12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалева Ольга Геннадьевна70
Россия, Красноярский край, Канск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О.Г. Ковалева старший воспитатель

Т.С. Павлюченко педагог-психолог

МБДОУ №8, г. Канск

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

Бенджамин Блум.

В условиях модернизации отечественного образования наше дошкольное учреждение активно перестраивает собственную работу в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами ФГОС ДО, ст.77 п.1,2,4,5 Закона РФ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ "Об образовании" выделено несколько направлений в работе по проявлениям выдающихся способностей детей. В ФЗ «Об образовании» нет словосочетания «одаренные дети», есть понятие «проявляющие выдающиеся способности». Президентская программа «ДЕТИ РОССИИ», включающей в раздел «Одаренные дети».

В течение последних нескольких лет наш детский сад глубоко занимается проблемой выявления и дальнейшей работой с детьми, проявляющие способности в различных видах деятельности, работа строится в тесном сотрудничестве старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, родителей.

Координация работы учреждения, направленная на поиск одаренных детей, носила весьма бессистемный характер. Опираясь на предшествующий опыт работы с детьми, выстроили систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей. В ходе организации работы столкнулись с рядом проблем:

- отсутствие у воспитателей, специалистов знаний об особенностях проявления детской одарённости;

- недостаточная материальная база, отсутствие дополнительных помещений;

- ориентация детского сада на системное индивидуальное развитие ребенка, проявляющего выдающиеся способности.

На сегодняшний день педагогический коллектив нашего образовательного учреждения целенаправленно работает над проблемой необходимости формирования системы психолого-педагогического сопровождения, раннего выявления и развития способных детей в ДОО.

 Целью своей работы мы считаем: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

- углубление теоретико-практической подготовки педагога к работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности;

- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных;

- скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении;

- направить развитие детей в соответствии с типом одаренности, через кружковую сеть;

- активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.  

Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольной организации невозможно без научно-обоснованного управления этим процессом. Организуя, просветительскую работу с коллективом, для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе и путях развития детской одаренности, были проведены следующие мероприятия:

курсы повышения квалификации – «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»;

консультации – «Типология одаренности», «Проблема одаренности в современной педагогике», «Особенности работы с одаренными детьми», «Проблемы одаренных детей», «Современные подходы к вопросу одаренности у детей»;

семинары – «Понятие одаренности в педагогике и психологии», «Формы и методы работы с одаренными детьми», «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»;

вебинары – «Организация работы с одаренными детьми» [2], «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС» [5];

тест – «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» с целью получения первичной и вторичной информации об одаренных детях, уровне готовности педагогов к работе с ними.

анкета профессиональной позиции педагога, как воспитателя (самооценка).

Наряду с этим педагоги, работающие с данной категорией детей, находятся в планомерном поиске и отборе среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию детей, проявляющих выдающие способности. Педагоги ДОО разрабатывают образовательные программы работы кружков, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОО.

«Карта одаренности» по А.И. Савенкову помогает нам количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Анализ полученных данных помогает педагогам учреждения организовать кружковую сеть по интересам и способностям ребенка. В кружки вовлечены 100% детей 5-7 лет, проявляющие выдающиеся способности.

На базе учреждения функционируют кружки: спортивный кружок «Азимут», театральный кружок «Веселый балаганчик», вокальный кружок «До-ми-солька», кружок «Мастерилка», кружок «Дошкольная флористика», кружок «Бумагопластика», кружок «Вундеркинд», кружок «Спортивная акробатика».

Целенаправленная, планомерная и систематическая работа педагогов с данной категорией детей, позволяет нам говорить о высоких результатах детей, участвующих в конкурсах разного уровня:

Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных постановок и концертных программ «Юные звезды сцены 2015. Любимый Андерсен», 2015 г. - Диплом 1 место по Красноярскому краю;

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Знаток дошколенок», 2016 г. Диплом I, II, III степени;

Открытый всероссийский турнир способностей «Росток – UniкУм» в три этапа, 2016 г. - Диплом I, II, III степени;

Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2017 г. – Диплом I степени;

Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты», 2017 г. Диплом III степени;

Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени», 2018 г. - Диплом I степени;

Первенство «СШ им. М.Ф. Мочалова» по спортивной акробатике в вольных упражнениях, 2018 г. - Грамота II место;

Городской фестиваль «Театральные пробы 2018», 2018 г. - Победитель II этапа;

Городской конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера, 2018 г. - Грамота I место;

XXV Международный конкурс. Весеннее первенство. «Первые ласточки», 2019 г. - лауреаты II степени.

Сопровождение детей, проявляющих выдающиеся способности отражена в банке данных:

Банк данных по сопровождению одаренных детей

(заполняется ежегодно)

п\п

Ф.И.О.

Дата рождения

Вид деятельности

Социальное развитие (адаптация)

Достижения

1.

София М.

01.03.2013

Артистическая

Музыкальная

Интеллектуальная

Легкая степень адаптации

- Конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера –

1 место

- Вокальный конкурс «Песенка звени» лауреат I степени

- XXV Международный вокальный конкурс. «Первые ласточки» -лауреат II степени


Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития способных детей в образовательном учреждении эффективно если:

   детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, сопровождение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

   создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

   структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития способного ребенка.



Библиографический список

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

Слепова И.А. клинический психолог https://cloud.mail.ru/public/9kKW/n9ZcRLuJG

Трубайчук, Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография. – М.: Баласс, 2010. – 182 с. 

Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Издательство: Просвещение, Учебная литература: 2000.- 136 с.

Учебно-методический портал: https://www.uchmet.ru/bitrix/redirect.php?event1=event_adv&event2=recently_viewed_personal_events&goto=%2Fevents%2Fitem%2F901756%2F

Дата проведения: по 23 марта
Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.