Консультация для педагогов на тему: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Консультация для педагогов на тему:
«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ход консультации
Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
нарушения звукопроизношения;
недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этогов деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:
развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
развитие мимики, самомассаж лица;
развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;
развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)
Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Развитие речи в режимных моментах
Таблица 1.
Работа по развитию речи | |
утренний прием | создание активной речевой ситуации |
до завтрака | автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда); речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.) |
гигиенические процедуры | развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук; упражнения на отработку воздушной струи; ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки) |
перед приемом пищи | артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики |
нод | развитие связной речи |
прогулка | развитие общей моторики и координации движений; элементы логоритмики; подвижные игры с речевым сопровождением: речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов; игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ); создание активных речевых ситуаций. |
сон | развитие речевого внимания; ознакомление с художественным словом. |
подъем | развитие общей и мелкой моторики; самомассаж лица и кистей рук; элементы логоритмики; ознакомление с малыми формами художественного слова |
вечернее время | автоматизация звуков; игры на звукоподражание и звукоразличение; игра «Магазин» (звукослоговой анализ); речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи; игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»); разгадывание и придумывание загадок и др. |
Заключение.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:
автоматизировать звуки;
формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
накапливать словарный запас;
помогать развитию связной речи.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Литература
Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.
Интернет-источник https://nuzhen-logoped.ru/assets/download/pedagog/consult/Коррекционные%20возможности%20режимных%20моментов%20ДОУ.docx -
Полянская Оксана Николаевна