12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
0

Консультация для педагогов на тему: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Консультация для педагогов на тему:

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»


Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.


Ход консультации


Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;

нарушения звукопроизношения;

недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);

бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;

снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этогов деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

развитие общей и мелкой моторки, координации движений;

развитие мимики, самомассаж лица;

развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;

развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;

развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;

формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;

развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)


Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.


Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1.

Режимный момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);

речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

гигиенические процедуры

развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;

упражнения на отработку воздушной струи;

ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

развитие общей моторики и координации движений;

элементы логоритмики;

подвижные игры с речевым сопровождением:

речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;

игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);

создание активных речевых ситуаций.

сон

развитие речевого внимания;

ознакомление с художественным словом.

подъем

развитие общей и мелкой моторики;

самомассаж лица и кистей рук;

элементы логоритмики;

ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

автоматизация звуков;

игры на звукоподражание и звукоразличение;

игра «Магазин» (звукослоговой анализ);

речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;

игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);

разгадывание и придумывание загадок и др.



Заключение.

Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:

автоматизировать звуки;

формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;

накапливать словарный запас;

помогать развитию связной речи.


Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!


Литература

Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.

Интернет-источник https://nuzhen-logoped.ru/assets/download/pedagog/consult/Коррекционные%20возможности%20режимных%20моментов%20ДОУ.docx -


Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (1)

Полянская Оксана Николаевна, 02.09.21 в 16:30 0Ответить Пожаловаться
https://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=1657
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.