Консультация для воспитателей «Применение нестандартного оборудования на занятиях по ФИЗО "Волшебный парашют"»
Консультация для воспитателей
«Применение нестандартного оборудования на занятиях по ФИЗО «Волшебный парашют»
Подготовила: инструктор по физической культуре первой квалификационной категории Бойко Светлана Владимировна
Дата проведения: декабрь
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я представляю нетрадиционное игровое пособие «Волшебный парашют», которое можно использовать в различных видах двигательной деятельности детей.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое культура занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. Но как показывает практика, у детей снижается интерес к двигательной активности, они малоподвижны, что приводит к росту физически ослабленных детей.
Но как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? Как правильно организовать двигательную деятельность с учетом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребенка возрастной группы? Исходя из проблемы, стала искать средства, которые помогли бы мне вызвать устойчивый интерес к различным видам двигательной деятельности и объединить детей всей группы, независимо от их индивидуальных особенностей в совместную деятельность. Этим средством стал «Волшебный парашют».
Волшебный парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта может быть различный: от 1 метра до 7-8 метра, это зависит оттого, где вы будете его использовать: в музыкальном или спортивном зале, в группе или на улице и от количества участников. Парашют приносит много радости, как детям, так и взрослым.
Развернутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей.
Почему же с парашютом так здорово играть? Потому что в игре с ним отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ребята учатся последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также игры и упражнения с этим оборудованием помогают развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, общую и тонкую моторику; совершенствуются коммуникативные навыки общения.
Парашют дает ребенку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребенка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют дает массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребенок может выбрать свою скорость и свою степень активности.
Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют дает массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок.
«Волшебный парашют» могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструктора по физической культуре в различных видах деятельности:
- Музыкально-ритмические упражнения
- Хороводные игры
- Динамическая пауза
- Физминутка
- Логоритмические упражнения
- ОВД (основные виды движений)
- ОРУ (Общеразвивающие упражнения)
- Игры с различной степенью подвижностью
- Релаксационные упражнения
Советы и рекомендации по проведению игр и упражнений с
«Волшебным парашютом»
- Прежде чем предложить детям игру, проанализируйте, подойдет ли игра группе. Учитывайте возрастные, психологические и функционально-физиологические особенности детей.
- Необходимо учитывать физические данные детей (рост и вес). Еще до начала игры попросите старших детей быть предельно внимательными к детям младшего возраста.
- Игры с парашютом подразумевают максимальное количество участников: от 12 до 24 человек.
- При планировании и выборе игр необходимо обращать внимание на то, что есть игры, с которых хорошо начинать игровой практикум, а другими хорошо заканчивать. Задача первой игры - ознакомить детей с парашютом. Например, игра «Волны». Игры, где игрокам нужно выходить в середину круга, лучше проводить в середине игрового практикума. Задача последней игры – подвести итог, лучше всего провести игры для релаксации.
- В ходе выполнения движений у детей не должно быть длительной задержки дыхания, при выполнении движений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.
- Избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
- В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта).
- Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
- Подбирать упражнения, подвижные игры, которые способствовали бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка.
- В процессе игр и упражнений обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности (ответы на вопросы, практические действия и т.д.).
На что необходимо обращать внимание при проведении игр:
- Заинтересуйте ребенка игрой еще до ее начала.
- Участвуйте в игре наравне с детьми.
- Приглашайте детей к игре, дайте почувствовать ребенку, что Вы рады его участию.
- Если игры проходят на улице, то необходимо осмотреть игровое пространство, чтобы никто из детей не смог пораниться.
- Продумайте время проведения игры, учитывая динамику развития детского коллектива.
- Подробно и доступно объясняйте правила игры, чтобы ребенок мог понять правила и решить, будет ли он играть.
- Объясняйте правила игры не в форме приказов, а в форме пожеланий, рекомендаций.
- Объясняйте правила непосредственно перед началом игры. Дети лучше усвоят правила, не стоя у стены, а непосредственно взяв в руки парашют.
- Чтобы дети лучше поняли правила новой игры и не боялись проиграть в начале, необходимо перед началом игры сделать одну репетицию.
- Перед проведением игрового практикума составьте список игр. Распределите их по степени активности, по количеству игроков и т.д. Это поможет Вам подобрать игру для любой ситуации и любой группы.
Никогда не забывайте: Игра должна приносить ребенку радость!
Используя в своей работе нетрадиционное оборудование «Волшебный парашют» педагоги могут максимально помочь каждому ребенку стать активным в коллективе , независимо от группы здоровья, возраста, от степени застенчивости или наоборот активности ребѐнка, а также в период адаптации. Парашют – это универсальное игровое средство, которое может использовать в деятельности любой воспитатель, специалист, родители и дети, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цветотерапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Воспитательное значение пособия:
Цель: Главное предназначение парашюта - создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.
Задачи:
- Учить дошкольников применять двигательный опыт в игровой деятельности.
- Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.
- Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; воспитывать творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать совершенствованию двигательных навыков, формированию правильной осанки, укреплению мышц спины.
Игры с «Парашютом» способствуют:
- развитию внимания, памяти;
- выработки согласованности движений с музыкой;
- укреплению мышц спины и рук;
- активизируют двигательные навыки;
- развивают координацию движений;
- позволяют тихим и застенчивым детям быстрее адаптироваться в коллективе сверстников;
- гиперактивным детям научиться соблюдать правила игры дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом;
- развивают звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма, темподинамическое представление;
- развивают творческие способности и вызывают положительные эмоции.
Требования к пособию:
Пособие «Волшебный парашют» соответствует методическим, дидактическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Хочу отметить, что проводя игры с дидактическим пособием, происходит интеграция таких областей как «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Что касается с точки зрения санитарно-гигиенических требований, то пособие очень просто обрабатывается: ежедневно протирается влажной ветошью в мыльном растворе, еженедельно проводится щадящая стирка. Из этого делаю вывод, что пособие является безопасным.
Использование пособия:
Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Ведь если ты стоишь под парашютом, то все остальные для тебя пусть ненадолго, но отделены этой тканью, и есть дети, которых такое пугает. Важно не торопить, и ни в коем случае не заставлять таких детей обязательно входить под парашют вместе с другими. Со временем эти дети тоже расхрабрятся, и сами забегут в яркий домик!
Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Дети обожают игры с цветным парашютом, иногда они заводятся так, что перестают слушать. Поэтом перед каждой игровой сессией стоит поговорить о правилах безопасности. Я просто напоминают малышам, что за парашют надо держаться, что забегать просто так под крыло нельзя. Если игра становится неуправляемой, остановитесь и уберите парашют. Всегда начинайте с веселых и шумных игр, а заканчивайте спокойными.
Во время участия детей в коллективных играх и игровых упражнениях с использованием пособия «Волшебный парашют», создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания, придумывать новые игры, варианты игр и правила к ним.
В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес к физкультурным занятиям; дошкольники показывают высокие результаты по основным видам движения (бег, прыжки, бросание, ползание, ловля), развивается фантазия; дети применяют полученный двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности.
В будущем планирую использовать парашют в игровой совместной деятельности детей и взрослых, на различных досугах, совместных развлечениях детей и взрослых.
Интернет – источники:
- nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/10/18
- https://www.maam.ru/detskijsad/nestandartnoe-oborudovanie
Упражнения и игры с парашютом
УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ:
1). И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта в сторону. Ходьба по кругу, (свободная рука на каждый шаг выполняет движения).
1 –левая рука в сторону,
2–левая рука вверх,
3 –левая рука на пояс,
4- И. п.
То же, стоя левым боком к парашюту, (движение рук менять, по мере усвоения упражнения).
2).И. п. – стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта в сторону, левая рука на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием бедра.
- то же, стоя левым боком к парашюту
3). И. п. – стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за ручку парашюта вверх.
- Ходьба на носках, левая рука вверх.
- То же, стоя левым боком к парашюту.
4). И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта вниз, левая рука - за спину.
-Ходьба на пятках
- то же, стоя левым боком к парашюту.
5). И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта, левая рука на пояс.
-Ходьба с перекатом с пятки на носок.
-То же, стоя левым боком к парашюту.
УПРАЖНЕНИЯ В БЕГЕ И ПРЫЖКАХ:
1) И. п. – стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта, левая рука – в сторону.
-бег по кругу в медленном темпе.
- то же, стоя левым боком к парашюту.
2) И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку внизу.
-Бег на носках в медленном темпе.
1-4 –медленно поднять правую руку с парашютом вверх.
5-8 –медленно опустить правую руку с парашютом вниз. В и. п.
- то же, стоя левым боком к парашюту.
3) И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельки, или за ткань парашюта.
- 1-8 приставные шаги правым боком,
-9-16 приставные шаги левым боком.
4) И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельку парашюта.
- С крестные шаги правым боком.
- С крестные шаги левым боком.
5) Упражнение №3 и № 5. Можно выполнять из И. п, стоя спиной к парашюту.
6) И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка правая рука хватом за петельку парашюта, левая рука на пояс.
- прыжки на правой ноге.
-прыжки на левой ноге.
Упражнения выполняется, стоя на месте и с продвижением вперёд.
-То же, стоя левым боком к парашюту.
7) И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта в сторону, левая рука на пояс.
- подскоки с продвижением вперёд.
- то же, стоя левым боком.
8) И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта внизу, левая рука на пояс.
- бег с прямым выносом ног вперёд (стоя на месте и с продвижением вперёд).
- То, же стоя левым боком к парашюту.
9) И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельки или за ткань парашюта.
- Бег за хлёстом голени назад, стоя на месте.
-То, же стоя боком к парашюту с продвижением вперёд.
10) И. п. - стоя спиной к парашюту, руки хватом сзади за петельку или за ткань парашюта.
- Бег с высоким подниманием бедра, стоя на месте.
-То, же стоя боком к парашюту, с продвижением вперёд.
11) И. п. – стоя лицом к парашюту; стойка руки хватом за петельку, или за ткань парашюта.
1- прыжок в стойку ноги врозь, парашют вверх,
2- прыжком в И. п.
12) И. п. – стоя лицом к парашюту; стойка ноги врозь, руки хватом за петельку, или за ткань парашюта.
1- прыжок в стойку ноги с крестно - правой,
2- прыжок в И. п.
3- прыжок в стойку ноги с крестно - левой,
4- прыжок в И. п.
ОРУ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ):
1). И. п.: стоя лицом к парашюту; стойка ноги врозь, руки хватом за петельку парашюта внизу.
1 – поднять парашют перед собой вперёд,
2– И. п. ,
3 – наклон головой вперёд,
4 - И. п.
2). И. п.: стоя лицом к парашюту; стойка ноги врозь, руки хватом за петельку парашюта внизу.
1- наклон головы вправо,
2- И. п.,
3- наклон головы влево,
4- И. п.
3). И. п. - стоя спиной к парашюту; стойка, руки хватом за петельку или за ткань парашюта снизу.
1- подняться на носки, руки с парашютом отвести назад.
2- И. п.
3- поднять носки, встать на пятки,
4 И. п.
4). И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, ноги врозь, руки хватом за петельку, или за ткань парашюта снизу.
1- полу-присед, руки с парашютом вверх,
2- И. п.
3-присед, руки с парашютом вперёд,
4- И. п.
5). И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, правая рука хватом за петельку парашюта, левая рука в сторону.
1- полу-присед на правой, левая вперёд («полу-пистолетик»)
2 -И. п.
3- присед на правой, левая вперёд (пистолетик,
4 – И. п.
То же стоя левым боком (приседы на левой, правая – вперёд)
6). И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, ноги врозь, руки хватом за петельку или за ткань парашюта снизу.
1- наклон вперёд- прогнувшись, руки с парашютом вверх,
2- и. п.
3- наклон назад,
4- И. п.
7). И. п. - стоя правым боком к парашюту; стойка, ноги врозь, правая рука хватом за петельку – в сторону, левая рука на пояс.
1- наклон в правую сторону, левая рука вверх.
2- И. п.
То же, стоя левым боком (наклон в левую сторону, правая рука вверх)
8). И. п. – стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельку п. снизу.
1- выпад правой в сторону, руки с парашютом вперёд,
2- И. п.
3- выпад левой в сторону, руки с парашютом вперёд,
4- И. п.
9). И. п. – стоя спиной к парашюту; стойка, руки хватом за петельку п. сзади.
1- полу-присед, руки с п. отвести назад.
2- и. п.
3- мах правой, вперёд,
4- и. п.
5- полу-присед, руки отвести с п. назад,
6- и. п.
7-мах левой вперед,
8- И. п.
10). И. п. – стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельку или за ткань парашюта снизу.
1- мах правой ногой назад
2-и. п.
3-мах левой ногой назад.
4- и. п.
11) И. п. - сед, ноги под парашютом, руки хватом за петельку или за ткань парашюта.
1- лечь на спину, парашют натянуть,
2- подняться в И. п.
12). И. п. – лежа на животе, на парашюте, руки сцеплены друг с другом по кругу.
1-пднять руки вверх, ноги согнуть, поза полёта парашютиста.
2-3- удержание позы,
4- вернуться в И. п.
13) .И. п. - стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельку п. снизу.
1-взмах руками с парашютом вверх,
2- медленно опустить парашют в И. п.
14). И. п. – стоя лицом к парашюту; стойка, руки хватом за петельку п. снизу.
1- взмах руками с парашютом вверх, выпад вперёд правой ногой,
2- И. п.
3- взмах руками с парашютом вверх, выпад вперёд левой ногой,
2- И. п.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Бойко Светлана Владимировна
Галина Владимировна
Бойко Светлана Владимировна