Консультация для педагогов ДОУ «Особенности дошкольников с нарушениями речи»

3
0
Материал опубликован 12 January 2022

Консультация для педагогов ДОУ

«Особенности дошкольников с нарушениями речи»


Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Тенденции в развитии познавательной сферы у детей с нарушениями речи, как и у нормально развивающихся детей. Внимание, память в раннем возрасте непроизвольны. Мышление по возрасту наглядно-действенное. Способы решения задач более примитивные: основной метод – пробы, когда в норме к 3 годам появляется примеривание. Важный компенсаторный путь – сохранность интеллекта, что позволяет полностью компенсировать дефект.

Страдает восприятие: недоразвитие фонематического слуха. Дети с трудом выделяют фонемы в речи, с трудом разделяют и осмысливают отдельные слова, буквы.

Преобладает непроизвольное внимание над произвольным, т.е. наблюдается замедление темпов формирования произвольности. К 7 годам дети с общим недоразвитием речи могут фиксировать внимание 7- 10 минут (в норме должны 15 минут). Затруднена фиксация на слуховых стимулах. Дети более отвлекаемы. Затруднено распределение внимания: если задание дается на слух и требуется выполнение какой-либо деятельности, одновременно слушать и делать не могут. Инструкции не должны быть большие.

Наблюдается истощаемость внимания: дети быстро устают. Надо давать более сложные задания в первой половине занятия, первое задание полегче, второе – самое сложное, другие более легкие. Ребенок обнаруживает свои ошибки после того как он их совершил, в процессе выполнения задания он не видит ошибок.

В ходе выполнения задания дети могут отвлекаться на посторонние объекты, в окно, их отвлечения не относятся к деятельности. Так как дети часто встречаются с непониманием со стороны взрослого, это может прекратить любые попытки обращения к нему. Ребенка важно научить ориентироваться в задании и контролировать качество его выполнения. Дефекты внимания обуславливают проблемы в обучении детей с нарушениями речи, т.к. повышенная отвлекаемость препятствует полноценному усвоению знаний. Наблюдается замедление темпов выполнения деятельности.

Зрительная память сохранна. Есть особенности: дети испытывают сложности при зрительном запоминании силуэтных, контурных, зашумленных изображений. Смысловое запоминание при общем недоразвитии речи сохранно. Оно является компенсаторным путем для развития памяти детей. Важно при обучении детей достигнуть понимания, осмысленности запоминания.

Слуховая память несколько снижена. При запоминании стихов детям требуется больше времени для запоминания. Детям нужно больше повторений. Нарушение при выполнении сложных речевых инструкций (3-4х ступенчатых). Дети упускают части инструкции, которые не являются ключевыми. В результате смысл деятельности не теряется, но страдает качество. Иногда меняется последовательность выполнения задания. Но если смена последовательности разрушает деятельность, то ребенок видит ошибку. Проблема с восприятием материала обусловлена не только нарушением памяти, но и неустойчивостью внимания, нарушением фонематического восприятия, личностными особенностями. Дети успешно используют опосредованное запоминание: использование рисунка для запоминания более эффективно; разделение текста на смысловые единицы.

ЛИЧНОСТЬ

У детей с нарушениями речи из-за проблемы понимания наблюдается обостренное, яркое прохождение кризисных периодов. Дети из-за ограниченности возможностей при контакте часто склонны к формированию негативных, невротических личностных черт.

Дети с нарушениями речи очень полиморфная группа по особенностям личностного развития, возможна большая вариабильность в темпах личностного развития.

Находясь в ситуации неуспеха, дети испытывают личностную тревогу, что может вызвать возникновение невротических расстройств. Динамика личностного развития соответствует норме. А как будут формироваться ценности, происходить соподчинение мотивов, будет зависеть от внешних причин. Это обусловлено слабостью нервной системы.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

1. Склонность к возникновению аффективных вспышек (злость, негодование, приступ смеха). Т.к. речь ребенка развита плохо и он не может объяснить свою позицию, испытывает трудности в коммуникации по поводу желаемого, не желаемого, то он все показывает, может возникнуть истерический припадок.

2. Замкнутость, боязливость, склонность к возникновению фобий. Дети с речевыми нарушениями излишне привязаны к родителям, тяжело адаптируются в детском саду. Фобии часто долгое время носят острый и неадекватный характер вплоть до 6 – 7 лет.

3. Дети имеют мало коммуникативных навыков, испытывают в общении дискомфорт и решают проблемы физической силой.

4. Самооценка недостаточно устойчивая. Она более зависит от внешних факторов. Часто наблюдается поляризация самооценки (относят себя к плохим или хорошим). Дети считают, что взрослые оценивают их негативно. Они ожидают негативной оценки, т.к. у них нервная система неустойчива, им часто делают замечания.

5. Уровень притязаний. Выбирают задачи среднего уровня сложности, а после успеха выбирают задания не сложнее, а более легкие. Наблюдается защитная реакция: страшно потерять ситуацию успеха. Дети слишком часто находятся в ситуации неуспешности и им хочется закрепить успех.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игровая деятельность. Для дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игра, также как и для нормально развивающихся детей, является необходимым условием развития личности и интеллекта. Однако недостатки речи влияют на игровую деятельность детей: из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны, дети теряют возможность совместной деятельности со сверстниками. Нарушение общей, речевой моторики вызывает быстрое утомление ребенка в игре. Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга (при брадилалии), склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью (при тахилалии) не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.

Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненный роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками.

Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА

Проблема в установлении контактов с окружающими. Это вызывает раздражение у ребенка, формируется агрессивность у ребенка. Ребенок не всегда может договориться.

Детей надо учить способам решения конфликтных ситуаций, извиняться за свое поведение.

Преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры. Испытывают сложности в установлении контактов, имеют низкий статус в группе говорящих.

МОТОРИКА

Нарушение в развитии мелкой моторики, зрительно-двигательной координации (не может поймать катящийся шарик). С трудом осваивает рисование. Не регулируется сила, направление движений рук. Замедленно формируются навыки одевания, самостоятельной еды. Едят неаккуратно, все мимо, медленно осваивают столовые приборы. С трудом застегивают пуговицы, шнуруют (иногда до старшего дошкольного возраста). Крупная моторика в основном сохранна.

ВЫВОДЫ

ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Тенденции в развитии, как у детей, которые не имеют речевые нарушения. Они могут усвоить материал образовательной программы в полном объеме, но при создании специальных условий.

Трудно воспринимать длинные инструкции, предложенные на слух.

Не могут долго слушать рассказы, сказки, объяснения, предложенные только на слух без наглядности.

Быстро отвлекаются и устают.

Формирование личности, самооценки будет зависеть от ближайшего окружения.

Яркое, обостренное прохождение кризисов.

Могут наблюдаться вспышки злости, приступы смеха.

Возникающие проблемы склонны решать физической силой, так как не имеют навыков общения.

В игре могут проявлять робость, вялость, скованность в движениях, быстро утомляются либо, наоборот, детям не хватает сосредоточенности, настойчивости в доведении игры до конца.

Сложности в установлении контактов со сверстниками, взрослыми. Это может вызывать раздражение у ребенка, агрессивные реакции.

Нарушение в развитии мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Не регулируется сила нажима при рисовании, направление движений рук. Замедленно формируются навыки одевания, самостоятельной еды. Едят неаккуратно, медленно осваивают столовые приборы. С трудом застегивают пуговицы, шнуруют (иногда до старшего дошкольного возраста). Крупная моторика в основном сохранна.

Затруднена развернутая связная речь.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания.

У детей необходимо формировать мотивацию и потребность в общении, так как дошкольники могут быть малоактивны, не сопровождают рассказом игровые ситуации, редко обращаются с вопросами к взрослым. По мнению Волковой Л.А., для формирования качественной речи у каждого ребенка нужно знать и учитывать следующее: не все, что взрослые считают важным, с удовольствием принимается и обсуждается детьми.

Ребенок добровольно говорит «сам» только по тому поводу, что для него действительно интересно и важно. Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослым тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга. Необходимо искать способ заинтересовать ребенка, а не пытаться силой заставить себя слушать (повышение голоса, замечания о плохом поведении). Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению.

Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и, что их удивило. Детям нравится, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость, предвкушение интересного дела.

Дети не любят описание картин, призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам; рассказы о достопримечательностях, художниках и писателях.

Возможные варианты создания благоприятных условий для общения детей друг с другом и со взрослыми:

Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

Соблюдение определенной системы правил детьми, которые необходимо постепенно вводить в учебно – воспитательный процесс:

любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;

знаешь сам, скажи другому;

делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее;

останови друга, если он делает что-то плохое; если он не прав, скажи ему об этом;

если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, признай свою ошибку, попроси прощения;

умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других;

не ссорься и не спорь по пустякам;

не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;

не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним;

всегда следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;

выслушивай собеседника внимательно, до конца;

реагируй на высказывания собеседника, покажи, что понял его;

будь доброжелательным;

нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам, следует высказываться по очереди;

внимательно выбирай форму обращения: «ты» или «вы»;

речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие;

говоря о присутствующем, нельзя говорить «он», «она», надо называть его по имени.

3. Активное участие детей в организации деятельности на занятии, с предоставлением дошкольникам свободного выбора:

картинного материала, используемого на занятии;

темы беседы или занятия.

4. Проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.

Для повышения мотивации детей к общению можно использовать следующие приемы:

предложение интриги, тайны;

загадки, которые нужно разгадывать вместе;

наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная;

позитивные реплики на высказывания детей;

просьба воспитателя к детям посоветовать, поделиться опытом, сделать вывод, уточнение;

задания, позволяющие включить фантазию ребенка;

соревновательные моменты;

игры-путешествия;

упор на желания ребенка сделать приятное для близких;

речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии);

применение активизирующих речь техник.


Активизирующие техники, способствующие формированию речевых способностей детей

Активизирующие техники


Примеры

АБСУРД – предъявление сказанного ребенком в смешном, но не обидном виде.

Это бегемот. А мне кажется, это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?

ПРОВОКАЦИЯ – побуждение словами, или действиями, или наглядными средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Я – Снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – предложение сказать об этом по-другому.

Улица – это линия, по которой стоят дома. Это дома, расположенные вдоль дороги. А еще что?

ПОБУЖДЕНИЕ к сравнению и умозаключению – сопоставление по существенным признакам, обобщение понимания словами.

Чайник и кастрюля чем-нибудь отличаются друг от друга или они одинаковые?

Чайник – это …

Кастрюля – это …

ПРОЕКТИРОВАНИЕ – планирование деятельности средствами обсуждения при определении условий, при которых результат будет достигнут.

Давай построим дворец Снежной королеве.

Какой это будет дворец? Что будет во дворце? Что нам нужно для работы? Кто за какую работу возьмется?

МОДЕЛИРОВАНИЕ – выведение на понимание основных характеристик объекта, предмета, явлений, ситуаций, процессов. Описание моделей, а также изображение с комментированием.

Мы сегодня будем рисовать детский бассейн.

Что обязательно должно быть в бассейне? Зачем это нужно? А что еще мы можем добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своем рисунке.

КОНСТРУИРОВАНИЕ – составление из частей целого словесным способом (составление сказки по картинкам, рассказа по ситуации).

Соедините части бумаги так, чтобы у вас получилась бабочка. Расскажите, как вы догадались, что эти части подходят? Составьте из этих кубиков дом.

АССОЦИАЦИИ, основанные на творческом воображении уже существующих объектов окружающего мира.

Что вам напоминает кора березы? Когда я говорю слово радость, о чем вы думаете?

АНАЛОГИЯ – поиск и словесное обсуждение таких же точно или очень похожих объектов, ситуаций, действий.

Кто видел, как мама дома пересаживает цветы? А как она это делала? Расскажите. Сейчас мы сделаем то же самое с нашими цветами.

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ – создание своих объектов, явлений ситуаций, которых в природе может не быть. Обсуждение, обмен мнениями, создание продукта совместным способом, комментирование, оценка.


Представьте, что вы попали на другую планету. Там все выглядит по-другому. Опишите, что вы видите.


У дошкольников с нарушениями речи необходимо формировать представления о правилах общения. Это необходимо для развития эффективного общения на занятии и в свободное время. Примеры игровых ситуаций.

«Оцени поступок»

Понадобятся несколько больших карт с изображением различных жизненных ситуаций. К каждой большой карте прилагается по четыре маленькие: на двух представлены модели желательного поведения в данной ситуации, на других двух – нежелательного. Дети должны рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили хорошо, а в каких плохо, и объяснить почему.

«Волшебное слово»

Сначала уточняется, какие «волшебные» слова дети знают и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы выглядят как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. В роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, выступает взрослый, а ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы произносите: «Хлопни три раза в ладоши!», ребенок, приучающий вас к вежливости, не должен выполнять это действие.

Дети обычно любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

У детей необходимо так же формировать коммуникативные умения. По данным Д.Р. Миняжевой, у детей с речевыми нарушениями наблюдаются затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. В речи таких детей наблюдаются коммуникативные неточности, проявляющиеся в неумении добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно социальным нормам, требованиям и ожиданиям соответствующего поведения, оказывать влияния на окружающих, убеждать и располагать их к себе.

Для автоматизации коммуникативных умений и навыков можно использовать метод создания проблемных ситуаций: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения, обсуждение неприятной ситуации общения из своей жизни и т.д. Попадая в коммуникативные ситуации, ему необходимо самостоятельно организовывать свое поведение, учитывать интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. После проведения игр и упражнений действия и поступки каждого из детей анализируются, обсуждаются разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

развитие мелкой моторики мышц кистей (пальчиковые игры, шнуровка, постройки из мелких деталей, мозаика). Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых (И.П. Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия). Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти;

развитие координации;

совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

формирование фонетического слуха;

развитие устной речи;

формирование четкости артикуляции;


В работе, направленной на развитие логического мышления, рекомендуются игры «4-ый лишний», «Аналогии», «Что кому надо?» и т. д. Развивать внимание рекомендуется используя игры типа «Дополни картинку», «Что изменилось?», «Найди отличия» и другие.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра­нить только при помощи специалистов, учителей-лого­педов. Но родители и воспитатели так же должны обращать внимание на речь детей. К исправлению речевых ошибок надо под­ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за­мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра­вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об­разец его произношения.

Для детей с нарушениями речи, посещающих детские сады, игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).

Театрализованные и сюжетно- ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Используемая литература:

  1. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Наука, 2008. - 192 c.
  2. Мартыненко, Л. А. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических занятий / Л.А. Мартыненко, Л.Д. Постоева. - М.: Речь, Сфера, 2010. - 176 c.
  3. Рыжова, С. Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушением речи / С.Ф. Рыжова. - М.: Учитель, 2013. - 128 c.
  4. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология 1996. №1 С. 62-69.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.