Контрольная работа по химии «Химические реакции в растворах» (9 класс)
Учебно-методический материал.
Контрольная работа по химии «Химические реакции в растворах»
Маланина Е. А., учитель химии
МБОУ Одинцовская гимназия № 13, Московская область
Пояснительная записка
УМК
Авторская программа О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О. С. Габриелян, С. А. Сладков. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Габриеляна О. С.7, 8-9 классы – М.: Просвещение, 2019).
Рабочая Учебник «Химия -9», Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., издательство Просвещение, 2019
Назначение диагностической работы
Работа предназначена для определения уровня усвоения учащимися 9-х классов предметного содержания курса химии основной школы, который изучается в 9 классе на момент проведения контрольной работы
– глава 1 «Повторение и обобщение сведений по курсу 8-го класса»,
– глава 2 «Химические реакции в растворах электролитов»,
а также для оценивания уровня освоения основных видов учебной деятельности, формируемых на данном этапе изучения предмета.
Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование/
При проведении контрольной работы предусматривается использование учащимися:
непрограммируемого калькулятора;
Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева
Таблицы растворимости кислот, оснований, солей
Электрохимический ряд напряжений металлов
Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
Содержание и структура диагностической работы
Комплект содержит два варианта. Каждый вариант состоит из 12 заданий: 10 задания выбором двух правильных ответов из пяти и 2 задания с развёрнутым ответом. Содержание контрольной работы охватывает основной учебный материал курса химии, изученный к моменту проведения работы.
Проверяемые умения и знания
Таблица 1
Блоки проверяемых умений | Содержание |
Знать/понимать | сущность теории электролитической диссоциации |
Уметь определять/ классифицировать | основные классы неорганических соединений: оксиды, гидроксиды, соли. электролиты (сильные и слабые), неэлектролиты типы химических реакций: число исходных и образующихся веществ, по тепловому эффекту реакции, наличие катализатора, по изменению степени окисления атомов, по агрегатному состоянию веществ, по обратимости процесса. |
Уметь составлять | молекулярные уравнения химических реакций полные и сокращенные ионные уравнения. |
Уметь объяснять | процесс диссоциации электролитов химические свойства основных классов неорганических соединений в растворах взаимные превращения основных классов неорганических соединений |
Вычислять | задачи на скорость химической реакции, определять физические величины (скорость, время, концентрация реагирующего вещества) на основании условия задания. |
Система оценивания
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом.
Таблица 2.
Задания | Количество баллов | Всего |
№ 1-9 | 1 балл | 9 баллов |
№ 10 | представлен полный и верный ответ на решение задачи – 1 балл | 1 балл |
№ 11 | составлено молекулярное уравнение, за каждое уравнение – 1 балл для соответствующего превращения составлено полное ионное и сокращенное ионное уравнения – 1 балл | 4 балла |
№ 12 | составлено молекулярное уравнение, за каждое уравнение – 1 балл | 2 балла |
Максимальный балл за всю работу – 16 баллов.
За выполнение контрольной работы учащиеся получают школьные оценки по пятибалльной шкале.
Оценка:
5 «отлично»: правильных ответов от 15 баллов
4 «хорошо»: правильных ответов от 12 баллов
3 «удовлетворительно»: правильных ответов от 7 баллов
2 «неудовлетворительно»: правильных ответов от 0 баллов
Ответы
Таблица 3.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
35 | 14 | ||
24 | 35 | ||
14 | 14 | ||
45 | 23 | ||
15 | 34 | ||
23 | 23 | ||
34 | 35 | ||
35 | 14 | ||
25 | 15 | ||
12 | 2,4 | ||
BaO → Ba(OH)2 → BaCl2 → BaSO4 BaO + H2O → Ba(OH)2 Ba(OH)2 + 2HCl → BaCl2 + 2H2O BaCl2 + K2SO4→ 2KCl + BaSO4 ↓ Ba2++2Cl-+2K+ +SO42-→2K+ +2Cl-+BaSO4↓ Ba2+ + SO42-→ BaSO4 ↓ | H2S → SO2 → K2SO3 → CaSO3 2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O SO2 + 2KOH → K2SO3 + H2O K2SO3 + CaBr2→ CaSO3↓+ 2KBr 2K++SO32-+Ca2++2Br-→CaSO3↓+2K++2Br- SO32-+Ca2+-→CaSO3↓ | ||
(возможные примеры) AgNO3 + NaCl → AgCl↓ + NaNO3 2HCl + K2CO3 → H2O + CO2↑ + 2KCl | (возможные примеры) HCl + NaOH- → H2O + NaCl ZnSO4 + 2KOH- → Zn(OH)2↓ + K2SO4 |
Контрольная работа по химии – 9 класс
Тема «Химические реакции в растворах»
Вариант 1
Укажите формулы двух амфотерных гидроксидов:
Fe(OH)2
CaCl2
Zn(OH)2
NaOH
Al(OH)3
Укажите формулы двух кислотных оксидов:
N2O
SO3
ZnO
P2O5
MgO
Укажите две гетерогенные реакции:
6Li + N2→ 2Li3N
NaOH + HCl → NaCl + H2O
N2 + O2 → 2NO
3Fe + 2O2 → Fe3O4
Zn + S → ZnS
Укажите две реакции, которые являются окислительно-восстановительные:
BaO + CO2 → BaCO3
KOH + HBr → KBr + H2O
CaO + H2O → Ca(OH)2
2H2O2 → 2H2O + O2
2Al + 3I2 → 2AlI3
Укажите названия двух сильных электролитов:
бромид натрия
плавиковая кислота
азотистая кислота
гидроксид цинка
сульфат магния
Укажите формулы двух электролитов:
SO2
Cu(OH)2
Li2SO4
C6H12O6
NaH
Укажите, при диссоциации 1 моль, каких двух электролитов образуется одинаковое количество катионов и анионов:
K3PO4
Ba(OH)2
LiBr
KNO3
Fe2(SO4)3
С какими двумя из перечисленных веществ будет взаимодействовать нитрат меди (II):
Fe2O3
HNO3
Ba(OH)2
HCl
K2S
С какими двумя из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития.
CaO
H2SO4
ZnBr2
KOH
H2O
Скорость химической реакции равна 0,05 моль/л*с. Определите за какое время произошла реакция, если концентрация реагирующего вещества А изменилась на 0,6 моль.
Осуществите превращения, составьте молекулярные уравнения, для третьего превращения составьте полное и сокращенное ионное уравнение:
BaO → Ba(OH)2 → BaCl2 → BaSO4
Приведите примеры молекулярных и полных ионных уравнений, соответствующие данным сокращенным ионным уравнениям:
Ag+ + Cl- → AgCl ↓
2H+ + CO32- → H2O + CO2 ↑
Контрольная работа по химии – 9 класс
Тема «Химические реакции в растворах»
Вариант 2
Укажите формулы двух гидроксидов:
HNO3
Li3PO4
Fe2O3
Be(OH)2
K2O
Укажите формулы двух основных оксидов:
CO2
NO
MgO
Al2O3
Na2O
Укажите из перечисленных уравнений две реакции замещения:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
H2SO4 + MgO → MgSO4 + H2O
H2 + F2 → 2HF
Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O
2HgO → 2Hg + O2
Укажите две реакции, которые являются экзотермическими:
Cu(OH)2 → CuO + H2O
C + O2 → CO2
2Mg + O2 → 2MgO
CaCO3 → CaO + CO2
MgSO3 → MgO + SO2
Укажите из перечисленных вещества формулы двух слабых электролитов:
серная кислота
нитрат серебра
фосфорная кислота
сероводородная кислота
сульфат железа (III)
Укажите из перечисленных вещества формулы двух неэлектролитов:
FeCl2
P2O5
Al4C3
Ca(OH)2
MgCO3
Укажите, при диссоциации 1 моль, каких двух электролитов образуется 2 моль катионов:
ZnCl2
AgNO3
Cr2(SO4)3
KClO3
Na2MnO4
С какими двумя из перечисленных веществ будет взаимодействовать сульфат железа (II):
BaCl2
HNO3
P2O5
KOH
ZnO
С какими двумя из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид углерода (IV).
BaO
HClO3
Na3PO4
AgCl
NaOH
Скорость химической реакции равна 0,3 моль/л*с. Определите как изменилась концентрация реагирующего вещества Б, если реакция произошла за 8 с.
Осуществите превращения, составьте молекулярные уравнения, для третьего превращения составьте полное и сокращенное ионное уравнение:
H2S → SO2 → K2SO3 → CaSO3
Приведите примеры молекулярных и полных ионных уравнений, соответствующие данным сокращенным ионным уравнениям:
H+ + OH- → H2O
Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2 ↓