Картотека практических заданий по развитию артикуляционной моторики и фонематического слуха для детей с нарушениями интеллектуального развития
Картотека практических заданий по развитию артикуляционной моторики и фонематического слуха для детей с нарушениями интеллектуального развития
В своей практике я использую:
Символы, показываемые руками, подкрепляющие звук под мелодию Новиковой-Иванцовой.
А –руки согнуты в локтях, кисти с широка растопыренными пальцами на уровне рта
(поем А-А-А)
У- руки вытянуты в перед, кисти рук образуют кружок
(поем У-У-У)
О-руки согнуты в локтях, кисти образуют кружок вокруг рта
(поем Ы-Ы-Ы)
Ы- руки согнуты в логтях, пальцы плотно прижаты друг к другу, на уровне уголков губ
(поем Ы-Ы-Ы)
Э- руки вытянуты вверх, пальцы растопырены
(поем Э-Э-Э)
Символы ввожу постепенно
Задание 1.
Вариант 1. Покажи, какой звук я пою
Вариант 2.
Пропой, что я показала.
Усложненный вариант. Артикуляционная позиция гласного без символа. Вопросы те же.
После усвоения артикуляционных позиций я добавляю буквенные символы (магнитная крупная азбука). Сначала мы поем гласный и одновременно пальцем водим по букве,
После запоминания (зависит от данного ребенка), начинаем выбирать:
Задание 2.
Найди, какую букву я пропела? или Как поется эта буква?
Твердые и мягкие гласные.
Кулак – твердые (А.О.У.Ы.Э) Губы и язык: положение соответствует звуку
Ладошка – мягкие (Я.Е, Ю,И.Е) Губы и язык: положение соответствует звуку
Задание 3.
Покажи, какой это звук?
Задание 4.
Усваиваем символы П –сжимаем кулачок, не раскрывая
Б – раскрываем ритмично ладошку и закрываем «фонарик»
Поем по мелодию Иванцовой, подкрепляя мелодию символами:
ПА-ПА-ПА-ПА-БА-БА-БА и т.д, в любой последовательности
Картотека практических заданий по развитию грамматики
Когда ребенок начинает хорошо слышать гласные, начинаем осваивать местоимения
онА, он_, онО. онИ
Задание 1.
Карточки по родам муж.р, жен. Р и др. вводятся постепенно
Начинаем с жен. Р. Прилагательные используем с символами для возможности предоставить ребенку возможность составить предложение.
КоровААА онАААА рогатая
бочкАААА онАААА пузатая и т.п
Задание 2.
Ед. и мн. Число
Карточки животных и соответственные фигурки.
Логопед показывает картинку – это белка, ребенок должен найти фигурку,
логопед – это белки и т.п
количество предъявляемых картинок зависит от способностей каждого ребенка.
Далее ребенок по просьбе взрослого должен назвать то, что ему предъявляется.
Задание 3.
Фигурки животных и их детенышей.
Мамы потеряли свои малышей. Найди их. Давай назовем их.
Количество животных зависит от способностей данного ребенка.
Задание 4. Игрушечная мебель. Усваиваем предлоги НА и ПОД. Любые варианты, любые персонажи