12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Штерн2069
Россия, Воронежская обл., рп Латная Семилукский муниципальный район

Контентные риски сети Интернет
PPTX / 8.98 Мб

/data/files/r1619680971.pptx (Контентные риски сети Интернет)Контентные риски сети Интернет


Современные дети и подростки не представляют своей жизни без гаджетов. Как показывают исследования, первое знакомство с телефонами (планшетами) происходит в самом раннем возрасте. Иногда даже детям до года включают мультфильмы, чтобы ребенок не капризничал, стал «удобным».

Интернет является значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Благодаря интернету раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения познавательных потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают и риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка. Риски, с которыми сталкивается пользователь интернета, многообразны. Их несет на себе разного рода информация, размещаемая в Сети. В нашем исследовании наибольший интерес представляют контентные риски.

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

В последнее время все большую тревогу вызывает распространение рисков, связанных с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества. Это, прежде всего, так называемые «группы смерти», которые вовлекают детей и подростков в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду. Это так же экстремистские группы, внушающие несовершеннолетним идеи о несправедливости мироустройства и их особом предназначении в «улучшении мира», посредством его «очищения от недостойных» и вовлекающие в незаконную экстремистскую деятельность.

Это и группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной деятельности (прежде всего, в распространении наркотических и других запрещенных веществ, литературы и т.п.). Создаваемые злоумышленниками группы вовлекают детей и подростков, действуют через социальные сети, мессенджеры, объединяя в себе и другие риски пользователей: вовлекая в коммуникацию, игру и т.п., что определяет их особую опасность. Действие этих рисков очень трудно контролировать, т.к. закрытые группы возникают в сети с другими названиями, а вместо заблокированных страниц создаются новые. Создатели таких групп используют ухищренные способы распространения информации о себе, используя «хештеги».

В исследовании, проводимом на базе МКОУ Латненской поселковой СОШ, были получены достаточно интересные результаты: 70% учащихся говорят о безусловной пользе интернета, при этом в дальнейшей беседе они указывают на риски для здоровья (ухудшение зрения, появление избыточного веса вследствие сидячего образа жизни), указывают риски познавательного характера (пропаганда насилия, суицида, употребления психоактивных веществ, различные секты и т.п.).

Каждый из этих видов рисков способен принести непоправимый ущерб эмоциональному благополучию и психологическому здоровью ребенка, поэтому требует тщательного анализа. Относительно недавно появились исследования, посвященные другим интернет-рискам, в частности, анализу представлений детей и подростков, их родителей и педагогов об интернет-рисках, их осведомленности об интернет-опасностях и угрозах, об интернет-безопасности, предлагающие типологию интернет – рисков и угроз, анализ особенностей восприятия интернет-рисков пользователями, характера их воздействия, факторов и причин их распространения.

Хотелось бы подробнее остановиться на контентных рисках, представляющих серьезную угрозу для психоэмоционального здоровья детей и подростков. Контентные риски это пропаганда: (сл. 3)

Основные социальные сети, которыми пользуются дети и подростки, это: (сл. 4). Как показало исследование на базе нашей школы, подростки используют интернет, в первую очередь, для общения (68%), дальше идут игры – 23%; просмотр видео и фильмов – 9%.

Исследования в рамках данной темы касалось групп ВКонтакте, т.к. в этой социальной сети «сидит» 100% подростков нашей страны.

Также особый интерес заслуживает так называемый «даркнет» (темный интернет). Как считают исследователи, обычные поисковые системы занимают примерно 4% всего интернета. Остальное занимают глубинный и темный интернет. И если глубинный интернет представляет интерес для профессионалов, то даркнет позиционируется как свободный интернет без цензуры, в котором представлено много шокирующей и нелегальной информации. (сл.5)

В даркнете есть площадки интернет-торговли психоактивными веществами, наиболее известная – гидра (https://go.hyrdaruzxpnew4af.cn/ ). Данной теме посвящен фильм-расследование А. Пивоварова «Наркотики и борьба с ними в современной России». В даркнет выходят с помощью браузера Тор, который «прячет» IP-адрес компьютера или телефона (планшета). С помощью этого браузера происходит анонимизация запросов. На Гидре происходит торговля наркотиками, оружием. Расплачиваются биткоинами, которые можно купить там же. На Рунионе (https://m.vk.com/wall-162911821_4) публикуются описания способов изготовления запрещенных веществ из подручных средств.

Также необходимо рассказать о группе «Голден доз» ВК (сл 6) (https://vk.com/goldendoseproj). В этой группе более 23 тысяч подписчиков. Группа не скрывает того, что более открыто представлена на площадке Телеграмм. Открыто пишет об особенностях того или иного наркотика. Пропагандируют образ жизни наркоманов.

Чтобы человек совершил суицид, он должен быть изначально погружен в соответствующее состояние, и только так. Но это состояние вовсе не обязательно возникает только из-за каких-то жизненных обстоятельств. В это состояния, даже очень жизнерадостных подростков, очень быстро погружают сообщества, содержащие депрессивно-суицидальный контент. Это не синие киты, это достаточно массовые и публичные сообщества, которые находятся в открытом доступе, и в отличии от синих китов, они не закрыты до сих пор. Также очень много представлено депрессивных страничек ВК – Снова депрессия - https://vk.com/depressionaga1n, Причина твоего суицида - https://vk.com/the_reason_for_your_suicide, Суицидник - https://vk.com/club172239942, Аниме для моей депрессии - https://vk.com/anime_for_my_depression  (сл. 7, 8, 9, 10). Все эти странички так или иначе пропагандируют суицид как единственно верный путь окончания жизни. Контент этих страниц – депрессивный. Современные подростки уже так привыкли, что какое у тебя состояние, такой медиаконтент ты и потребляешь. Весело, смотришь юмор, грустно, что-то соответствующее. И вот ему стало плохо, и он уже подписывается на что-то вроде депрессия тоска, социофоб, грусть-печаль, что-то относительно легкое, пока никакого суицидального контента. В итоге его там накручивают, и ему естественно становится еще хуже от такого контента, ведь эти группы они совсем не про помощь. Теперь уйдя еще больше в себя, он приобретает новое состояние, и этот контент уже ему не соответствует, там уже нужно что-то жестче, и так по воронке он втягивается в другие группы, уже в конкретно суицидальный контент. Это называется воронкой вовлеченности.

Из всех видов суицидального контента именно сообщества в соцсетях представляют наибольшую угрозу, так как подписавшись один раз на что-то подобное, подросток незаметно для себя подписывается со временем на несколько других, точно таких же тематических групп, и они постепенно заполняют своими новостями всю его ленту незаметно для него самого, вытесняя другой, положительный контент, который раньше мог быть у него в ленте. Один раз подписавшись на подобные группы, ребенок начинает получать рекламу подобных групп, то есть ВК начинает предлагать подобный контент, и ребенок невольно втягивается в депрессию всё глубже и глубже.

Таким образом ребенок постепенно погружается в такой депрессивно-информационный кокон, куда больше не проникает положительный контент, и он капсулируется в нем. Эти сообщества теперь для него создают его реальность, а у детей сейчас очень поздно формируется критическое мышление, и для них очень часто все увиденное, это и есть реальность, впрочем как и для многих взрослых.

Очень популярны странички «девочковые» - пропагандирующие анорексию, булимию. (слайды 11, 12). Наибольшим успехом пользуется страничка 40 кг - https://vk.com/40kg (более 5,1 млн подписчиков). Типичная анорексичка - https://vk.com/ianorexic – 796 тыс.подписчиков. еще одна группа с таким же названием – более 108 тысяч подписчиков - https://vk.com/typiicalanorexic. Группы этого формата рекламируют различные жесткие диеты (моно-диеты, без воды, без соли и т.п.). Контент в этих группах похож до смешного: картинки и тексты, мотивирующие не есть, описания различных диет с потреблением до 0 калорий в день (так называемая «питька», питьевая диета – легкая форма это отказ от твердой пищи; жесткая – разрешены только энергетики, кофе и чай. Даже яблоко в такой диете будет «срывом»); рекламируются различные лекарства, лишающие аппетита. Множество постов в этих группах посвящены тому, чтобы не «срываться» - не начинать есть после диеты. Срывы, как правило, сопровождаются булимией.

Посты бывают разные – от оскорбительных до поддерживающих. Самое страшное, что идеальный вес худеющих девушек постоянно смещается в сторону уменьшения. При росте 170 см они мечтают весить 35 кг. Диеты сопровождаются приемом различных лекарств – мочегонные, слабительные. коктейли из эфедрина, кофеина и аспирина. Также популярен прозак (антидепрессант, побочное действие которого – затяжная депрессия) – он лишает аппетита. Группы имеют явную деструктивную направленность, побуждая подростков к неконтролируемому снижению веса. Главный, я бы даже сказала, навязчивый мотив постов этой категории групп – «Ты толстая, поэтому тебя никто не любит».


Хотелось бы также затронуть серию групп, направленных на поиски у себя различного рода психических заболеваний. Ассоциация «Биполярники» - https://vk.com/bipolarniki, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) - https://vk.com/okr_net, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) https://vk.com/ocd_club (сл. 13, 14, 15) Этому есть объяснение. Сейчас очень модно быть социопатом, хотя социопатия это вообще-то серьезное психическое расстройство, но оно сейчас подается не просто как норма, а даже как признак какой-то элитарности. А в медиасреде, особенно в кино, социопатия вообще идет основным посылом. Практически в любом современном фильме, особенно про супергероев, каждый герой социопат. Ну и помимо социопатии, в сети происходит в настоящее время романтизация различных психических болезней. Корни этого явления лежат в потребности быть уникальным, привлечь таким образом к себе внимание. Однако у этого явления есть также вредные последствия для развития психики подростка. Наличие каких-то особенных черт характера еще не говорит о психическом заболевании, однако культивирование их у себя действительно может привести к патологии.


Пропаганда насилия, и обесценивание чужой, и собственной жизни. Футбольный хулиган - https://vk.com/f_hooligan, 18+ https://vk.com/plohie_novosti_18, Медвежий фарш -https://vk.com/publicevilandlife, Архетип - https://vk.com/warrior_archetype (сл. 16, 17, 18). Это то, что любой ребенок сейчас видит повсеместно и каждый день. По телевизору, в фильмах, в играх, в соцсетях. Примеров можно приводить массу, но в этом нет смысла, вы все и так их все прекрасно знаете, потому как вы живете в точно такой же медиареальности. Плюс культ денег, который пропитал давно уже все сферы медиа, и в основе которого лежит перевернутая пирамида системы ценностей человека, где деньги и успех наверху, а жизнь и здоровье внизу. В рамках выступления особенно хочется остановиться на «околофутбольщиках». Околофутбольная субкультура зародилась в СССР в 1970-е годы. Тогда болельщики московского «Спартака» начали ездить с командой на выездные матчи, за их примером последовали болельщики других столичных клубов и ленинградского «Зенита». Уже тогда футбольные фанаты были в конфронтации с действующей властью, ими интересовались милиция и КГБ.

В эпоху перестройки футбольные фанаты получили больше свободы. В эти годы на стадионах появились речевки, песни, а в фанатской среде начал формироваться свой сленг. В основу российской околофутбольной традиции легли «замашки» английских футбольных хулиганов середины 1960-х.

В то время практически каждый футбольный матч в Англии заканчивался драками между фанатами. Болельщики таким образом «защищали честь клуба», а одержать победу на выезде считалось очень почетным.

Главными в околофутбольной тусовке считаются две категории фанатов - это так называемые «ультрас» и собственно сами футбольные хулиганы «хулс». Эти группы подчиняющихся негласному уставу имеют определенные обязанности и носят casual: вещи дорогих, чаще всего английских брендов. Именно с ними ассоциируется околофутбольная субкультура.

«Ультрас» - это те, кто приходит на стадионы с фаерами, баннерами и флагами и устраивает на трибунах целое шоу в честь любимой команды. «Ультрас» поддерживают команду независимо от исхода встречи, посещают все игры своего клуба, отстаивают клубные цвета и весь матч проводят на ногах.

Футбольные хулиганы на стадионе держатся вместе с «ультрас», а после матча идут драться «за клуб» - опять же вне зависимости от исхода матча. Именно схватки футбольных хулиганов или «хулс» можно увидеть в роликах на YouTube. Именно о них в 2013 году режиссер Антон Борматов снял о них фильм «Околофутбола». При этом «хулс» обычно не нападают на неподготовленных людей, а для драк выбирают отдаленные места - преимущественно за городом. Однако если обидеть одного фаната, на его защиту могут встать другие.


Сектантство. (сл. 20,21) JESUS TEAM - https://vk.com/team_jesus_ru, Бес сознания - https://vk.com/bes_pub.

Особого внимания заслуживают группы тех или иных сект. Множество христианских сект представлено в ВК. Однако на них подробно останавливаться не буду, тк они не пользуются большой популярностью у подростков. Скорее их фокусная группа – люди с несложившейся судьбой 40-50 лет. Для нас как профессионалов представляют наибольший интерес группы так называемых сатанистов. Это очень закрытые группы, они не «пускают» в свои ряды любопытствующих взрослых, проверяют аккаунты людей, которые отправили запрос на вступление в группу. «Восток страшится демонов, Запад с демонами водит хоровод… Наряду со смертельными и ярмарочными изобретениями Запад открыл, что существуют демоны… Они пляшут от радости, не подозревая, что их хороводов водит сатана». Это слова сербского святителя епископа Николая Велимировича, слова, сказанные в середине ХХ века. Они как никогда актуальны для сегодняшних реалий. С экранов телевизоров, в сети интернет активно используется околосатанистическая тема, она является очень привлекательной для подростков. Отдельные элементы сатанизма – ношение атрибутики, поклонение группам, в которых пропагандируется насилие и жестокость – стали частью подростковой субкультуры. Празднование Хэллоуина является своего рода введением в сатанизм для наших детей и подростков.

Причинами обращения подростков в сатанинские секты являются:

Протест против напускного христианства родителей

Неблагополучие в семье

Пассивное отношение родителей к факту участия их детей в секте

Психические патологии

Моральный кодекс сатаниста можно описать цитатой из «Книги закона» Алистера Кроули «Делай что хочешь, это должен быть весь закон». Любой человек, который подчиняется законам или командам из внешних источников (за исключением сатаны) делает так по своей слабости. Сатанисты пропагандируют высвобождение инстинктов при полном отсутствии уважения к другим людям. Религиозная философия сатанизма предлагает фактически то, что может оказаться мечтой подростка: «Сатана олицетворяет потворство вместо воздержания». Эгоизм, раздувание своего «я» за счет других является центральным посылом сатанистов.

Заключение. Интернет для детей и подростков привлекателен не только образовательными ресурсами, но и другими возможностями: коммуникации, поиска информации различного характера, отвлечения от реальных проблем в обучении, отношениях с людьми и т.п. Особую тревогу сегодня вызывает распространение рисков, связанных с использованием социальных сетей и других интернет-ресурсов для вовлечения несовершеннолетних в экстремистские и иные опасные группы и сообщества.


Существует множество подходов профилактики контентных рисков для подростков. Наиболее интересным представляется личностно-ориентированный подход, предполагающий использование педагогических и психологических средств для развития информационной культуры, медиаграмотности и «саногенного» (оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями путем рефлексии) мышления и поведения обучающихся, а также для развития личностных качеств, способствующих противостоянию аддиктивному поведению. Данный подход сочетается с неспецифической первичной профилактикой, включая разнообразные воспитательные и психологические мероприятия, развивающие навыки общения; «интеграцию виртуального и реального миров», когда подростки рассказывают друг другу и взрослым о своей жизни в интернете, а так же встречаются и общаются со своими виртуальными друзьями в реальности; включение подростков в различные реальные группы и содействие преодолению чувства одиночества; поддержку в преодолении трудностей в учебной деятельности, в общении и взаимодействии и т.п.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.