12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронова Галина Александровна169
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Народная игра в структуре логоритмики

«Игра есть потребность растущего организма.

В игре развиваются физические силы ребёнка,

твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз,

развиваются сообразительность, находчивость,

инициатива. В игре вырабатываются у ребят

организационные навыки, развиваются выдержка,

умение взвешивать обстоятельства и пр.»

Н.К.Крупская

Логопедическая ритмика  в системе развития ребенка дошкольника – это коррекционная методика обучения и воспитания детей не только с речевой патологией, но в том числе и с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка и:

- способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения;

- способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса;

- формируют положительный эмоциональный настрой и учат общению со сверстниками;

- способствуют совершенствованию общей и мелкой моторики;

- формируют музыкальный слух;

- способствуют развитию эмоциональной сферы и творческих способностей.

 В современных методиках на музыкально-ритмических занятиях используется подвижная игра, которую можно проводить и вне занятий.

В своей практике использую народную игру в разных режимных моментах . Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский писал: «Обратите внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».

Так значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста. Эти  игры  учат  детей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.

М.Ю.Новицкая (заведующая лабораторией содержания и стандартов начального общего образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, специалист по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей) писала: «Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для устного народного творчества, унаследованные от плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания; четкий ритм, рифма; динамичность сюжетного действия, эффектная предметность изображения, простая и выразительная игровая атрибутика».

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные и несюжетные игры, с элементами спортивных игр.

Сюжетные подвижные игры отражают в условных формах жизненные или сказочные эпизоды. Дошкольники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка или гусей, медведя или кота и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания, в зависимости от них подразделяются на игры типа:

- игры-забавы для самых маленьких: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.;

- игры с перебежками , ловишками , пятнашками и т.д.;

- игры с предметами: мячи, обручи, скакалки, кегли;

- игры с элементами соревнования: «Чья команда быстрее?», «Кто скорее к флажку прибежит?» и т.п.;

- несложные игры-эстафеты: «Передай мяч?».

Поскольку единой классификации подвижных игр нет, то существуют различные классификации. Так, М.М. Конторович и Л.И. Михайлова, помимо деления подвижных игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности.

Учитывая специфику коррекционной группы, игры использую и как средство для развития речи, формирования словаря и грамматического строя речи. Это считалки, жеребьёвки и приговорки, которые представлены в самом содержании игры и необходимы для её проведения. Результатом является совершенствование речевого аппарата.

Выполнение игровых действий вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, ловкость, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.

В своей работе использую такую форму организации игровой деятельности - «игровой практикум». Данный вид деятельности предусматривает знакомство не только с разнообразием видов игр (игры-состязания, игры-ловишки, игры с подражанием и др.), но и знакомство с играми разных народов, разными вариантами одной игры, а также разучивание и закрепление народных игр. В процессе игры дети овладевают её традиционными компонентами, такими как выбор водящего (считалки, сговор и др.) В содержании практикума включаются игры разной направленности и с разной степенью активности (причем чередование игр разной степени активности обязательно). Игры проходят и в игровом помещении и на прогулке, так в группе можно проиграть игры с малой степенью двигательной активности. Например: «Утка, утка, гусь» или «Кувшинчик». А на прогулке отдаем приоритет играм, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребность ребенка в активном движении (игры-ловишки, игры соревновательного характера).

Таким образом, народная подвижная игра позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.

Приложение.

В приложении представлены авторские варианты народных игр, с учетом направленности на коррекцию речи,

«Кувшинчик», р.н.и. (авторский вариант).

Дети стоят в кругу, ведущий в центре круга и у него в руках мяч-«кувшинчик». Ведущий отбивает мяч об пол и говорит следующие слова:

Я кувшинчик уронил,

И об пол его разбил.

1, 2, 3. --- лови,

И скорее повтори.

М—а-а-а, Б---а-а-а, проговаривание звуков.

МА-ма, ка-ша, проговаривание слогов.

После этого водящий сильно ударяет мяч о пол, а тот, кого он назвал, ловит этот мяч.

Правило: Тот кому, ведущий передал мяч, должен сначала повторить, а потом точно так же вернуть мяч ведущему.

Условия передачи мяча оговаривают перед игрой. Мяч можно отбивать о пол одной рукой, можно отбивать двумя руками и т.д.

«Орех», р.н.и. (авторский вариант).

Дети сидят на стульчиках, ведущий держит в руках камешки или другие мелкие предметы. Держит руки за спиной и прячет камешки в какой-нибудь руке.

Все проговаривают слова:

В лесу на поляне,

Стоит орешник

В зеленом кафтане.

Богач невелик,

А орешками наделит.

Воспитатель продолжает:

На кусту орех родился,

Орех родился,

Под куст свалился.

Под куст свалился
В руках очутился. Показывает руки одному из игроков и спрашивает:

Твое или мое?

Ребенок должен отгадать. Как только он отгадал, воспитатель предлагает повторить звуки (слоги) при этом перекладывать камешек из одной руки в другую, по показу воспитателя.

Литература:

1.Гришина Г.Н. «Приобщение детей к народной игровой культуре» статья, журнал «Педагогика ДОУ». №1. 2005, с.67-73.

2. Полищук Л.П. «Подвижная игра дидактической направленности» - статья, журнал «Педагогика ДОУ». №4, 2007, с.99-108.

3.Русаков А.- составитель, «Подвижные игры». Сборник четырех эпох». – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, 2005.-с.128.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.