Консультация для молодых воспитателей «Конструирование в детском саду»
Консультация: «Конструирование в детском саду»
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. конструктивно-технические умения:
сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
2. обобщенные умения:
целенаправленно рассматривать предметы
сравнивать их между собой и расчленять на части
видеть в них общее и различное
находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький); в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива,
упорство при достижении цели,
организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Организация конструктивно-модельной
деятельности в ДОУ
Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу). Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность
Кроме того, нужно помнить:
Особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели.
Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала — разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно.
Со временем природный материал приходит в негодность, поэтому его необходимо периодически проверять, удаляя испорченный. К этому виду труда можно привлекать и детей.
Природный материал собирается только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов срывать не следует.
Конструирование во 2й младшей группе
Виды конструирования в младшей группе
При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:
Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего».
Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.
Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера)
Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки.
Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего.
Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.
Как мотивировать малышей
к конструктивной деятельности
Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.
Приведём конкретные примеры:
В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.
Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков.
Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.
Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.
Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.
Чтобы зайчик в лесу не намок под дождём, нужно построить ему домик.
В гости к ребятам приходит сказочный Колобок. Он и на окошке лежал, и по лесу бежал, а вот на башенке никогда не сидел. Нужно предоставить ему такую возможность — построить высокую башню из кубиков или из конструктора «Лего»
Индивидуальный подход на занятии.
Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).
Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.
Приёмы работы на занятии
по конструированию
Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы. Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольникам. Педагог закрепляет навыки, приобретённые и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом). При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей.
Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия. Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них? Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.
Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкультминутки соответствующей тематики.
Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай
. Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!
При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне
Темы конструирования
Модельное конструирование
«Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка),
«Кроватки трёх медведей»,
«Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).
«Длинные и короткие дорожки».
«Домик для куклы», «Теремок для матрёшки»,
«Будка для собачки», «Загон для лошадки»,
«Гараж для машинки». «Горка с лесенкой».
«Низкие и высокие ворота». «Заборчик» (высокий и низкий),
«Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
«Красивая башня с флажком». «Поезд»
«Машина» (с использованием цилиндров для колёс).
Лего-конструирование
«Башенка». «Мост».
«Мебель». «Печка».
«Грузовая машина». «Кораблик».
«Робот». «Забор»,
«Клетка для животного». «Лесенка».
«Дерево», «Ёлочка».
«Собачка». «Собачья будка».
«Гараж», «Колодец».
Бумажное конструирование
«Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.
«Разноцветный листопад»,
«Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).
«Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали). «Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации). «Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).
«Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).
«Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).
«Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).
«Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).
«Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).
«Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца). «Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями)
Конструирования в средней группе
Виды конструирования
Различают такие виды конструирования:
Техническое.
Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют:
- строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева);
- конструкторы с деталями, имеющими крепления; крупные модульные блоки.
Художественное.
Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из:
- бумаги и картона;
- природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.);
- бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.)
Приёмы, используемые в работе
с детьми пятого года жизни
Основными приёмами обучения конструированию являются: Демонстрация и анализ образца.
Педагог показывает детям готовое изделие (мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение поделки или постройки.
Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат.
Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных, наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
Постановка задачи и определение условий без показа.
Этот приём вводится, если изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме.
Поэтапный анализ выполнения работы детьми.
После выполнения каждой операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на вид и форму готового изделия.
К примеру, если ребёнок не сумел точно совместить стороны квадрата при сгибании, воспитателю следует оценить, насколько деформирована будет готовая поделка, и помочь маленькому конструктору исправить недочёт.
Следует также учить детей анализировать поделку, сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу.
Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования
Занятия конструированием в
средней группе детского сада
Структура и временной план занятия
Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе — художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом. Приблизительная длительность занятия — 20 минут, и состоит оно из таких этапов:
Организационная часть.
Пояснение темы, задач деятельности.
Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.).
Основная часть.
Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.).
Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.).
Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.). Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).
Итоговая часть.
Рассматривание, обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.).
Непременным условием успешного проведения занятия является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий воспитатель обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат). Замечательно, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях пятого года жизни высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия.
Мотивирующее начало занятия
Известно, что правильная мотивация — половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются:
Появление сказочного героя, персонажа любимого литературного произведения, лесных гостей (зверят), которые просят малышей помочь им.
Например, ёжику нужна корзинка для сбора яблок, бумажной кукле — новая мебель.
Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек.
Сюрпризный момент. Он непременно должен нести что-то необычное, удивительное. Тут будет уместным появление красивого, привлекающего внимание предмета (декоративной снежинки с блёстками, макета самолёта или корабля, подарка от сказочного героя). Сюрприз должен вызывать эмоциональный отклик у детей, стимулировать к творчеству и фантазированию. Он будет кстати на занятии по художественному конструированию.
Проблемная ситуация.
Её озвучит сказочный герой, также она может содержаться в аудиописьме или простом письме персонажа (заранее оформленном воспитателем).
К примеру, в группу приходит грустная обезьянка, она скучает по своей семье, которая живёт в далёкой Африке, за океаном. Чтобы помочь ей повидать родных, дети решают построить корабль, который переплывёт океан. Или же Весна присылает малышам письмо с просьбой изготовить цветы в подарок мамам и бабушкам. Дидактическая игра несложного содержания («На чём люди ездят?», «Летит, едет, плывёт», «Лесные жители, детки и родители», «С какой ветки эти детки?» и др.). Рассматривание иллюстраций, картин, краткая беседа по их содержанию.
Анализ занятия и диагностика навыков
детей средней группы по конструированию
После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно. Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами. Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей конструированию.
Титова Светлана Александровна