Контрольная работа "Лексика и фразеология. Лексические нормы"

1
0
Материал опубликован 20 January

Контрольная работа за 1 полугодие

Лексика. Лексические нормы

Вариант 1


ЗАДАНИЕ № 1

1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В журнале «Новый мир» (1973, № 8–11) были фрагментарно написаны выдержки из романа «Сандро из Чегема» объёмом 240 журнальных страниц.


2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Главный герой рассказа «Уроки французского» уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле связывает концы с концами, заболевает малокровием.


3.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что применение фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом.


4.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были ещё неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.


5.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В сюжете произведений А. П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.



ЗАДАНИЕ № 2

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Тишину разорвал показавшийся особенно громким чей-то тяжёлый ВЗДОХ.

На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали министры иностранных дел из пяти государств.

ВЫБИРАЯ профессию, важно ориентироваться на собственные предпоч­тения, а не на мнимый престиж той или иной специальности.

Длительный отдых на берегу моря оказал на меня БЛАГОТВОРНОЕ влияние.

Гошу все считали УДАЧНЫМ бизнесменом, однако сам он был убеждён, что ему не хватало предпринимательской хватки.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделен­ному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

С 1 января ПЛАТА за проезд снова увеличится.

Часть спальни родители ОТГОРОДИЛИ большим книжным шкафом и создали там уютный уголок для чтения.

На скамейке лежал ОТРЫВОК газеты с карандашными пометками, который отчего-то заинтересовал Егора.

При покупке пылесоса мне забыли поставить печать на ГАРАНТИЙНОМ талоне.

Пётр на полгода уехал в глухую тайгу, ОТРАСТИЛ волосы и бороду, так что, когда он вернулся, мы не сразу узнали его.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

«Вот что значит опыт работы и ЖИТЕЙСКАЯ мудрость начальника!» – думал Звягинцев.

Аппетит у выздоравливающего Галямина был ЗВЕРСКИЙ.

В ЕДИНИЧНОМ явлении художник видит черты типического.

Из-за сложностей производства и хранения мороженое долгое время оставалось редким лакомством, пока в 1920-х годах не появились первые настоящие МОРОЗИЛЬНЫЕ камеры.

Верхоплавки – очень ПУГАНЫЕ рыбки: достаточно лёгкой ряби на воде, чтобы их стайка бросилась врассыпную.

Запишите подобранное слово.


4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Я не знал, как мне ВОСПОЛНИТЬ утрату.

В СОСЕДНЕМ подъезде установили новый лифт.

В такой среде активно размножаются МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ грибы.

Генетические открытия убеждают нас в том, что ОТЛИЧИЯ между известными типами органов зрения не так велики, как казалось прежде.

Обе попытки оказались НЕУДАЧНЫМИ.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Уже в ранних картинах этого мастера рождается ЦЕЛОСТНЫЙ образ реальной жизни.

ЗАЧИНАТЕЛЕМ традиции праздновать каждое Рождество в новом городе была моя тётушка, которая очень любила путешествовать.

Помню, тем летом стояла невыносимая жара, началась ЖЕСТОКАЯ засуха.

При необходимости нужно использовать ОРГАНИЧНЫЕ удобрения.

ОБВИНИТЕЛЬНАЯ речь Егора Петровича была чрезвычайно убедительной.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.

ЗАДАНИЕ № 3

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Выпишите это слово.


1.
 Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.


2. В спектакле Орловского драматического театра «Воительница» роль Домны Платоновны исполняла известная столичная московская актриса Вера Васильева.

3. Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

4. Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа Горького изгоем.


5. Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.





ЗАДАНИЕ № 4

Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.
Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1.Исчезнуть а) сломя голову

2.Постепенно б) водой не разольёшь

3.Обдумать в) спустя рукава

4.Неторопливо, вяло г) чудеса в решете

5.Проучить, наказать д) как сквозь землю провалился

6.Сплетничать е) пораскинуть умом

7.Необыкновенно ж) как сонная муха

8.Небрежно з) чесать языком

9.Стремительно и) шаг за шагом

10.Неразлучны к) показать, где раки зимуют


ЗАДАНИЕ № 5

1.Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(15) Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.

Ответ: ______________________________

2.Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь! (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло.

Ответ: _______________________________

3. Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

Ответ: _______________________________

4.Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(9) Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд.

Ответ: __________________________________

5. Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(31) Шесть ко­пе­ек я вам зав­тра за­не­су или в конце кон­цов при­шлю.

Ответ: ___________________________________






















Контрольная работа за 1 полугодие

Лексика. Лексические нормы

Вариант 2

ЗАДАНИЕ №1


1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Изучая архивные материалы, писатель подчас узнаёт и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.


2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки почти во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».


3.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Тем не менее судьбы героев романа «Отцы и дети» продолжают возбуждать в современном читателе подлинный неподдельный интерес.


4.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И. А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.


5.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первая премьера пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» состоялась 19 апреля 1836 года в Александрийском театре.


ЗАДАНИЕ №2

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Мучительно не хватало мне БЫЛОЙ самоуверенности.

Хочется особенно подчеркнуть это РАЗЛИЧИЕ нашего исторического опыта от опыта родины писателя.

Дядя был очень жёстким и НЕТЕРПИМЫМ к чужим слабостям.

Под ПОПУЛИСТСКИМИ лозунгами количество невыполнимых обещаний становилось всё больше и больше.

При своей внешности и таланте Дина была ДОВЕРЧИВА и простодушна.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Колледж стал ДИПЛОМАТОМ IV Всероссийского конкурса воспитательных и образовательных учреждений.

По-юношески беспечные и ИРОНИЧНЫЕ, мы относились к этому несерьёзно, шутили, воспринимали всё как игру.

При ВЫРАЩИВАНИИ таких растений на дно горшка обычно кладут большой слой керамзита.

ДИКТАТ традиций оказался очень силён.

При синдроме хронической усталости вспышки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ связаны с болезненным переживанием своего состояния.

Запишите подобранное слово.


3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.

Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.

В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.

Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Она была женщиной ЭКОНОМНОЙ и управляла поместьем, как небогатый правитель своим маленьким царством: мудро, расчётливо, кропотливо, при этом деспотически и на феодальных началах.

Люди мы простые, коллектив у нас крепкий, ДРУЖНЫЙ.

Институт ПЕРЕТЕРПЕЛ к тому времени реорганизацию и сокращение.

В жизни Караваева наступил тот период, когда нужно было вкладывать, не получая никакой ОТДАЧИ.

Они были одинакового роста, и можно было подумать, что это беседуют отец, приехавший из провинции, и его ПРОСВЕЩЁННЫЙ сын.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Запишите подобранное слово.


5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Наш новый сотрудник оказался КОРЕНАСТЫМ мужчиной лет сорока.

Перед началом тренировки сделайте несколько глубоких ВДОХОВ, чтобы успокоиться и настроить себя на нужный лад.

Этим он ОПЛАТИЛ мне за то, что я кормил его от рождения, дал одежду, оружие и учил всему, что должен знать человек.

Появился этот юноша, можно сказать, при РОМАНТИЧЕСКИХ обстоятельствах.

Небритость переходила в буроватую растительность, так что можно было заняться ОТРАЩИВАНИЕМ бороды.

Запишите подобранное слово.


ЗАДАНИЕ № 3

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Выпишите это слово.

1. Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

2. Жители маленькой иркутской деревушки еще долго будут вспоминать эту жестокую стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.


3. Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.

4. Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.


5. Модель экономического роста страны, учитывающая современные действительные реалии, должна обеспечить решение важнейших социальных задач.




ЗАДАНИЕ № 4

Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.
Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1.Исчезнуть а) сломя голову

2.Постепенно б) водой не разольёшь

3.Обдумать в) спустя рукава

4.Неторопливо, вяло г) чудеса в решете

5.Проучить, наказать д) как сквозь землю провалился

6.Сплетничать е) пораскинуть умом

7.Необыкновенно ж) как сонная муха

8.Небрежно з) чесать языком

9.Стремительно и) шаг за шагом

10.Неразлучны к) показать, где раки зимуют


ЗАДАНИЕ №5

1. Из пред­ло­же­ния 12-14 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Это дело чести...(13)Ро­ма­нов Ф. С., мл.сер­жант, — про себя читал я. (14)Са­ля­мов М., ря­до­вой, Сань­ко А. Д., ря­до­вой...

2.Из пред­ло­же­ний 1–6 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

Ино­гда к дяде Коле при­хо­дил в гости сель­ский ап­те­карь. (2)Звали этого ап­те­ка­ря Ла­за­рем Бо­ри­со­ви­чем. (3)С пер­во­го взгля­да это был до­воль­но стран­ный ап­те­карь. (4)Он носил сту­ден­че­скую ту­жур­ку. (5)На его ши­ро­ком носу едва дер­жа­лось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Ап­те­карь был ни­зень­кий, ко­ре­на­стый и очень яз­ви­тель­ный че­ло­век.

3.Из пред­ло­же­ния 12 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(12) Счи­тая, что в фор­ми­ро­ва­нии гря­ду­щих по­ко­ле­ний те­ле­ви­зо­ры иг­ра­ют не первую роль, я всё же од­на­ж­ды на­пи­сал ста­тью «Тво­рец или зри­тель?» в том смыс­ле, что если рань­ше в де­рев­не пели сами, то те­перь толь­ко слу­ша­ют, как поют, если рань­ше пля­са­ли сами, то те­перь толь­ко смот­рят, как пля­шут, и так далее, то есть вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся по­сте­пен­но по­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к ис­кус­ству вме­сто ак­тив­но­го, жи­во­го, твор­че­ско­го.

4.Из пред­ло­же­ния 38 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

(38) А потом, когда я уже спу­стил­ся в метро, у меня вдруг как будто серд­це обо­рва­лось.

5.Из пред­ло­же­ния 25 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

(25) Нет муд­ро­сти в том, что кто-то, за­ви­дев пре­крас­ное, бро­са­ет­ся к нему, при­со­еди­ня­ет к себе и де­ла­ет своей соб­ствен­но­стью: эта соб­ствен­ность не­ми­ну­е­мо рано или позд­но сде­ла­ет его своим рабом.























Шкала оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл

«5» - 43 – 50 баллов

«4» - 33 – 42 балла

«3» - 25 – 32 балла

«2» - 0 – 24 балла


Ответы:

Вариант 1

Задание № 1

1 – опубликованы, 2 – сводит, 3 – использование, 4 – нового (или будущего), 5 – играли

Задание № 2

1 – удачливым, 2 – обрывок, 3 – пугливые, 4 – различия, 5 – органические

Задание № 3

1 - весёлом, 2 - столичная <или> московская, 3 - правильное, 4 - надменное, 5- рода

Задание № 4

1 – д, 2 – и, 3 – е, 4 – ж, 5 – к, 6 – з, 7 – г, 8 – в, 9 – а, 10 – б.

Задание № 5

1.Открыть глаза.

2.Во весь дух.

3.Мороз по коже.

4.За тридевять земель.

5.В конце концов.

Вариант 2

Задание №1

1 – придавал, 2 – предшествующих, 3 – подлинный (или неподдельный), 4 – принесли, 5 – первая.

Задание №2

1– отличие, 2 – дипломант, 3 – эффективность, 4 – претерпел, 5 – заплатил.

Задание №3

1 - первой, 2 - студёную, 3 - глубокая, 4 - колючими, 5 - действительные

Задание № 4

1 – д, 2 – и, 3 – е, 4 – ж, 5 – к, 6 – з, 7 – г, 8 – в, 9 – а, 10 – б.

Задание № 5

1.Дело чести.

2.С первого взгляда.

3.Играть роль.

4.Сердце оборвалось.

5.Рано или поздно

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.