Консультация для родителей «Обогащение у детей представлений об осени через сенсорную интеграцию»
Консультация для родителей на тему «Обогащение у детей представлений об осени через сенсорную интеграцию»
Автор: Меринова Наталья Николаевна, воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" дс № 198 "Вишенка"
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало» (А.С. Пушкин).
Уважаемые родители! Каждый из вас хотел бы видеть своего ребенка познавательно активным, умным. Этому могут способствовать разные методы и приемы. Мы вас познакомим с самым простым способом развития у малыша любознательности и обогащения представлений об осени через сенсорную интеграцию.
«Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела»(1). Осень-прекрасная пора для наблюдений, сбора семян, шишек, каштанов, рассматривания осенней листвы.
Предлагаем вам понаблюдать за листьями клена. Спросите ребенка, какого цвета лист, какой формы, на что он похож. Пусть ребенок возьмет в руки листок, проведет по нему ладошкой. Дайте ему сравнить кленовый лист с листочками березы, дуба. Применяем сенсорику: ребенок обводит пальчиком по краю листьев, а затем в воздухе прорисовывает форму листьев, которые запомнил. Соберите осенний букет и разложите листочки от самого темного до самого светлого, у березы положите пять листочков, а у сосны-всего три.
Сходите с ребенком в осенний лес. По дорожкам лежат шишки, желуди. Вот вам опять сенсорика: дайте малышу понюхать шишку, потрогать ее. Здесь включается обоняние, мелкая моторика, зрительный, тактильный анализатор. Спросите, на что похожа шишка, желудь? Что еще может быть круглым, овальным, шершавым, коричневым, гладким?
Поиграйте в игру: «Раз,два, три-к дереву беги!». Здесь ребенок учится различать внешне деревья: береза, сосна, дуб, осина.
Игра «Какой, какая, какое». На даче рассмотрите овощи и фрукты. Положите их в сундучок или коробку. Предложите ребенку на ощупь определить овощ (фрукт). Затем малыш рассматривает и отвечает на вопросы.
Подвижная игра развивает ориентацию в пространстве, общую моторику. Эта игра повышает координацию ребенка, развивает быстроту, скорость, ловкость, внимание.
В игре может участвовать любые члены семьи. Ребенок стоит около любого дерева, он изображает «птицу». В другом месте, не очень далеко можно сделать кучу из осенних листьев.. Взрослый сигнализирует «Птички улетают!», малыш выбегает с поднятыми в стороны руками-крыльями, бегает по кругу. По сигналу взрослого «Листопад!» ребенок подбегает к листьям и влезает на нее -это «птица» укрылась на дереве от дождика и ветра. Когда говорят «Листопад закончился!», ребенок вновь спускается со стульчика и отправляется в «полет».
Осенью бабушки консервируют различные овощи. Предложите ребенку положить в банку красные и желтые помидоры, одновременно считая их. Обязательно расскажите о полезных свойствах огурцов, болгарского перца, помидоров, кабачков, капусты, свеклы. Можно и здесь развивать сенсорику, вкусовые анализаторы. Какой на вкус помидор? Какой на вкус огурец, яблоко, груша, слива? Ребенок может ассоциировать вкусы с цветными листочками. Например кислое яблоко -это зеленый листочек, пресный огурец-это желтый кленовый листок, а сладкий болгарский перец-это красный рябиновый листок.
Таким образом, уважаемы родители, всё то, что ваш ребенок получает от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения(вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.
Удачи вам в воспитании ваших детей!
Литература:
1. Ворошнина О.Р Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. (вып.ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2018 .140 с.
2. АООП ДО https://fgosreestr.ru/