Планирование и письменное представление урока (технология критического мышления)
Время |
Этап |
Вопросы |
До урока |
Мотивация |
– Что дает этот урок? Каким образом урок способствует развитию критического мышления? – Как урок связан с другими предметами, которые изучают ученики? Как он соотносится с теми навыками, которые приобрели ученики? – Как урок будет способствовать дальнейшему прогрессу учащихся в этой дисциплине? – Как урок связан с личным опытом учащихся, с их интересами? – Насколько урок скажется на их взглядах, на последующей деятельности? – Какую информацию для учащихся содержит урок? – Как следует построить урок, чтобы он вызвал живой, личностный отклик? – Что в содержательной части урока может вызвать неоднозначную реакцию, не только согласие, но и отторжение? – Имеет ли тема данного урока выход на другие дисциплины? – Каким образом можно использовать этот урок для развития исследовательских, аналитических и дискуссионных навыков, применимых в других областях? – Какие тематические аспекты урока могут вызвать у учащихся дальнейший интерес? |
Цели и задачи |
– Какие знания и навыки приобретут учащиеся на уроке? – Как учащиеся этими знаниями и навыками распорядятся? |
|
Оценка |
– Каким образом можно определить полученные учащимися знания и навыки? – О чем свидетельствуют выставленные учащимся оценки – о том, что учащиеся осваивают содержание урока или о том, что учащиеся учатся думать, адекватно воспринимают процесс обучения? – Какие мыслительные навыки мы прививаем учащимся? Откуда мы знаем, что эти навыки отвечают нашим требованиям? – Какие методические приемы и в том числе изучение групповой деятельности должны освоить учащиеся? Откуда мы знаем, что они освоили эти приемы в соответствии с нашими требованиями? |
|
Распределение времени и наличие учебных материалов |
– В каких пропорциях распределяется время на виды учебной деятельности на уроке? – Как распределение времени и наличие учебных материалов сказываются на работе в классе? – Имеются ли в наличии специальные тесты и другие материалы, необходимые для работы в классе? |
Время |
Этап |
Вопросы |
Приемы |
Собственно урок |
Вызов |
– Как научить учащихся формулировать цели и задачи обучения? – Как настроить учащихся на тему урока? – Как вызвать любопытство учащихся? – Как напомнить им то, что они знали до урока? – Как приучить их точно формулировать вопросы по теме? |
Подсказка. Наводящие вопросы. «Покопаемся в памяти». Классификация. Кластеры. Предсказание. Ключевые слова. З – Х – У Свободное сочинение. |
Осмысление содержания |
– Каким образом учащиеся осмысливают содержание урока? – Каким будет по содержанию и форме сообщение? – Какой по содержанию и форме будет демонстрация? – Что должны делать учащиеся для осмысления содержания? |
ИНСЕРТ. Двухчастный дневник. Трехчастный дневник. Взаимное обучение. Группы совместного обучения. Перекрестная дискуссия. Вспомогательные пособия. Альтернативные источники. |
|
Рефлексия. |
Вопросы по тексту. Обзор дневников. Дискуссия «совместный поиск». Перекрестная дискуссия. «Последнее слово за мной». Общеклассная полемика. Эссе (10 минут). З – Х – У ИНСЕРТ. |
Время |
Этап |
Вопросы |
Приемы |
После урока |
Внеклассная работа |
– Освоение каких дополнительных методик и областей знания предполагает этот вид деятельности? – Как можно использовать эти процессы на следующей ступени обучения? – На какие вопросы еще предстоит ответить? – Что делать по окончании занятия? |
Интервью. Самостоятельные изыскания. Домашнее сочинение. Стилизация (работа в стиле автора). «Информационный бюллетень». Инсценировки. Опрос. Сбор информации. Экстраполяция. |
Лихина Елена Викторовна