Консультация для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей социально-коммуникативных и творческих способностей в театрализованной деятельности»

2
0
Материал опубликован 11 March 2022 в группе


Консультация для педагогов

«Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей социально-коммуникативных и творческих способностей в театрализованной деятельности»


Подготовила: старший воспитатель Борщева Е.А.


Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих и социально-коммуникативных способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью.


Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде, является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Детский театр решает задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, эстетические, социальные.


Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.

Все театральные игры можно разделить на 2 основные группы:

Игры-драматизации;

Режиссерские игры.

Игра-драматизация как изображение, обозначает героя позитивного или негативного поведения – единственные вид деятельности, у который требует от ребенка перевоплощения, т.е. предлагает ему «не быть самими собой», а своими поступками, мимикой, жестами, интонацией обозначить отношение к персонажу, самой ситуации (высокий рослый мальчик изображает маленькую Мышку, а низкого роста хрупкая девочка исполняет роль Медведя).

​​​​​​​Эти перевоплощения обогащают палитру поведения ребенка, раскрывают ему психологию людей, подготавливают понимание того, что один и тот же человек может вести себя в разных ситуациях по-разному.  Не может быть однозначных оценок, человек сложен, и герои литературных произведений наглядно в этом убеждают (сегодня ребенок играет Петуха, которого лиса несет за дальние леса, а на другой день он же играет Петуха, который несет косу на плечах, что бы Лесу выгнать из дома Зайчика).


Задание: Предлагаю вспомнить героев сказок, которые по-разному представлены в произведениях.


Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Потерянное колечко», «Заюшкина избушка». В таких сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое.


Для развертывания игр-драматизаций необходимы следующие условия:

  Педагог берет на себя роль режиссера и вызывает у детей как у артистов желание играть в его спектакле. При первом знакомство с произведением самое главное – интерес самого педагога к литературному произведению, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании: правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты, которые оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть.

Играть роль способен только тот, кто знает текст или может импровизировать на основе знания содержания сказки.

У артиста должны быть знания о реальном поведении животного, которые потом способствуют созданию сказочного образа.

При создании роли необходимо иметь представление о средствах изображения человеком персонажа (варианты походки, мимики, жестов). В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или другие выразительные приемы – игра для него должна быть именно игрой, но подготовить ребенка к выразительности образа – задача воспитателя. Здесь важна правильная планомерная подготовительная работа, которая включает в себя:

- пересказы от лица героя;

- рассматривание иллюстраций сказок;

- просмотр мультфильмов;

- спектакли, показанные профессионалами и взрослыми (родителями, воспитателями), а также и детьми старшего возраста.

- упражнения - импровизации (голосом, мимикой, жестами, позами и т.д.). Для успешного решения этой задачи желательно присутствие в группе зеркал.

Если учитывать, что игра-драматизация – это репетиция будущего спектакля, то требования к костюмам изменятся. Для репетиции костюм не нужен, более того, он может мешать.


Вопрос: какие атрибуты для выражения роли используются для организации игр-драматизаций?


В младших и средних группах лучше всего ограничиваться в ежедневных играх «медалью» в форме кулона с изображением персонажа.

В старших группах можно использовать отдельные элементы костюма, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа (например, шапочка-гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п.). к изготовлению костюмов полезно привлекать самих детей.

Многократно повторяя игру воспитанники все меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. Одновременно в игре могут участвовать только несколько человек – подгруппа, поэтому важно, что бы дети поочередно были участниками сказочного действия (первое действие  - один состав артистов, а второе (после «антракта») другой, в этом случае роль Колобка, могут сыграть несколько детей.


Развитие режиссерских игр тесно переплетено с конструированием и сюжетно-ролевыми играми. Дети с удовольствием сооружают постройки (из настольного или напольного строителя) и обыгрывают их в форме режиссерской игры. В старших группах, например, ребенок рисует и вырезает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет себя овощеводом, вырастившим богатый урожай. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссерская игра так как ребенок сам придумывает сценарий и сам по нему играет. (Это и есть самостоятельная деятельность. Именно для этого должны находиться в свободном доступе все изобразительные средства).

 В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов («Медвежата в чаще жили», «Зайка делает зарядку», «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Теремок», «Ладушки» и т.д.). Эти игры (хороводные, подвижные, музыкальные, речевые) как форма, которая побуждает детей через текст имитировать образы, способствуют овладению ребенком разной мимикой, интонацией, управлением своим телом. Показатель успешности работы педагога – инициатива малышей играть в эти игры самостоятельно. Взрослый, демонстрируя разные виды театров, участвуя во всех предлагаемых видах игр, показывает образцы персонажей, содействует накоплению опыта разных драматизаций.

В средней группе театральная игра – важная форма развития у ребенка ведущей способности, необходимой человеку на всю жизнь – различать обозначаемое и обозначение. Любая роль – это знак. Поэтому вводятся еженедельные вечера, посвященные разыгрыванию детьми сказок, известных им с младшей группы. С одной стороны данные игры воспроизводятся ребенком на основе подражания увиденного, с другой – благодаря рассматриванию иллюстраций, накоплению знаний о повадках животных, углублению понимания особенностей взаимоотношений между героями у него появляется интерес к поиску индивидуального рисунка выполнения роли. Первая сказка, которая превращается педагогом в «театр» - «Колобок», затем идет «Круть и Верть», и далее по выбору взрослого, например, «Потерянное колечко», «Репка» и т.д.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

В старшей группе ребенок экспериментирует с разными видами театров. Он воспроизводит типичные действия изображаемого персонажа.

Наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные режиссерские, в которых ребенок создает все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что он либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер».

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

В подготовительной к школе группе ребенок еще активнее, чем в старшей. Он увлекается театральными играми, усложняя и обогащая их в силу того, что его жизненный и творческий опыт становится сложнее и богаче.

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. Жизненный и творческий опыт дошкольника становится сложнее и богаче. В театрализованную деятельность входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес, инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, игры-инсценировки.

Театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.


Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную

направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное

отношение к добру и злу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации