Консультация для родителей будущих школьников «Учимся, играя»

Консультация для родителей будущих школьников
«Учимся, играя».
Семья – это место, где люди чувствуют себя любимыми и принятыми, а ребенок ощущает себя самым лучшим. Первая система обучения и воспитания личности ребенка складывается в семье. Это общение маленького человека и заботливых родителей. Влияние близких людей на успешность и уверенность ребёнка очень велико. Именно в семье формируется творческое мышление, развивается воображение и тренируются другие важные психические функции, необходимые в любом возрасте.
Каким вы хотите видеть своего ребёнка? Вопрос, который задают родителям педагоги в любом образовательном учреждении. Этот же вопрос важен и родителям будущих первоклассников. Так какими же видят своих детей их родители?
Родители хотят видеть своих школьников успешными, счастливыми, интересующимися, любознательными и уверенными. Чтобы они с удовольствием бежали в школу, приносили хорошие оценки, и восторг познания не угасал с каждым учебным днём.
Что же нужно учесть при оценке готовности ребенка к высоким требованиям школьного обучения и в процессе подготовки к школе.
Внимание. Это и процесс и состояние. Внимание является основой любого вида деятельности. Важен хороший объем, произвольность, достаточная концентрация, устойчивость и распределение для понимания информации, сосредоточении на объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители, для умения слушать учителя и писать одновременно.
Ко времени обучения в школе уровень развития внимания должен быть достаточно высоким. В противном случае понадобятся дополнительные упражнения и игры для развития внимания. Игры могут быть разнообразные. Это и игры на прогулке, подвижные игры, игры-викторины и настольные игры и т.д. Главное в них – создание положительной атмосферы общения.
Для развития внимания подойдут игры «Муха» и «Цветные карточки».
«Муха»
Лист бумаги расчерчивается на 9 квадратов. Ведущий держит лист в руке, участник стоит на полу. Ведущий даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь налево, затем вниз, опять налево, вправо». Участник, выполняя роль мухи, передвигается по полу, глядя на листочек с квадратами. Затем можно поменяться ролями, выбрать другого участника. Оценивается точность выполнения инструкции, наличие ошибок.
«Цветные карточки»
Тоже весёлая, подвижная игра. У ведущего в руках 4 карточки. Он показывает их в произвольном порядке и даёт инструкцию. Например: «Красная – шаг вперёд, синяя – шаг назад, зелёная – влево, жёлтая – вправо». Затем инструкцию к цвету карточки нужно поменять, тем самым сломав стереотип. Участников одновременно может быть несколько. Оценивается точность выполнения.
На основе хорошего внимания, формируется хороший уровень всех видов восприятия. Все виды восприятия обеспечивают целостность образов.
Зрительное восприятие формирует полноту образов, как предметов, объектов, так и символов (букв, цифр).
Акустическое восприятие обеспечивает понимание инструкций, информации, различение звуков на слух.
Кинестетическое, проприоцептивное, тактильное восприятие позволяют ориентироваться в пространстве помещения и листа. Обеспечивают как моторные, так и логические функции.
При нарушениях восприятия следуют нарушения памяти, речи и мышления в целом. Понадобятся сенсорно-интегративные, психомоторные упражнения и игры.
Для развития восприятия в домашних условиях подойдёт игра «Мышка».
«Мышка»
Замечательная игра на взаимодействие, ощущение и расслабление. Участники разбиваются по парам, которые в ходе игры меняются. Один участник в паре «бегает» пальцами, как мышка, по телу другого и останавливается на какой-то его части. Второй участник пары должен назвать эту часть тела (левая рука, правая нога, голень, пятка, указательный палец и т.п.). Если дети затрудняются, то взрослые помогают в названиях частей тела. Затем меняются в паре ролями.
Работоспособность. На сколько ребенок способен активно совершать умственную работу, не утомляясь. Конечно, для любого человека характерна цикличность активности, но к школе уровень работоспособности должен быть достаточно высок для продолжительности урока. При возникающих проблемах стоит обратиться, как к неврологу, так и к психологу. А замечательная творческая и атмосферная игра «Японские иероглифы» позволит развить данное качество в рамках семейного общения.
«Японские иероглифы»
В Японии люди пишут совсем по-другому, иероглиф – это не буква, а целое слово. Участникам предлагается рассмотреть японские иероглифы и попробовать как можно точнее скопировать их. Оценивается скорость и точность воспроизведения.
Как вариант, в следующий раз можно придумать свои «образы» слов или словосочетаний. Придумать свой язык. Можно создать антураж, подобрать одежду, фонарики и блюда, то, что вам подскажет ваша фантазия.
Саморегуляция и контроль. Регулировать собственные действия, планировать и контролировать свою деятельность становится особенно необходимым в период школьного обучения. Это нужно, чтобы выполнить то или иное задание, соблюдать требования и инструкции учителя.
В норме к 7-8 годам уровень саморегуляции и контроля должен быть достаточен для обучения. При возникающих трудностях, помогут занятия с психологом и нейропсихологом, игры на развитие данных психических процессов. Например, игра «Нос – пол – потолок».
«Нос – пол – потолок»
Выбирается ведущий. Обязательно в ходе игры им должен стать и каждый ребенок. Ведущий показывает на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Участники повторяют. Затем ведущий, увеличивая скорость, начинает путать остальных, показывая одно, а называя другое. Участники игры должны показывать, то, что называет ведущий, не обращая внимание на показ.
Память. Основная психическая функция для сохранения, удержания и воспроизведения любой информации. Как правило, зрительная память часто является ведущей. Двигательная память развивается у ребенка с рождения. А вот слухоречевая память формируется постепенно и ей следует уделить особое внимание для удержания информации, чтения и письма.
Для развития памяти существует много различных игр и упражнений.
«Зеркальное рисование»
Всем участникам раздаются листы и карандаши, выдаётся рисунок в перевёрнутом виде. Нужно внимательно рассмотреть детали и нарисовать такой же, но неперевёрнутый. Оценивается точность и правильность изображения.
«Буквы на спине»
Участники разбиваются по парам, которые в ходе игры меняются. Один участник в паре пишет на спине другого букву, а второй должен угадать её и назвать. Затем участники меняются. Рисовать можно буквы, цифры, слоги.
Призами в играх могут быть разные вкусности, небольшие презенты или помощь, выбор любимого занятия или книги.
Мышление. Хороший уровень мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение) обеспечит будущему первокласснику успешное освоение абсолютно всех предметов. Любое отклонение стоит решить до школы с помощью специальных игр и упражнений, которые используются, в том числе и в детском саду, и дома.
«Рисование двумя руками».
Всем участникам раздаются листы и карандаши в каждую руку. Можно рисовать, как по инструкции, так и по образцу. Рисунки выполняются двумя руками одновременно (налево, направо, вверх или вниз, одновременно в одну сторону или в разные стороны). Можно выполнять и сложные симметричные (зеркальные) рисунки. Затем оценивается скорость и качество выполненных рисунков.
Не стоит забывать и о речи. Речь – это важная составляющая развития ребенка. Речь влияет на физическую и психическую сферы будущего первоклассника. Её развитие зависит, прежде всего, от речи окружающих взрослых и собственной речевой практики.
Постоянно разговаривайте с ребенком во время всех видов совместной деятельности. Читайте рассказы и сказки, задавайте вопросы о прочитанном, обсуждайте. Затем предложите дошкольнику самому рассказать историю. Постепенно усложняйте содержание в рамках возрастных норм литературы. Обращайте внимание на звуки речи в различных словах.
Предложите ребёнку составить памятку речевого этикета.
«Речевой этикет будущего школьника»
Приветствовать при встрече знакомых
Прощаться при расставании
Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините
Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»
Не оскорблять других детей
Просить прощения за проступок
Не обсуждать поведение посторонних, и не ябедничать
Не перебивать чужой разговор
Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции
Перед школой родителям стоит обратить внимание и на следующие особенности ребёнка: импульсивен он или медлителен, имеются ли трудности переключения с одной деятельности на другую. Нет ли «застревания». Есть ли гипер или гипотонус мышц руки. Это отразится на письме. Очень важна и хорошая зрительно-моторная координация во всех видах деятельности.
При выявленных трудностях, прежде всего, необходимо обратится к детскому неврологу с целью оценки нейродинамических процессов (возбуждения и торможения). А также к логопеду, психологу, нейропсихологу, которые в случае необходимости посоветуют занятия с другими коррекционными специалистами.
Начиная с младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом. Играйте больше, играйте чаще, играйте с удовольствием. Именно в игре проявляется характер вашего ребенка, его эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. Немалую роль в играх играет глазомер, чувство времени, наблюдательность, ловкость, точность движений, умение видеть и слышать окружающих.