О формах земной поверхности… -Предлагаю проверить, запомнили ли вы их. Прием «Исключи лишнее» -Посмотрите на слайд, уберите лишнее слова – оставьте только то, что относится к формам земной поверхности. Гора, река, овраг, море, равнина, холм, океан. -Какие формы земной поверхности вы нашли? (Гора, овраг, равнина, холм) -Гора, овраг, равнина, холм. -Чем отличается гора от холмА? (Высотой) -Высотой, верно. | -Вспоминают тему прошлого урока. | Ф И | Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Водные объекты» | ОК СК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира; проявляют эстетическое отношение к природе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую информацию, сравнивать объекты окружающего мира; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности. |
3. Выявление проблемы. Постановка темы и задач урока | Поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: Методы формирования сознания: беседа. | 1. Подготовительный этап проектной деятельности -Посмотрите на слова, которые остались. -Что это, к чему их можно отнести? (Водные объекты) -Да, это водные объекты. -Знаете ли вы, что планета Земли состоит из суши и воды? (Да) -Примерно 71% покрыто водой, а оставшиеся 29% занимают континенты и острова. Прием «Домысливание» -Сегодня мы поговорим о водных объектах, которые составляют водное богатство нашей планеты. -Тема урока – водные богатства. -Поставим цель урока, как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем, чему научимся? (Узнаем, какие водные объекты есть) -Составим цель, следуя стрелкам… Узнать, что составляет водные богатства нашей планеты. 2. Этап планирования -Предлагаю составить план, чтобы достичь цели. -Посмотрите на слайде есть 2 предложения, но в них перепутаны слова и порядок предложений. -Попробуйте восстановить пункты плана. 1. Познакомиться с водными богатствами планеты 2. Рассказать о водных богатствах нашего края -Диана, прочитай 1 пункт плана. (Познакомиться с водными богатствами планеты) -2 пункт плана? (Рассказать о водных богатствах нашего края) -Спасибо. Сегодня нам предстоит познакомиться с водными богатствами планеты и конкретно с теми, которые есть в нашей области. | -Определяют тему, цель урока, составляют план. | Ф И | Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Водные объекты» | ОК СК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую информацию; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи. |
4. Решение проблемы | Найти пути решения проблемы и выбрать способы их реализации | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы воспитания: Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование | 3. Реализация -Еще раз повторим, что такое водные богатства. (Водные объекты на планете) -Да, это все водные объекты на планете, они занимают бОльшую часть планеты. -К ним вы отнесли океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. -Как вы думаете, можно ли поделить эти объекты на 2 группы? -Помогу вам, посмотрите 2 изображения. -Что вы видите? (Природа, человек) -Природа и человек. Так на какие группы можно поделить водные объекты? (На объекты, созданные человеком и природой) -На объекты, созданные природой и человеком. По-другому их называют естественные и природные водоемы. -Какие же объекты созданы природой? -Выберем из предложенных их. Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища -Верно, молодцы. -Выполните 1 задание в рабочем листе: впишите в клеточки водные объекты и отметьте цветом естественные и искусственные. -Все мы знаем, что такое океаны, моря, озера, реки… -Океан – это что? (Крупнейший водный объект) -Да, это крупнейший водный объект, он окружает все материки и острова планеты. -Какие океаны вы знаете? (Северно-Ледовитый океан, Тихий, Индийский) -А знаете ли вы, что Северно-Ледовитый океан наименьший по площади океан? -Что такое море? (Часть океана) -Это часть океана, отделенная сушей. -Какие моря вы знаете? -Красоту моря не описать! -Но важно помнить, что нужно охранять не только растения, деревья, но и водные объекты. -Озеро? (Маленький водоем) -Какое самое глубокое озеро в мире? (Байкал) -Верно! Байкал – чудо природы! -Река? (Поток воды) -Природный водный поток. -А вот каналы, водохранилища, пруды… -Попробуем разобраться. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился ____. Теперь в нём разводят рыбу. -Как вы думаете, что появилось на месте оврага? -Канал, водохранилище или пруд? (Пруд) -Верно, пруд. -Найдите это слово в филворде во 2 задании, отметьте его. -Дальше. Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ___. Сейчас из него берут воду для города. (Водохранилище) -Верно, водохранилище. -Найдите это слово в филворде. -Есть ли в нашем городе водохранилище? -Да, это Волковское водохранилище. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ___. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую. (Канал) -Канал…Найдите слово в филфорде. -Скажите, для чего нужные водные объекты? (Для жизни) -Они являются чьим-то местом обитания, источников пресной воды и так далее, а также украшают планету! -Кто знает, как же образуется река? (Питается снегом, дождем) -Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода, правильно? Откуда же может поступать вода в реки? -Вода бежит в реку весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые пополняют запасы воды в реках. -Посмотрим видео, чтобы узнать о частях реки. -В ходе просмотра, заполните схему в 3 задании. -Повторим то, что узнали. -Исток – это, что у реки? (Начало) -Устье – это? (Это место, где река впадает в другую реку) -Что же такое русло? (Это углубление, по которому течёт река) -Притоки – это что у реки? (Это другие реки, которые впадают). | -Делят водные объекты на 2 группы. -Выполняют задание в рабочем листе. -Отвечают. -Выполняют задание в рабочем листе. -Отвечают. -Смотрят видеоролик и выполняют задание в рабочем листе. | Ф И | Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Водные объекты», видеоролик Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочий лист | ОК СК ВК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира; проявляют эстетическое отношение к природе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую и графическую информацию, сравнивать объекты окружающего мира; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности. Предметные: обучающиеся знают водные объекты (океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища), какие из них созданы природой, какие человеком; знают, как образуется река, ее части (исток, устье, левый берег, правый берег, притоки); умеют находить части реки на схеме. |
5. Физминутка | Снять мышечное напряжение. Переключиться на другой вид деятельности | Методы воспитания Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование | -Перед тем, как приступим к решению 2 пункта плана, выполним физминутку. -Встаньте со своих мест. -Я включу видеоролик, ваша задача повторять движения. -Закончили. -Тихо садится 1 ряд, еще тише 2, совсем тихо 3. -Не забываем о правильной посадке, чтобы осанка была здоровой. | -Выполняют физминутку. | | Демонстрационные: физминутка | ОК СК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес. |
6. Первичное закрепление | Учить применять новые знания и способы деятельности в незнакомых ситуациях (знакомых ситуациях); отрабатывать умения действовать в соответствии с правилом (алгоритмом, планом); активизировать все виды памяти, анализ синтез, связную речь через алгоритмизацию, выполнение практических заданий, упражнений | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (, беседа) Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы воспитания: Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование | 3. Реализация -Прочитайте 2 пункт плана. - Рассказать о водных богатствах нашего края. -В какой области мы живем? Какие водные богатства нашего города вы знаете? (Река Исеть и Каменка) -Реки Каменка и Исеть протекают в нашем городе. Сегодня я предлагаю поработать вам в группах и узнать о реках нашей области. 1. Река Чусовая 1. Название: Чусовая 2. Где протекает: Свердловская область, Пермский край 3. Исток: Западный склон Уральских гор 4. Притоки: Серга, Ревда, Реж, Сылва, Усьва, Уфа 5. Устье: река Кама 6. Чем славится: Красивейшие скалы вдоль берегов («каменные стражи»), исторические места и развитый туризм. 2. Река Исеть 1. Название: Исеть 2. Где протекает: Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ 3. Исток: Ильменские горы близ озера Исетского 4. Притоки: Пышма, Теча, Миасс, Решетка, Патрушиха 5. Устье: река Тобол 6. Чем славится: Историческое значение, плотины, водохранилища, промышленная зона Екатеринбурга и развитие судоходства. 3. Река Тагил 1. Название: Тагил 2. Где протекает: Свердловская область 3. Исток: Северный Урал, восточный склон хребта 4. Притоки: Лягушья, Утка, Верхняя Салда, Бобровка, Баронская 5. Устье: река Тура 6. Чем славится: Горнозаводская цивилизация, металлургия, добыча полезных ископаемых, красивая природа вокруг города Нижний Тагил. 4. Река Нейва 1. Название: Нейва 2. Где протекает: Свердловская область 3. Исток: Северо-западнее Невьянска, западный склон Среднего Урала 4. Притоки: Шайтанка, Реушинка, Берёзовка, Малая Нейва 5. Устье: река Ница 6. Чем славится: Города-заводы, старинные заводы Демидовых, туристические маршруты, живописные пейзажи. -Каждой группе я выдам карточку. На ней будет текст с информацией о реке, а ниже текст с пропусками. -Вам нужно прочитать текст, а затем заполнить с помощью него пропуски. | -Отвечают. -Заполняют карточку. | Ф И Г | Индивидуальные: пишущие принадлежности, карточки для групповой работы | ОК СК ВК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира; проявляют эстетическое отношение к природе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую информацию; соблюдать правила ведения диалога, проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи. Предметные: обучающиеся знают водные объекты своего края (реки Каменка, Исеть, Тагил, Нейва) |
7. Организация самостоятельной работы | Выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способов действий обучающихся; установить причины выявленных недостатков; обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям | Методы обучения: По источнику получения знаний: практические (упражнение) Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы воспитания: Методы организации деятельности и формирования опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования поведения: поощрение. | 4. Презентация проекта, подведение итогов -Ребята, я предлагаю начать представление работ. Прием «Цель выступления» -Кто скажет, зачем представлять работу? (Чтобы рассказать друг другу) -Да, чтобы поделиться друг с другом результатом деятельности. -Пока группы выступают ваша задача записать название рек, которые вы услышали, в рабочий лист. -Попрошу представителя 1 группы выйти к доске. -2…3…4. -Спасибо, ребята, за вашу работу. -Какая река вам запомнилась больше всего? -Спасибо. Полезны ли эти знания? Зачем знать водные объекты страны? (Нужно знать географию родного края) -Вы правы, нужно знать географию своей страны, родного края! | -Представляют работы. | Ф И | - | ОК СК ВК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира; проявляют эстетическое отношение к природе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику; планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности. Предметные: обучающиеся знают водные объекты своего города (река Каменка, река Исеть). |
8. Инструкция домашнего задания | Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль. | -Предлагаю записать домашнее задание. Откройте дневники. -К следующему уроку необходимо подготовить пересказ страниц 78-81. -Закрываем дневники. Откладываем все на край парты. | -Записывают домашнее задание. | Ф И | Индивидуальные: пишущие принадлежности, дневник, учебник | ОК СК | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи. |
9. Рефлексия учебной деятельности | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками | Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы воспитания: Методы стимулирования поведения: поощрение. | -Урок походит к концу, предлагаю подвести итоги. -Какая была тема урока? (Водные богатства) -Какую поставили цель? (Узнать, что составляет водные богатства нашей планеты) -Какой план мы составили для достижения цели? 2. Рассказать о водных богатствах нашего края) -Какие водные богатства есть на нашей планете? -О каких водных богатствах нашего края вы узнали? -Спасибо. 8. Оценка Прием «Верно ли, что…» -Поиграем в игру «Верно ли, что…». -Я буду называть утверждение, а вы, если оно верно, показывать «класс», если нет, палец вниз. -Начнем. 1. Река Нейва славится старинными заводами Демидовых. (Верно) 2. Исток реки Исеть – озеро Исетское. (Верно) 3. На берегах реки Каменка расположен памятник природы гора «Богатырек» -Молодцы, ребята. На вопросы ответили верно, а значит материал урок усвоен. Прием «Комплимент» -Предлагаю оценить свою работу и работу друг друга с помощью комплиментов. -Вы можете похвалить, поблагодарить себя, своего одноклассника за помощь, представленную памятку… -Я начну. Я благодарю каждого за активную работу на уроке. -Теперь вы. -Спасибо за комплименты. Думаю, каждому было приятно слышать теплые слова в свой адрес и адрес группе, в которой вы работали. -А наш урок закончен. Спасибо. | -Подводят итоги урока. -Сигнализируют. -Сигнализируют. -Сигнализируют. -Оценивают работу друг друга. | Ф И | Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Водные объекты» | ОК СК ВК | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к изучению окружающего мира. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать текстовую информацию; объективно оценивать результаты своей деятельности. |