Консультация для родителей «Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 30 October 2022

Консультация для родителей

«Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста»



Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни.

Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности.

Задача — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. И одним из таких средств является палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Каждая палочка соответствует какому-то числу. Самая короткая палочка обозначает единичку-1 см. Самая длинная -10 см. Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Всего получается 5 семейств или классов.

Цветные палочки являются многофункциональным пособием.

Они просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, которая через моторику ребенка формирует математические понятия. Так же они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.



Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей.

Упражнения предлагаются детям в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия провожу систематически, чередуя индивидуальные упражнения с коллективными.

Сначала детей  познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего они состоят. В ходе свободного манипулирования и игры обратить внимание детей на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала: цвет, размер, форма.

Для закрепления знаний детей нужно использовать различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.

Занятия с использованием цветных палочек позволяют решать следующие задачи:

Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);

Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;

Освоение прямого и обратного счета;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);

Усвоить отношения между числами ( больше-меньше на…)

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

Методика применения.

Первый этап работы с палочками Кюизенера игровой.

Палочки Кюизенера  заменяют конструктор и мозаику.

Ознакомительный: ребенок берет палочки в руки и рассматривает. Далее дополняем: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая.

Сказка помогает в более доступной и понятной форме познакомить детей с понятиями : например, построить из палочек мебель для большого медведя, (самая высокая), мебель для мамы медведицы и Мишутки.

На начальном этапе использовать различные задания:

1. Положите столько же палочек и такого же цвета, как у меня.

2.Положите две любых палочки. Эти палочки одинаковые или разные? Чем они отличаются?

3.Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. «Представьте, что это конфеты». Попросите детей отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Дети должны догадаться, какая палочка пропала.

4.Сколько белых палочек поместиться в одной красной? Сколько светло-зеленых поместиться в одной синей?

5.Построим пирамидку.

6.Для годовалых детей можно начать строить дорожку для машинки.

7.Найдите самую короткую палочку и самую длинную.

8.Покажите палочку красного цвета, покажите палочку синего цвета. Какая длиннее? (Задания на определение цвета и сравнения величин)

9.Построй лесенку. Какого цвета ступеньки? (можно использовать игрушки от Киндер-сюрпризов: кто прошел по лесенке вверх? Кто прошел по лесенке вниз?)

10.Построим забор для трех медведей. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

11.Для развития представлений о количественных отношениях детям предлагаю выполнить следующие задания и ответить на вопросы:

-Найдите и покажите одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек.

-Палочек стало больше (меньше)? (Вопрос задают после того, как добавляют или убирают одну или несколько палочек).

12. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Задания по развитию конструкторских способностей, воображения.

1.Поиграть в сюжетную игру. Мишка решил навестить своего друга Зайца. До зайца путь далек, пешком долго идти. На чем поедет Мишка? (поезд, машина?)

2.Построить дорогу. Построить железную дорогу. Вдоль дороги растут...(деревья). Едем, проезжаем домик утки, едем дальше, проезжаем домик волка….(Важно обратить внимание на размеры домика: у утки-маленький, у волка - большой).



Построй по образцу.

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе. На примере счетных палочек ребенок легко понимает понятия «больше» и «меньше», как в числовом выражении, так и по длине, высоте, массе и объему, «левое», «правое», «длинное», «короткое», «между», «каждый», «одна из...», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого (или другого) цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации