Урок окружающего мира на тему «Водные богатства»

4
0
Материал опубликован 14 May 2020

Урок окружающего мира

Тема: Водные богатства.

Цель: формирование первоначальных представлений о водных богатствах нашей планеты, частях реки.

Задачи:

познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки;

учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку;

воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемые результаты

Предметные

Называть и показывать на схеме части реки.

Различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Метапредметные

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Запись на слайде.

- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок:

С хорошим настроением принимайся за работу!

- Как вы его понимаете? Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

- А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?

- Настройтесь на работу на уроке.

Дети настраиваются на работу на уроке.

 

Актуализация знаний.

Проверка домашнего

задания

Разгадать кроссворд

 

 

 

 

1.р

а

8.в

н

и

н

а

2.п

л

о

с

к

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

3.г

о

р

ы

 

 

 

 

 

4.п

о

д

о

ш

в

а

 

 

 

 

5.х

о

л

м

и

с

т

ы

е

 

 

6.с

к

л

о

н

 

 

 

 

 

 

 

7.о

в

а

а

г

 

 

 

 

Ровный или почти ровный участок земной поверхности. (Равнина)

Равнины, которые имеют ровную поверхность. (Плоские)

Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. (Горы)

Это место, где начинается холм или гора. (Подошва)

Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (Холмистые)

У горы, у холма он бывает крутой или плоский. (Склон)

Углубление на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраг)

Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочтете, как называется самая высокая часть холма или горы.

Оцените свою работу на этапе проверки домашнего задания.

Работа в парах.

 

 

Обсуждают, разгадывают кроссворд и оценивают свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности

 

Отгадайте загадки.

Он могучий и огромный,

Много в нём морей глубоких.

Глубже и огромней лужи

На земле не обнаружить.

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный ...(Океан.)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото.)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)

Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (Озеро.) 

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

Стоит корыто, вода налита. (Пруд)

- Чем похожи отгадки?

Отгадывают загадки.

 

Постановка учебной задачи

 

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

- Прочитайте тему урока на с. 82 учебника.

- Как вы думаете, почему богатства?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

Выдвигают свои предположения.

Определяют тему урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения.

Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос и реализовать нашу цель?

Определяют план работы

Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

 

Посмотрите на глобус и карту. Оттенков какого цвета больше всего? Почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Какие водоёмы существуют на Земле?

- Попробуйте разделить на две группы, представленные на слайде водоёмы.

Река, море, океан, пруд, канал, водохранилище, озеро.

- На какие группы можно разделить водоёмы?

- Почему не смогли выполнить?

Каким источником информации можно воспользоваться?

Откройте учебник на стр. 82, прочитайте два первых абзаца и попробуйте выполнить задание.

- На какие группы можно разделить водоёмы?

Что значит искусственный и естественный?

Естественные – созданы природой.

Искусственные – созданы человеком.

Распределить данные водоемы на две группы.

Водные богатства

естественные

искусственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по слайду.

Проверьте результаты вашей работы, если есть неточности, исправьте.

Для чего людям искусственные водоемы, если на земле много естественных?

Вывод: Пруды, каналы и водохранилища имеют искусственное происхождение.

Реки, моря, океаны, озера естественного происхождения.

- А знаете ли вы, как образуется река?

- Где она начинается?

- Куда течёт?

Рассмотрите схему реки.

- Каким цветом изображены на географических картах реки?

Раскрасьте речку.

- Прочитайте текст, найдите в тексте описание частей реки, обозначьте их на схеме.

Приложение 1.

Теперь нам нужно проверить нашу работу. Как проверить?

Расскажите по схеме о частях реки.

- Какие водные богатства есть в нашем крае?

- Напомните, куда впадают реки? Закройте глаза, представьте себе лето. (Слушание звуков моря)

- Что вы представили?

- Что такое море?

- Кто из вас летом был на море?     

- Какие у вас впечатления, поделитесь? Послушайте, вот как рассказал о море К.Д. Ушинский. (Читает текст подготовленный ученик. Учебник с. 84)

Сопровождается слайдами с изображением водных пейзажей.

 

 

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Сравнивают, классифицируют, анализируют, рассуждают.

Находят в тексте требуемую информацию.

 

 

Сравнивают, классифицируют, анализируют, рассуждают, формулируют простые выводы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят в тексте требуемую информацию.

Работа в парах.

Анализируют схему частей реки, рассказывают о частях реки по схеме

 

Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание на карточке. (Работа в парах)

- Догадайтесь, о каких водоемах идет речь.

Приложение 2.

Проверка по слайду. Проверьте результаты вашей работы, если есть неточности, исправьте.

Задание в Рабочей тетради с. 34 зад.3

Проверка по слайду.

Проверьте результаты вашей работы, если есть неточности, исправьте.

Самостоятельно выполняют задание, сравнивают с эталоном, исправляют ошибки, если они есть. Оценивают свою работу.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.

- Что мы можем сделать, чтоб сберечь воду?

 

Рефлексия

Итог урока

Игра «Да-нет-не знаю»

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если не согласны – знак -, если не знают – знак 0.)

- Какую цель мы ставили на урок?

- Что на уроке было особенно интересным?

- О чем вы бы хотели узнать подробнее?

Оцените свои знания с помощью «Светофора».

Спасибо за урок!

Самостоятельное выполнение.

Проверка по ключу-эталону.

 

 

 

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.35 зад.4

Подготовить сообщение о любом водоеме нашего края.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Начало реки называют истоком. Исток - то место, где река начинается. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устьем. Обычно, это самое широкое место реки. Углубление, по которому течет река, называется русло. Река всегда течет в сторону другой реки, озера или моря. Стрелкой указывают направление течения реки. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть по стрелке течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый.

В реку обычно впадают реки - это притоки. На левом берегу левый приток, на правом – правый приток.

Исток, русло, берега, устье - части реки.

 

Приложение 2.

Догадайся, что пропущено в описании.

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу.

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился _____________. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась и образовалось _______________________. Сейчас из него берут воду для города.

 

Приложение 3.

Игра «Да-нет-не знаю»

Водные богатства - это реки, моря, озера, океаны, пруды, водохранилища.

Пруды, каналы и водохранилища имеют естественное происхождение.

Водохранилище создают для накопления и хранения воды с целью ее использования в народном хозяйстве.

Исток, русло, берега, устье и притоки - части реки.

Начало реки называется устьем.

Волга, Ока, Енисей, Обь, Лена – это реки.

Ключ к игре: 1 +, 2 -, 3 +, 4 +, 5 -, 6 +.

Критерии оценки выполненной работы:

«5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - более 3 ошибок.

 

 

Список литературы и интернет - источников

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс. – М. ВАКО, 2015

Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.А Плешаков, А.Е. Соловьева. – 1-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс, часть 2. М., Просвещение, 2018

https://infourok.ru/urok-po-okruzhayushemu-miru-2-klass-vodnye-bogatstva-4153965.html

https://multiurok.ru/blog/konspiekt-uroka-vodnyie-boghatstva-2-klass.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/03/20/urok-onz-vodnye-bogatstva

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/134037-konspekt-uroka-vodnye-bogatstva-2-klass-programma-shkola-rossii-pleshakov.html

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.