12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прасолова Наталья Васильевна74
3

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»

       Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.

     Нередко она сводится к обучению детей счету, письму, чтению. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, кото-рые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому глав-ной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей

    Какими бы опытными педагогами мы не были, нам  всегда приходится искать и думать, как сделать свои занятия интересными.

    Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, используются различные формы нетрадиционного обучения.

      Многие психологи и педагоги считают, что формирование у ребенка мате-матических представлений легче происходит, если занятия проводятся в не-традиционной форме.

        Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

     Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении по-прежнему зани-мают значительное место. Это связано с возрастными особенностями стар-ших дошкольников, игровой основой данных занятий, оригинальностью их проведения.

     При проведении открытых занятий данная форма является всегда выиг-рышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников через различные формы коллективной и групповой работы.

    Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

     Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход занятия, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта педагога.

   Признаки нетрадиционного занятия:

*Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

*Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

*Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.

*Эмоционального подъема детей через оформление помещения, доски, музыки, использование видео.

*Организация и выполнение творческих заданий.

*Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.

*Обязательное планирование занятия заранее.

*Четко определять 3-и дидактические задачи.

*Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие

     Педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

     Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основ-ной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в раз-ных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригиналь-ных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышаю-щих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоми-нания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию)

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению.

(Ребёнок - «консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать).

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

Игры-сомнения (поиск истины).

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Сказки.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

    Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей.     Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

     Среди условий, необходимых для формирования познавательных инте­ресов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрос-лым и со сверстниками, для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной мате­матики. В нашей группе уголок занимательной математики представляет собой специ-ально от­веденное, тематически оснащенное играми, пособиями и материа-лами и опре­деленным образом художественно оформленное место. Он призван решить следующие задачи:

- Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребно­стей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятель­ной деятельности).

- Предоставление возможности индивидуальной работы в конкрет­ном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.

- Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).

- Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.

       Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без ис­пользования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и вос­питания. Наша главная задача активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математи­ческим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и уг­лублять математические представ-ления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстанов­ке.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реали­зуется средствами игры в игровых действиях.

     В своей работе я широко использую занимательный материал и развле-чения на математическом материале: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются не-обычностью решения, парадоксальностью результата. Например, голово-ломки арифметические (угадывание чисел), геометрические (разрезание бу­маги, сгибание проволоки), буквенные (анаграммы, ребусы),  головолом­ки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

  Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

*использование непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

*можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

*нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

*непосредственная образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;

*в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

*ребята с удовольствием ждут таких игр.

      Делая выводы можно сказать, что разнообразные формы и методы работы с детьми при обучении их математике, помогают формированию математи-ческих представлений, творческих умений и навыков, логического мышления детей на высоком педагогическом уровне.

      Проведение такой работы по математике способствует умственному раз­витию детей, формированию логического мышления, объективных представ-ле­ний об окружающей действительности, и накоплению навыков и опыта для обучения в школе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.