Статья на тему «Экологическое воспитание в ДОУ»

0
0
Материал опубликован 13 March 2019

Экологическое воспитание в детском саду

Жить в согласии с природой- необходимое условие сохранения цивилизации. Природу надо не безумно любить ,а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу.

Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка , но и всех членов семьи .

Основную цель экологического воспитания в дошкольном образовании можно определить , как формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры. Решение этой цели возможно через задачи:

- обучения ( овладения знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем)

-Воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды)

-развития ( способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние окружающей среды)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе

формирование основ экологического миропонимания

расширение и углубление представлений дошкольников о природе

развитие у детей познавательных умений( анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы)

привлечение детей к экологически ориентированной природоохранной деятельности

Важнейшим условием реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей среды.

Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания, в свете требований ФГОС, более полно можно реализовать через:

взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а также трансляцию семейного опыта в вопросах экологического воспитания

создание в группе центра живой и не живой природы

организацию исследовательской и природоохранной деятельности на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями

создание на территории ДОУ внешних природных зон( сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, птичья столовая)

различные культурные практики ( творческие мастерские, проведение акций, родительские мастер классы, проведение экологических игр)

Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ необходимо помнить, что она должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка( создание условий для экспериментированию с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и не живой природы, усиление интереса к явлениям природы)

-эколого- эстетического воспитания( привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира)

- оздоровление ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьера, игрушек, грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе)

А также способствовать:


 

Формированию нравственных качеств ребенка

Формированию экологически грамотного поведения

Экологизации различных видов деятельности ( условия для самостоятельных игр с природным материалом)


 

Экологическая среда в моей группе включает в себя несколько центров.


 

ЦЕНТР ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

( материалы распределены по блокам )

- Волшебница вода ( пищевые и не пищевые красители, соль , сахар, материалы для изучения свойств воды)

-Свети цвет, Звук.( телефоны, зеркала и т. д.)

-Магнетизм (разные магниты, материалы для изучения свойств магнита)

-Образцы глины, песка, камней. Набор парфюмера и мыловара.

- материалы для детского эксперементирования

ЦЕНТР ПРИРОДЫ

Служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.

Комнатные растения постоянные обитатели. Временные обитатели уголка – это объекты , которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью- это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала .Зимой- это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдений. Весной – это ящики с рассадой для огорода, букеты весенних первоцветов.

А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений , круговорот воды в природе и т.д.


 

ЦЕНТР « ЮНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Собирая коллекцию дети занимаются познавательно- исследовательской деятельностью. У них возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. В процессе коллекционирования тренируется память, внимание ,интеллект, развивается аккуратность и бережливость. Показывая коллекцию друзьям, дети учатся общаться. Тему коллекции дети выбирают сами ( календари, магниты, насекомые и т. д.)

А также – это гербарии , огород на подоконнике, муляжи овощей и фруктов, карточки изображением природы, животных , насекомых. Альбомы для рассматривания, репродукции картин известных художников, рисунки детей о природе, орудия труда в уголке природы, макеты , экологические игры и т.д.


 

МИНИ БИБЛИОТЕКА « ЛЕСОВИЧКА»

Подборка книг и журналов природоведческого характера. Физическая карта России , карта города и достопримечательностей , фото президента и губернатора, флаг РФ, компас и глобус. Фотоальбом « Разные профессии». Маршрутные листы по разным странам, научные фильмы.

Видеоматериалы, аудиоматериалы.

ЦЕНТР ВОДЫ И ПЕСКА

МИНИ МУЗЕЙ

ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА

Различные породы деревьев и кустарников, огород, цветник.


 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.


 

ГАЛЕРЕЯ

Тематические выставки детских работ.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм, таких как:

-дидактические игры

-систематизированные наблюдения

-интегрированные занятия

-создание проблемных ситуаций

-опытническая деятельность

-беседы природоведческого характера

-использование природных материалов

- проектная деятельность

-организация походов и экскурсий

-природоохранные акции

- проведение праздников и досугов

-трудовая деятельность по уходу за объектами природы

- математика в природе

- прокладывание экологической тропы

Важное место по экологическому воспитанию занимает семья. Поэтому большое значение в воспитании экологической культуры у детей я придаю работы с родителями. Летом родители активно участвуют в реализации проекта по оформлению экологической среды на территории детского сада. Взаимосвязь с родителями осуществляю через анкетирование, проведение опросов, совместные досуги, участие в выставках, смотрах – конкурсах, беседы за круглым столом, обмен опытом между родителями.

В любой программе раскрывается раздел экологического воспитания и все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого- краеведческих представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участке детского сада, могут предоставить дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

-С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева »Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» . Издательство « Учитель» 2012 г.

О.А.Воронкова «Добро пожаловать в экологию» Издательство» Детство- Пресс» 2004 г.

Н.Н Кондратьева « Программа экологического образования» Издательство»Детство- Пресс» 2000г.


 

Автор: Васильева Наталья Юрьевна воспитатель высшей категории.

МАДОУ « Детский сад № 5» г. Окуловка Новгородской области

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.