Выступление «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителя как фактор повышения эффективности учебного процесса»
Пояснительная записка к презентации
/data/edu/files/u1463156491.ppt (Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителя как)
Летом, когда окружают счастье и покой, многим педагогам о школе и об учениках и вспоминать не хочется. Другие продолжают готовиться к занятиям, даже не пытаясь отдохнуть.
Именно во время отдыха неплохо спокойно подумать и о том, как сделать работу после отпуска более комфортной. Чтобы она приносила радость, чтобы не было стремления поскорее все бросить и спрятаться от нее, сбежать, скрыться.
Как не сгореть на работе?
Синдром эмоционального выгорания у учителей
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машиниста, внимательности у исследователя и т.д.) или усиление определенных состояний (повышенная эмоциональность у актера, волевое усилие у тренера, сосредоточенность у авиадиспетчеров и т.д.).
Достаточно много требований к человеку предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в себе множество ролей. Не зря психотерапевт Владимир Леви изобразил удивительно точную схему, отображающую это ролевое разнообразие.
Такая разноплановость педагогической деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.
Стресс обозначает напряженное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних факторов (выполнение важной работы в сжатые сроки, высокая эмоциональная нагрузка при общении, тяжелая физическая работа и т.д.).
Важно осознавать, что стресс может играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффективность его деятельности, повышая вероятность возникновения состояния безразличия, скуки.
Какой стресс мы переживаем – конструктивный или деструктивный, – зависит от нашей чувствительности к высоким требованиям сложной жизненной ситуации, от наших возможностей противостоять трудностям, от длительности воздействия стресс-фактора. У каждого человека есть определенный «порог чувствительности к стрессу», и чем он выше, тем большие эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки он может выдержать. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается, усиливается и становится выше «порога чувствительности», то это начинает разрушительно действовать на человека.
Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Об одном из таких защитных механизмах, получившем не очень благозвучное название – синдром эмоционального выгорания (СЭВ), – и пойдет речь.
Что такое эмоциональное выгорание?
Выгорание – это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К. Фреденбергер в 1974 году при оценке работы специалистов, которые вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.
По словам психолога Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». Эмоциональному выгоранию подвержены люди, очень включенные в свою работу, отдающие ей эмоции, знания, время.
Этот профессиональный «запал» не приводит к негативному состоянию, если собственный вклад соответствует ожидаемому результату, моральному и материальному вознаграждению. В случае несоответствия вложенных усилий и полученных результатов могут возникнуть первые симптомы эмоционального выгорания.
В исследовании Р.А. Макаревича установлено, что большая часть рабочего дня (66,2%) учителей протекает в напряженной обстановке. Так как педагоги часто испытывают состояние стресса, то они в значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания.
Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение, а следовательно, и способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Обобщение результатов исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования.
Личностные |
Ситуативные требования |
Профессиональные требования |
Переживание несправедливости |
Социальное сравнение и оценки других |
Сложные взаимодействия |
Хроническое переживание одиночества |
Несправедливость, неравенство взаимоотношений |
Эмоционально насыщенное деловое общение |
Переживание социальной незащищенности |
Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными |
Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
Переживание социально-экономической нестабильности |
«Трудные» ученики |
Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
Переживание социальной и межличностной изоляции |
Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура |
Поиск новых решений |
Неконструктивные модели преодолевающего поведения |
Внутрифирменные и межличностные конфликты |
Высокая ответственность за дело и за других |
Высокая мотивация власти, высокая аффи-лиация |
Ролевые конфликты, ролевая неопределенность |
Самоконтроль и волевые решения |
«Трудоголизм» |
Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки |
Неинтересная или нелюбимая работа |
Низкая самооценка |
Перегрузки |
Бюрократизм и «бумажная» работа |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач |
Недогрузки |
Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания |
|
|
Факторы риска
Синдром эмоционального выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу.
Как и любое психическое явление, состояние эмоционального выгорания для самого человека не может идти только под каким-то определенным знаком – минус или плюс.
Да, это состояние защищает человека от эмоционального и физического перенапряжения за счет отключения эмоционального реагирования на внешние психотравмирующие воздействия.
Однако подобная экономия сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей и отношениях с другими людьми. Человек, у которого в профессиональной деятельности развились симптомы психического выгорания, не только разрушает собственную личность и здоровье, но может причинить вред тем людям, которые обращаются к нему за помощью.
эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. В коллективе происходит «эмоциональное заражение». Если в организации есть выгорающий работник, то его негативность довольно быстро передается другим работникам.
Симптомы эмоционального выгорания
Признаки проявления СЭВ
Развивается это состояние по стадиям, словно шагает по ступеням.
Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.
Стадия деперсонализации. Деперсонализ́ация — состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я». Больным кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре.
Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое?.. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки». Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.
Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.
1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.
2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.
4. Интеллектуальное состояние – падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.
Роль индивидуальных особенностей учителя
в развитии или блокировании СЭВ
Вопрос о внутренних резервах педагога, о его способах совладать с трудными профессиональными ситуациями с большим интересом изучается и самими педагогами, и психологами. Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?
1. Рассмотрим фактор «личностной выносливости» – способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.
Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу. Осознавая это, учителю важно уметь регулировать силу внешнего воздействия и собственную эмоциональность в ответ на эти внешние воздействия. Знаю учительницу, которая любой спокойный разговор с детьми или обращение к ним по какому-то поводу превращает в эмоциональный диспут или громкие поучения, а потом страдает от упадка сил, раздражительности, бессонницы.
2. Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и тенденцией человека объяснять причины своих успехов и неудач. Люди, склонные приписывать все происшедшее с ними случайным обстоятельствам или деятельности других людей, более подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем люди, принимающие ответственность за все свои успехи и неудачи.
3. Выявлено, что феномен эмоционального выгорания связан с тактикой поведения учителя в трудной профессиональной ситуации. Так, учителя, использующие стиль поведения в трудной ситуации, который связан с анализом проблемы, активным поиском решения, опорой на прошлый опыт, планированием и исполнением действий, распределением времени, контролем ситуации, саморегуляцией и мобилизацией усилий, мало подвержены эмоциональному выгоранию.
Эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается у педагогов, для которых преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, чувство раздражения и беспомощности.
4. Эмоциональному выгоранию чаще подвержены честолюбивые трудоголики, нетерпимые к своим и чужим слабостям, жестко контролирующие ситуацию. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов. Американские кардиологи обнаружили, что именно такие люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, в отличие от спокойных, методичных, терпимых к другим людям и к разнообразным событиям, способных дать себе поблажку. Они предложили дать разным моделям поведения людей названия «тип «А» и «тип Б».
Итак, представители типа А реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б.
Конечно, поведение типа А не всегда приводит к эмоциональному выгоранию, такое поведение мы часто встречаем у преуспевающих, довольных жизнью людей. Однако при негативных внешних условиях и отсутствии должного самоконтроля такой тип поведения – прямая дорога к эмоциональному выгоранию.
С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?
Инструкция:
Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:
1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно?
2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности?
3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете?
4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?
5. Пребываете ли вы в постоянной спешке?
6. Трудно ли вам терпеливо ждать?
7. Склонны ли вы скрывать свои чувства?
8. Вы говорите выразительно и громко?
9. Трудно ли вам доверять часть работы другим?
10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.?
11. Раздражают ли вас бездельничающие люди?
12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение?
13. Трудно ли вам понять интересы других людей?
14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой?
15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?
Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения Б.
Определенные изменения в поведении людей типа А важны, если они хотят избежать связанных со стрессом заболеваний. Можно сознательно перенимать некоторые характеристики типа Б, например, упорядоченность своих действий, более терпимое отношение к другим людям и обстоятельствам.
Профилактика синдрома
эмоционального выгорания
Обращаем внимание на три основных фактора: на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень своего здоровья (индивидуальный уровень).
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно предотвратить возникновение СЭВ, или снизить его, если синдром уже проявляется:
• определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
• использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
• профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
• эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
• умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Отчего мы устаём? Одну треть собственной энергии мы тратим на ненужные напряжения мышц. Напряжены должны быть только те мышцы, которые нужны, и ровно настолько напряжены, насколько это необходимо. Рисунок мышечных напряжений и зажимов – это портрет нашего «Чёрного человека», мозаика наших невезений и бед. Все наши эмоции «записываются» на жёсткий диск нашего «биокомпьютера»: ритме дыхания, режиме кровоснабжения, напряжении, расслаблении или движении мышц. Но именно негативные, отрицательные переживания «записываются» нашим телом как мышечные напряжения и зажимы. Мышечные зажимы – это капсулы, несущие наши страхи и неврозы, смешные и слабые черты нашего характера. Стоит потратить некоторое время, силы и энергию, чтобы последить за своими зажимами, воспитать внутри себя контролёра и научиться сбрасывать все тонические напряжения, которые в данный момент вам не нужны.
Вторая треть энергии тратиться на ненужные и неприятные эмоции- на расстройства и огорчения, ожидания возможных и невозможных неприятностей, беспокойства, тревоги и страха, плохое настроение, излишнюю спешку, нервозность. Если эти эмоции представить в виде живых существ, то основной их чертой будет зверский аппетит, а питаются эти существа нашей энергией.
И, наконец, последняя треть утекающей энергии расходуется на разнообразную мелочёвку: на постоянно появляющиеся, но ненужные вам дела, на интересы, мечты, мышлению - болтовню и просто трёп. Болтовня – это тоже интерес, но особый, и вполне достоин отдельного упоминания. У нас очень своеобразная культура: с человеком незнакомым неприлично заговорить, со знакомым неприлично молчать. Болтовня это ритуал, пожирающий время и силы. Поэтому иногда нужно разрешать себе быть молчаливым, практиковать внутреннее молчание.
Строй мышления, способ осмысления жизни - вот что определяет наши радости и печали, мелодию наших переживаний.
Жизнь это поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды. Только после наших интерпретаций события приобретают то ли иное – положительное или отрицательное – значение. Всё относительно и мы сами выбираем, а наши переживания это результат нашего выбора.
Даже серое небо для человека, видящего его в последний раз, - бесценно и священно. Рядовая помойка для космонавта, много месяцев не видящего родной земли, - радостное зрелище.
Мир живой, а наши понятия о нём мёртвые. Что мы видим мир или свои понятия? Мы знаем, что небо голубое, а трава зелёная. Мы знаем лишь свои мыслеформы, осознаём мысли, забывая о том, что мир живой, а мысль мертва, она лишь отражение реальности.
Например: «запела птица». Не говорите себе «запела птица», а послушайте её пение без мыслей и без слов.
Человек, погружённый в своё состояние, не может управлять собой. Что бы чем-то управлять надо быть «не-этим». «Разотождествитесь» со своими эмоциями, поймите, что они и вы-не одно и то же. Например: есть «я» и есть моё раздражение. Мы и наше раздражение и любая эмоция- это две разные сущности, но только тогда, когда мы об этом думаем. Пока мы не заметили изменения своего состояния (пришла усталость, возникли обида, раздражение или страх), вы беззащитны перед этим. А всё, что нужно, - это видеть. Не старайтесь даже ничего исправить: просто смотрите на то, что происходит с вами и в вас, замечайте осознавайте это. Образно говоря, тучи пройдут и останется голубое небо.
Когда эмоции вас уже захлестнули, бороться с ними трудно. Первые же всплески, вовремя замеченные, погасить несложно. Не дожидайтесь, пока «враг» окрепнет, реагируйте своевременно.
Всю нашу жизнь сопровождают кризисы. Кризисы естественны, как болезнь роста. Никогда не нужно забывать, что кризис пройдёт, а жизнь останется.
Наше настроение, это дело нашего выбора. Склонным быть рациональным – простой вопрос: «Зачем переживать плохое». Научитесь видеть хорошее. «В одно окно смотрели двое: один увидел дождь и грязь, другой листвы зелёной вязь, весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое.
Технология нейтрализации отрицательных эмоций:
1. Осознать-почувствовать-заметить.
2.Принять (эмоцию и себя) со знаком плюс, приласкать, погладить, не злиться на себя и на эмоцию.
3. Внимательно посмотреть на свои эмоции и они начнут утихать.
4. Разобраться откуда что идёт.
5. Если позволяет обстановка, выплеснуть переживания на бумагу, записать всё , что по этому поводу переживаешь и всё что по этому поводу думаешь.
6. Сбросить мышечные зажимы, в первую очередь с живота и лица. Если позволяет обстановка, продышать эмоцию.
Технология бесконфликтного общения.
Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой.
Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше вас это будет это задевать и раздражать, тем талантливей вы как собеседник. Примите его таким, каким он есть.
Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился, а когда это произойдёт, не скрывайте этого. Дарите ему знаки симпатии и уважения.
Стиль, манера общения – чем больше в этом будет у вас сходства с собеседником, вплоть до темпа речи, интонации и тембра. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружиться у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо лицемерить, но можно и нужно отучить себя от вредной привычки противоречить по любому поводу. Напротив, приучите себя находить то, что вас сближает.
Настройте собеседника на нужную вам волну. Он грустит зря и бессмысленно, погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу – разделите его негодование, а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что его возмущает. Не нагнетайте напряжённость. Смотрите на окраску каждого слова и все грязные, ядовитые, дерущиеся, пачкающиеся – выбрасывайте. Зачем загрязнять пространство?
Не кидайте в собеседника булыжники. Лучше задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре обидных преувеличений, навешивания ярлыков и крайностей. Если собеседница начинает разговор на уровне: «Вот, все мужчины…», собеседнику, как правило, хочется ответить аналогичным и не менее ударным: «А все женщины…»
Без нужды не задевайте. Понравиться ли вам общение, в котором собеседник всё время лезет на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать своё превосходство, делает, по сути, то же самое. Что бы этого не случилось, стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечения, идеалы и ценности.
Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Это касается юмора. Юмор бывает разный. Есть юмор абстрактный, про жизнь; от него будет всем весело и никому не будет обидно. Но один из самых распространённых и одновременно самых опасных видов юмора – юмор, направленный на другого. Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Если вам дорого хорошее настроение, своё и окружающих, прежде чем отпустить шутку, подумайте о последствиях.
Не спорьте. Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, и способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду – достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак не зрелости. Не спорьте по мелочам. Избегайте категоричности, особенно возражая. Поставьте себе за правило обходиться без резкостей. Исключите жёсткие оценочные суждения и ярлыки, высмеивание и доведение мысли собеседника до абсурда.
Касимова Людмила Михайловна