Консультация для родителей на тему «Народные игры и игрушки»
Консультация для родителей"Народные игры и игрушки"
Мы должны быть такими,
какими хотим видеть своих детей.
(императрица Всероссийская
Романова Александра Федоровна)
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Историки, этнографы, философы, педагоги изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Ребенок живет в обществе. Первый вид его деятельности - общение с окружающими, к которому он стремится, и постепенно овладевает родным языком_ средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок активно желает быть участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. Поэтому, играя, ребенок отражает деятельность людей, их взаимоотношения, его семью, условия, в которых живет ребенок.
Все мы, взрослые, родом из детства, все когда-то любили играть. Как говорилось выше - игра ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра определяет развитие умственных, физических и моральных сил ребенка, а главное «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам. А что же такое игрушка в жизни ребенка? Это не просто забава, а орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. Игрушка является очень древним изобретением человечества. Она является средством обучения, развлечения и даже лечения, помогает ребенку овладеть собственными желаниями и страхами. Игра и игрушка - это особое средство информационного воздействия, поскольку в них заложены все основные направления влияния на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Исследователи народной игры и игрушки отмечают их высокую культуру, направленность на труд души и ума ребенка. Игровые действия ребенка направлялись взрослыми в соответствии с национальными традициями, общим направлением развития ребенка было постепенное приобщение его к труду, развитие у детей качеств, необходимых для общей трудовой деятельности (ловкость, соответствующая возрасту сила, выносливость, меткость). В играх шло развитие памяти, наблюдательности, внимания, выдержки, сообразительности, инициативы. Смысл русской игрушки состоит в введении ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов: дерева, глины, ткани, освоение через игрушку бытия своего народа, введение его в культуру, воспитание чувства принадлежности к своему народу. В мальчиках формировали необходимые черты хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы. Детей активно вовлекали в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет). Народная игрушка всегда - подлинный, маленький шедевр. Материалы для изготовления таких игрушек просты, дешевы, доступны и до сих пор пригодны во всех отношениях. Как и в наше время, на каждом возрастном этапе жизни ребенка игрушки имели свои задачи воспитания.
Игрушки раннего младенческого возраста (от рождения до 1,5-2 лет) стимулировали движения, активизировали зрение и слух, помогали ориентироваться в пространстве. Самой ранней игрушкой была погремушка. О русских игрушках - погремушках дает подробные сведения известный врач - педиатр и крупный ученый Е.А. Покровский. По его свидетельству погремушки имели самые разные названия - шаркуны, брякули, брякушки, гремушки, складушки и делались из разного материала, имели разную форму. Их плели из бересты, щепы в виде куба, многогранника, вытачивали в форме шара, боченочка, лепили из глины. Иногда для погремушек употреблялись пузыри домашних животных, внутрь ее закладывали камешки, горох и другое. Благодаря различной форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей раннего возраста. Звуковой игрушкой была свистулька. Форма свистулек была разнообразна: птички, собачки, кошки, лошадки и др.
Помимо погремушек в крестьянском быту были такие самодельные звучащие игрушки, как фурчалки - продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити, при дергании за нити игрушка издавала звуки, «фурчала»; деревянные трещотки - крестообразные рамки, с треском вращающиеся вокруг оси с зубчатым валом. Любимыми музыкальными инструментами были дудки, сопилки, рожки, свирели, жалейки, сделанные из рога, дерева, они знакомили с народной музыкой.
Подрастая, ребенок становился более активным в действиях, в движении. Физическому развитию детей способствует летние и зимние подвижные игры (скачки на палочке - коне, бег на перегонки, городки, бабки, свайка, горелки, жмурки, пятнашки и т.п.) Во многих играх широко использовались игровые предметы – игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др.
Игра в мяч - одна из любимых игр не только детей, но и взрослых. Мячи долгое время изготовляли вручную ( резиновые появились в русской деревне в конце 19 века). Кроме шарообразных мячей были мячи кубические, многогранные, с острыми и закругленными углами. Шили их из тряпок, кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, иногда вовнутрь помещали горошины или камешки, чтобы мяч «звучал». Детские мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогают развитию физической силы и психологических качеств: выработки быстроты реакции, сообразительности, внимания, памяти, смелости. Эмоциональный тонус игры способствует здоровому отдыху. Старшие дети с интересом играли в словесные игры. Детям необходимо было проявить в игре сообразительность, внимание, настойчивость («Фанты», «Да-нет», «Ай да птица, что за птица»), проявить выдержку, терпение («Молчанка»). Игры требуют умения соблюдать правила, они развивают воображение, умение находить правильное решение, дружить. А русский хоровод способствует объединению людей. В хороводах воспеваются широкие луга, кудрявая березонька, травушка - муравушка ( «Во поле береза стола», «Травушка - муравушка», «Вейся, вейся, капустка» и др.) Игры и хороводы помогают воспитывать в детях уверенность в себе, своих силах, развивают сообразительность, смекалку, дают почувствовать себя певцами и плясуньями, трудолюбивыми молодцами и красными девицами. Детей приучали бережно относиться к игрушкам и передавать их своим младшим братьям и сестрам. В те давние времена дети были не избалованы количеством игрушек, это положение пробуждало детскую выдумку, приучало к творчеству. Примерно с 5-6 лет дети начинали делать игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.
Особенно популярной была тряпичная кукла. Такие куклы были в каждой семье, где были девочки. Первую куклу для девочки делали взрослые - мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол и наряды для них девочки шили сами. Таким образом, дети получали все необходимые им навыки шитья, вышивания. Многие матерчатые куклы были безликими. В безликости традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее раскрывает фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо. Игра в дочки - матери учила девочку выполнять необходимые простые действия ( надевать одежду, мыть посуду, накрывать на стол и т.д.), а так же овладевать системой поведения в разных ситуациях, усваивать распределение ролей в семье, правила этикета, умение вести диалог. Иногда куклой становился пучок травы, согнутый пополам и перетянутый в двух местах, чтоб обозначить голову и талию. Надел косыночку и юбочку на такой пучок - вот и кукла. Дети в игре воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои, вводило в обрядовую культуру.
Деревянная игрушка была одной из распространенных. Ее изготовляли из мягкой осины и других пород деревьев (кони, санки, телеги, вырезали различных зверей: медведей, лосей и т. д.)
С незапамятных времен существовала съедобная игрушка - печатные пряники ( тульские, вяземские) в виде разнообразных забавных фигурок - людей, всадников, рыб, птиц. Игрушки - сладости своим происхождением обязаны печенью - козулькам, баранчикам, раздаваемых детям, участвующим в колядовании при святочных обходах домов. Взрослые со вниманием относились к забавам детей. Они никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Дарить игрушки было распространенным обычаем. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эстетическим эталоном, отражая формировавшееся веками представления об идеале красоты и совершенстве.
Историю развития народной игры и игрушки можно проследить, посетив Музей игрушки в Сергиевом Посаде -городе, издавна славившемся на всю Россию своими талантливыми мастерами игрушек. Здесь находится единственный в стране музей игрушки Российской академии образования. Музей игрушки был основан в Москве в 1918 году музейным отделом Народного комитета просвещения.
Анализ игрового наследия позволяет утверждать, что в незапамятные времена были заложены научные основы педагогики. Народной педагогике принадлежит заслуга определения цели воспитания - простая и емкая формула подготовки ребенка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится через игру главным источником познания окружающего мира.
Используемая литература.
Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка.- М.: Лепта Книга, 2008.
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед.-Спб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013.
Игры и игрушки в жизни детей. Пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р.А. Горб- М.: Издательство Гном и Д, 2006.