12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Прасолова Наталья Васильевна74 |
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.
Нередко она сводится к обучению детей счету, письму, чтению. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, кото-рые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому глав-ной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей
Какими бы опытными педагогами мы не были, нам всегда приходится искать и думать, как сделать свои занятия интересными.
Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, используются различные формы нетрадиционного обучения.
Многие психологи и педагоги считают, что формирование у ребенка мате-матических представлений легче происходит, если занятия проводятся в не-традиционной форме.
Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении по-прежнему зани-мают значительное место. Это связано с возрастными особенностями стар-ших дошкольников, игровой основой данных занятий, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых занятий данная форма является всегда выиг-рышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход занятия, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта педагога.
Признаки нетрадиционного занятия:
*Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
*Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
*Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.
*Эмоционального подъема детей через оформление помещения, доски, музыки, использование видео.
*Организация и выполнение творческих заданий.
*Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.
*Обязательное планирование занятия заранее.
*Четко определять 3-и дидактические задачи.
*Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие
Педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основ-ной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в раз-ных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригиналь-ных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышаю-щих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоми-нания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.
В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:
Игры - соревнования.
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
КВН.
(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).
Театрализованные игры.
(Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию)
Сюжетно-ролевые игры.
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
Игры по взаимообучению.
(Ребёнок - «консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать).
Аукционы.
(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)
Игры-сомнения (поиск истины).
(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)
Игры-путешествия.
Сказки.
Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
Игры типа «Следствие ведут знатоки».
(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
Игры типа «Поле чудес».
(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .
Игры викторины.
(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?
Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрос-лым и со сверстниками, для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики. В нашей группе уголок занимательной математики представляет собой специ-ально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материа-лами и определенным образом художественно оформленное место. Он призван решить следующие задачи:
- Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
- Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
- Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
- Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Наша главная задача активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представ-ления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях.
В своей работе я широко использую занимательный материал и развле-чения на математическом материале: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются не-обычностью решения, парадоксальностью результата. Например, голово-ломки арифметические (угадывание чисел), геометрические (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенные (анаграммы, ребусы), головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
*использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;
*можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
*нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;
*непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;
*в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)
*ребята с удовольствием ждут таких игр.
Делая выводы можно сказать, что разнообразные формы и методы работы с детьми при обучении их математике, помогают формированию математи-ческих представлений, творческих умений и навыков, логического мышления детей на высоком педагогическом уровне.
Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию логического мышления, объективных представ-лений об окружающей действительности, и накоплению навыков и опыта для обучения в школе.