12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Елена Евгеньевна2152
Россия, Ярославская обл., Ярославль
0

Выступление «Театрализованная деятельность, как способ формирования навыков социального поведения у дошкольников»

За успешную подготовку дошкольников к активной, конкурентоспособной жизни, отвечает не только семья, как первый институт социализации ребенка, но и ДОУ.  Однако практика показывает, что опыт пребывания в детском коллективе сам по себе не обеспечивает успешную социализацию, поэтому необходимо создавать специальные условия.

Одним из путей формирования навыков социального поведения у дошкольников может быть театрализованная деятельность. Она близка и понятна детям, ведь в ее основе лежит игра.

Какие задачи социального развития могут быть решены в театрализованной деятельности.

1. Социальное развитие направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающим людям.

В театрализованной деятельности данная задача решается через выполнение детьми общего дела, где пол, возраст, национальная принадлежность не важны. Важны способности ребенка, умение согласовывать свои действия с действиями партнера, интерес к тому, что делаешь.  Дошкольник может проявить свои творческие способности, личностные качества, участвуя в постановке, и добиваясь успеха, у него появляется уверенность в своих силах, уважение к себе и товарищам. Кроме того, театрализованную деятельность сопровождает постоянная атмосфера праздника, что обеспечивает положительный настрой детей к окружающим.

2. К одному из требований социального развития дошкольника относится и формирование социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность.

Эти навыки можно формировать в театрализованной деятельности, так как в ней ребенок попадает в отношения зависимости от других детей: он сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, возникают ситуации, требующие согласования действий, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дети, конечно, не всегда находят нужные способы взаимодействия, между ними возникают конфликты. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя, что без сопереживания, без уступки другому, он сам остается в проигрыше. Для старшего дошкольника значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям.

В ходе репетиций спектакля педагог должен видеть конфликтные ситуации и не оставлять их без внимания. Ему надо научить детей договариваться, находить выход из сложившихся ситуаций и использовать адекватные способы взаимодействия. Овладевая этими навыками в ходе театрализованной деятельности, ребенок постепенно будет переносить их в жизнь.

3. Следующая задача социального воспитания - развитие эмоций, умения выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние других людей.

Эти навыки развиваются с помощью этюдов и упражнений, которые являются неотъемлемой частью театрализованной деятельности. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Страх).

Работа над эмоциями ведется воспитателями и специалистами.

Воспитатель знакомит детей со сказкой, которая ляжет в основу постановки. Герои и их действия должны быть ярко поданы, чтобы в воображении ребенка возникали образы, полные жизни. Монотонное чтение сказке противопоказано, так как оно воспринимается не так ярко современными детьми, привыкшими к быстрому темпу мелькающих впечатлений. Сегодня требуется динамизм речи с чередованием силы голоса и богатством интонаций.

Психолог учит детей распознавать эмоции, изображать их; на музыкальных занятиях дошкольники обогащают словарь эмоций (описывают свои ощущения, чувства после прослушивания музыкального произведения), сопоставляют характер героя и музыку; на физкультурных занятиях дети учатся пластично двигаться; логопед ведет работу по развитию связной речи, чтобы ребенок мог выразить свое отношение к окружающему миру.

Полученные детьми навыки, постепенно будут переноситься ими в жизнь: они будут более внимательны к чувствам других людей, буду понимать их эмоциональное состояние и действовать в соответствии с ним.  Это является важным условием успешного вхождения в мир социальных отношений.

4. Социальное развитие направлено и на формирование у детей нравственных основ.

Театрализованная деятельность позволяет знакомить детей с нормами жизни благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Поэтому важно обсудить сказку после ее прочтения. Разговор о сказке не должен превращаться в «вымучивание» нравственного урока. Это живой обмен впечатлениями.

В процессе театральной деятельности детей получается продукт, причем продукт, обладающий качеством видимости, что важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников. Дети получают колоссальный опыт выступления на публике. Они осознают нереальность тех событий, которые они изображают. Это позволяет почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию.

Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.