Консультация для педагогов. Тема: «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников».
Консультация для педагогов.
Тема: «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников».
Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, одно из условий – обеспечение высокого уровня функциональной грамотности обучающихся. Что же такое функциональная грамотность? «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…».
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребѐнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени.. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать следующим требованиям:
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Основные направления функциональной грамотности – математическая, финансовая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, социально-коммуникативная грамотность.
Содержание центра по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности
В побуждении детей к экспериментированию и исследовательской деятельности, развитию познавательного интереса, самостоятельности, проявлении активности и любознательности играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она позволяет детям активнее исследовать окружающий мир, рассуждать и делать выводы через опыт собственных действий и впечатлений, в процессе экспериментирования с его предметами и явлениями. В центрах (уголках) представлены игры и пособия для ознакомления с живой и неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, различные материалы для исследований: коллекции камней и мыла, магниты, редкие находки, гербарии. В каждой группе созданы мини-лаборатории. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями, где дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха и т. д. (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы, различные коллекции семян, камней, ракушек, гербарии и тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игрыпутешествия и лепбуки).
В сборе и изготовлении оборудования принимали участие и дети, и родители. В центрах имеются постоянные и временные обитатели
- Постоянные обитатели - комнатные растения. Комнатные растения - ценный дидактический материал. Они необходимы не только для наблюдений, но и способствуют формированию трудовых навыков.
- Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Например, осенью: букеты осенних цветов в вазах, поделки детей из природного материала; зимой: ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д); весной: ветки деревьев и кустарников в вазах, ящики с рассадой; летом: букеты цветов в вазах .
Начиная с младших групп в центрах имеется календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт-эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка. Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группах ДОУ оформлены уголки экспериментирования, разработаны правила техники безопасности.
Содержание центров по формированию предпосылок математической грамотности
К предметному содержанию развивающей среды можно отнести: - игры, предметы, игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы и пр.); ·- учебно–методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги и т. д.); ·- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы) В младшем и среднем дошкольном возрасте необходимо использовать игрушки, отличающиеся по форме, величине, цвету, количеству деталей: кукла большая и маленькая, елка высокая и низкая, дорожка широкая и узкая. Предметы – кубики, шарики, пирамидки – располагаются на открытых полках. Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей: вкладки, замки, пуговицы и петли, ворота для прокатывания шаров, и прочее. Должны быть представлены дидактические игры лото и парные картинки, на сравнение величин, свойств; мозаика (магнитная, крупная, гвоздевая, пазлы, наборы кубиков из 4–12 штук, предметы для сравнения по количеству, а также игры с элементами моделирования и замещения. В старшем дошкольном возрасте необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы из 12–24 частей); игры на освоение счета. В математической игротеке могут быть размещены различные варианты книг, рабочих тетрадей, листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты). Хорошо использовать наглядность в виде моделей: календаря, планов пространства кукольной комнаты, планов комнаты по типу «Найди секрет». Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерений. В игротеку добавляется: игры направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и другие. Для развития представлений о свойствах необходимо включить в игротеку набор «Логические блоки Дьенеша» и методические пособия к нему, цветные палочки Кьюизенера. Целесообразно включать в игротеку «Сложи квадрат», «Сложи узор». Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Полезны игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Интерес детей к головоломкам может поддерживаться за счет размещения в игротеке веревочных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр-головоломок с палочками. Таким образом, развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и внеобразовательной сфер, которое способствует развитию математической грамотности дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.
Содержание центров по формированию предпосылок читательской грамотности.
Для формирования предпосылок читательской грамотности в группах оформлены книжные уголки, в которые внесены книги для детей, классическая литература, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии, соответствующие возрасту детей. Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок в группах имеются пальчиковый, теневой, кукольный, настольный театры с различными героями любимых сказок. В оборудование центров по формированию предпосылок читательской грамотности входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
артикуляционной моторики;
пособия для развития дыхания;
пособия для развития мелкой моторики;
материал по звукоподражанию;
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова;
игры и пособия по автоматизации звуков;
игры по лексике и грамматике
игры и пособия по развитию связной речи
материал по грамоте.
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый. Оформление центров привлекательное для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности. Обязательным атрибутом речевого центра является игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы. Её способности вызывают у детей живой интерес, побудят к речевой активности. Содержание речевого центра определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Формирование социально-коммуникативной грамотности происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Для налаживания диалогического общения педагоги используют настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами, подвижные игры. Предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
Одним из инновационных объектов является Библиомедиатека, оснащенная разнообразной познавательной литературой, художественной литературой, научной литературой, интерактивной песочницей, разнообразными дидактическими развивающими играми, музыкальными центрами, ПАК «Калибри», яркой, удобной мебелью, соответствующей требованиям СанПина и многим другим, что создает прекрасную развивающую образовательную среду для воспитанников.
Библиомедиатека имеет на несколько зон:
- зона для чтения;
- зона для отдыха и релаксации;
- зона для занятий в интерактивной песочнице;
- зона для прослушивания аудиосказок;
- зона для игр в шашки и шахматы;
- зона с использованием элементов кукольного театра;
- зона для работы с ПАК «Калибри» (в соответствии с возрастом);
- зона для дидактических развивающих игр.
- ПАК–Калибри – безопасная образовательная комплексная среда, в которой дети могут учиться, играть, развивать полезные навыки.
Площадь поверхности программно – аппаратного комплекса «Калибри» превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.
Программно – аппаратный комплекс «Калибри»:
дает возможность индивидуального и группового обучения;
стимулирует детей к познавательной активности;
повышает уровень интереса к новым знаниям;
способствует развитию творческих способностей, разносторонних умений;
образная информация понятна детям.
Главное! На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого обучения»: используются крупные яркие изображения, передвигаются буквы и цифры, составляются слова просто движением пальца.
При посещении Библиомедиатеки воспитанники выполняют несколько ролей: они и путешественники, и пешеходы, гости, и АКТЕРЫ.
Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разные виды активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности и формирование основ функциональной грамотности у детей раннего возраста.