12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистикова Галина Леонидовна86
Я люблю свою работу
Россия, Архангельская обл., Емецк

Методическая разработка

Автор: Чистикова Галина Леонидовна, учитель Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»

Предмет Окружающий мир. 2 класс.

Тема: Водные богатства.

Тип: Урок получения новых знаний

Вид: урок - эврика (проблемно-диалогический)

Цель: познакомить с составляющими водных богатств нашей планеты, названиями частей реки на примере рек Архангельской области: Северной Двины и Емцы.

Планируемые результаты освоения новых знаний.

Личностные результаты УУД У обучающегося начнётся формирование:

познавательных мотивов учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представления о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий в отношении к водным ресурсам своего края

способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД Обучающийся будет учиться:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Познавательные УУД Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике,находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников (учебник, карта, статья из книги, беседа);

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, моделирования

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

Коммуникативные УУД Обучающийся будет учиться:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты Обучающийся научится:

Рассказывать по схеме о частях реки; узнает географические названия притоков главной реки Архангельской области Северной Двины; познакомится с названиями видов рыб, обитающих в данной местности; научится аргументированно отвечать, делать выводы.

ориентироваться на местности разными способами (течение реки, берега реки)

читать карту и правильно показывать на настенной карте Северную Двину, Архангельск, реку Емцу,

будет учиться замечать и ценить красоту природы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунок рек и Белого моря (вид сверху), синие полоски для схемы-аппликации рек, изображение реки Северной Двины и притоков на карте (в группах и карта на доске), видеосюжет о красоте рек.

Этапы урока

Деятельность

Учителя, методы

Содержание

Деятельность

обучающегося

1. Организа-ционный момент.

Экспозиция

Сегодня к уроку мы приготовили карту, голубые полоски в прозрачных файлах, полоски со словами, клей. Всё это нам необходимо для работы.

Дети разделены на группы.

Зрительное и тактильное восприятие

2. Целепо-лагание.

Подведение обучающихся к постановке проблемы

(беседа, наглядный, исследов-ательский)

Учитель фиксирует на доске предположения детей.

- Что такое богатство? Что отнесём к природным богатствам?

-Какой цвет на карте преобладает и почему? Что составляет водные богатства? Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем?

Дети высказывают предположения учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

(Дети говорят о том, что знают о реках)

3. Осознание недоста-точности имеющихся знаний.

Постановка проблемной задачи в виде вопроса

Метод диалога.

Загадка: По синенькой дорожке не ходят наши ножки. Зато можно далеко плыть на лодочке легко. (река)

На карте очень много таких дорожек. Почему?

- Откуда мы можем узнать?

Поблемный вопрос для 2 блока: Друзья пошли в лесок за грибами. Им сказали, что много грибов на левом берегу реки. Это где? Что нужно знать, чтобы помочь друзьям?

Учебник, карта, статья

Воспринимают задачу и начинают осмысливать пути её решения

4. Коммуни-кация.

Помогает составить план получения знаний, обучает алгоритму деятельности. Исследова-тельский метод, предъявление новых проблем, разработка и постанова исследователь ских заданий

(три блока, перед вторым блоком проблемная ситуация)

Планирует главный вывод урока.

План поиска новых знаний

1.Работа со статьёй учебника (стр.82

2. Исследование схемы Части реки в учебнике (стр.83.

3.Отображение знаний статьи - создание аппликации реки в соответствии с картой-рисунком.

4. Дополнить схему-аппликацию, изучив более подробную карту. 5.Рассказать о результате работы

6. Сделать вывод о том, как помочь друзьям.

7. Главный вывод урока.

(Замечать, ценить и беречь красоту природы -водные богатства)

Коррекция собственной точки зрения в результате уточнения по материалам учебника, подготовка сообщения, объяснение собственной точки зрения.

5. Самосто-тельная работа: 1 блок стр.82

2 блок стр.83

Организация самостоя тельной деятельности обучающихся с использова

нием заданий учебника, руководство деятельностью в группах (помощь в распределе

нии ролей)

Работа по стр. учебника 82

Поблемный вопрос: Карточки с заданиями для 2 блока (1 уровень: внимательно прочитай текст, покажи ребятам на схеме части реки, заверши выступление словами – я всё рассказал хорошо или я мог бы лучше, но сегодня допустил неточность. 2 уровень: внимательно прочитай текст, покажи ребятам на карте Северную Двину, посоветуйся и покажи куда приклеить полоску на макете, обозначь на полоске направление течения реки, посоветуйся и приклей полоску реки Емцы. Расскажи по схеме-аппликации части реки Северной Двины).

Роли в группе – чтение индиви-дуальное, обсуждение совместное, пишет 1 ученик, приклеивает другой, третий выступает с итогом работы)

Освоение обучающимся приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения

6.Взаимо проверка, взаимо контроль;

 

 

Каждая группа представляет свою модель реки-аппликацию.

-Почему удалось сделать всё точно? (Где не удалось, что хотелось бы поправить?)

Теперь сможете помочь друзьям. Покажите на своей карте аппликации, где может быть лесок на левом берегу реки. (приклеим аппликацию деревьев)

Сравнение модели с картой, сравнение макета с работой других групп. Самооценка работы группы и каждого.

7. Посмотр видеоролика

Наглядный метод

Вывод: наши реки очень красивы с чистой водой, будем беречь это богатство

Обучающиеся делятся своими чувствами, мнениями, предлагают решения

8.Задания для применения нового знания

Предлагает задания на выбор

Текст вопроса:1.Житель села взял участок на правом берегу Емцы и построил дом (приклеить на макет)

2. Рыбаки пошли ловить рыбу на исток Емцы-приклеить рисунок рыбы узнать названия рыб, которые водятся в Емце.

3. Узнать из статьи на карточке о том, почему река Северная Двина так называется.

Выбирают задания на применение полученного знания

Рефлексия

Предлагает оценить работу на уроке

Я научился…..

Мне понравилось…..

Я доволен своей работой на уроке.

Я помог одноклассникам выполнить…

Оценивают свою работу на уроке.

 

Текст карточки. Река Северная Двина образуется от слияния рек Сухоны и Юга. Длина реки от слияния рек Сухоны и Юга до впадения в Белое море составляет 774 км. Наиболее крупными притоками Северной Двины являются: справа – Вычегда, Уфтюга, Пинега, слева – Вага, Емца. [2, cтр.31]

Текст карточки. В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Сухона и Юг соединившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».

Литература:

1. А.А.Плешаков Учебник «Окружающий мир» 2 класс I часть М: Просвещение 2018

2.П.Ф.Ваганов «Живительный источник края». Архангельск Северо-Западное книжное издательство 1977

3. Кодоло Олег Книга для детей и их родителей История Архангельской области ОАО «Издательское -полиграфическое предприятие «Правда Севера»2006

4.https://www.google.ru/search?q=карта+рек+архангельской+области&newwindow

5.https://ru.wikipedia.org/wiki

 

t1590776223aa.jpg

Карта схема рек Архангельской области.

t1590776223ab.png

Карта Архангельской области

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.