Психолого-педагогическое сопровождение детей в развитии их способностей в условиях дошкольной образовательной организации
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.Г. Ковалева старший воспитатель
Т.С. Павлюченко педагог-психолог
МБДОУ №8, г. Канск
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».
Бенджамин Блум.
В условиях модернизации отечественного образования наше дошкольное учреждение активно перестраивает собственную работу в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами ФГОС ДО, ст.77 п.1,2,4,5 Закона РФ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании" выделено несколько направлений в работе по проявлениям выдающихся способностей детей. В ФЗ «Об образовании» нет словосочетания «одаренные дети», есть понятие «проявляющие выдающиеся способности». Президентская программа «ДЕТИ РОССИИ», включающей в раздел «Одаренные дети».
В течение последних нескольких лет наш детский сад глубоко занимается проблемой выявления и дальнейшей работой с детьми, проявляющие способности в различных видах деятельности, работа строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей.
Координация работы учреждения, направленная на поиск одаренных детей, носила весьма бессистемный характер. Опираясь на предшествующий опыт работы с детьми, выстроили систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей. В ходе организации работы столкнулись с рядом проблем:
- отсутствие у воспитателей, специалистов знаний об особенностях проявления детской одарённости;
- недостаточная материальная база, отсутствие дополнительных помещений;
- ориентация детского сада на системное индивидуальное развитие ребенка, проявляющего выдающиеся способности.
На сегодняшний день педагогический коллектив нашего образовательного учреждения целенаправленно работает над проблемой необходимости формирования системы психолого-педагогического сопровождения, раннего выявления и развития способных детей в ДОО.
Целью своей работы мы считаем: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
- углубление теоретико-практической подготовки педагога к работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности;
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных;
- скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении;
- направить развитие детей в соответствии с типом одаренности, через кружковую сеть;
- активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольной организации невозможно без научно-обоснованного управления этим процессом. Организуя, просветительскую работу с коллективом, для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе и путях развития детской одаренности, были проведены следующие мероприятия:
курсы повышения квалификации – «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»;
консультации – «Типология одаренности», «Проблема одаренности в современной педагогике», «Особенности работы с одаренными детьми», «Проблемы одаренных детей», «Современные подходы к вопросу одаренности у детей»;
семинары – «Понятие одаренности в педагогике и психологии», «Формы и методы работы с одаренными детьми», «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»;
вебинары – «Организация работы с одаренными детьми» [2], «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС» [5];
тест – «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» с целью получения первичной и вторичной информации об одаренных детях, уровне готовности педагогов к работе с ними.
анкета профессиональной позиции педагога, как воспитателя (самооценка).
Наряду с этим педагоги, работающие с данной категорией детей, находятся в планомерном поиске и отборе среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию детей, проявляющих выдающие способности. Педагоги ДОО разрабатывают образовательные программы работы кружков, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОО.
«Карта одаренности» по А.И. Савенкову помогает нам количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Анализ полученных данных помогает педагогам учреждения организовать кружковую сеть по интересам и способностям ребенка. В кружки вовлечены 100% детей 5-7 лет, проявляющие выдающиеся способности.
На базе учреждения функционируют кружки: спортивный кружок «Азимут», театральный кружок «Веселый балаганчик», вокальный кружок «До-ми-солька», кружок «Мастерилка», кружок «Дошкольная флористика», кружок «Бумагопластика», кружок «Вундеркинд», кружок «Спортивная акробатика».
Целенаправленная, планомерная и систематическая работа педагогов с данной категорией детей, позволяет нам говорить о высоких результатах детей, участвующих в конкурсах разного уровня:
Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных постановок и концертных программ «Юные звезды сцены 2015. Любимый Андерсен», 2015 г. - Диплом 1 место по Красноярскому краю;
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Знаток дошколенок», 2016 г. Диплом I, II, III степени;
Открытый всероссийский турнир способностей «Росток – UniкУм» в три этапа, 2016 г. - Диплом I, II, III степени;
Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2017 г. – Диплом I степени;
Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты», 2017 г. Диплом III степени;
Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2018 г. - Диплом I степени;
Первенство «СШ им. М.Ф. Мочалова» по спортивной акробатике в вольных упражнениях, 2018 г. - Грамота II место;
Городской фестиваль «Театральные пробы 2018», 2018 г. - Победитель II этапа;
Городской конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера, 2018 г. - Грамота I место;
XXV Международный конкурс. Весеннее первенство. «Первые ласточки», 2019 г. - лауреаты II степени.
Сопровождение детей, проявляющих выдающиеся способности отражена в банке данных:
Банк данных по сопровождению одаренных детей
(заполняется ежегодно)
№ п\п | Ф.И.О. | Дата рождения | Вид деятельности | Социальное развитие (адаптация) | Достижения |
1. | София М. | 01.03.2013 | Артистическая Музыкальная Интеллектуальная | Легкая степень адаптации | - Конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера – 1 место - Вокальный конкурс «Песенка звени» – лауреат I степени - XXV Международный вокальный конкурс. «Первые ласточки» -лауреат II степени |
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития способных детей в образовательном учреждении эффективно если:
детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, сопровождение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития способного ребенка.
Библиографический список
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
Слепова И.А. клинический психолог https://cloud.mail.ru/public/9kKW/n9ZcRLuJG
Трубайчук, Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография. – М.: Баласс, 2010. – 182 с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Издательство: Просвещение, Учебная литература: 2000.- 136 с.
Учебно-методический портал: https://www.uchmet.ru/bitrix/redirect.php?event1=event_adv&event2=recently_viewed_personal_events&goto=%2Fevents%2Fitem%2F901756%2F