Урок по химии для 8 класса по теме «Типы химических реакций: Реакции соединения»
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока по химии для 8 класса учителя Яременко В. И. по теме:
«Реакции соединения»
План-конспект урока "Реакции соединения"
DOC / 68.5 Кб
Карточки к уроку
DOC / 36.5 Кб
Опорный конспект
DOCX / 12.7 Кб
Проверочная работа
DOC / 39 Кб
Презентация к уроку "Реакции соединения"
PPT / 1.07 Мб
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемно-исследовательский с использованием активных форм обучения
Цель урока: познакомить учащихся с новым типом химической реакции
Задачи урока:
- Развивать у учащихся способность легко различать типы химических реакций: соединения и разложения
- Закрепить знания учащихся о химических уравнениях, умения применять закон сохранения массы веществ при расстановке коэффициентов.
- Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, способствовать снятию напряженности при ответах в присутствии «гостей»
- Включить элементы опережающего обучения последующего усвоения нового типа реакции – реакции замещения и генетической связи.
Оборудование урока: ММУ, презентация, мел, доска, раздаточный материал, плакат по ТХБ, спиртовка, спички.
Реактивы: Фосфор, лакмус, м/о, медная проволока,
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность |
Слайды |
1. Вход в урок 4 мин.
|
Приветствие, проверка присутствующих, решение анаграммы, установка темы и цели урока, знакомство с опорным конспектом.
|
|
Знакомство с целью урока |
Сегодня мы с вами познакомимся с новым типом химической реакции. Вспомним и повторим ранее изученные реакции разложения. Постараемся показать свои умения, расставить коэффициенты, и, конечно же, наш урок не обойдется без химического эксперимента. Уверена, многое вы уже умеете, если что-то позабыли – я помогу вам. Надеюсь, вы легко справитесь с поставленной задачей. |
|
Девиз |
Наш урок мы проведем под девизом: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я действую – я понимаю». Так гласит китайская мудрость. Ну что ж, за работу! |
Слайд 1 |
Актуализация |
А тема урока зашифрована в анаграмму. |
Слайд 2 |
Знакомство с опорным конспектом |
У вас на столах и у меня на слайде опорный конспект, только не заполненный. В течение урока мы совместно его заполним, и он останется у вас.
|
Слайд 3
|
2. Повторение: 5 мин.
|
Сначала давайте повторим то, что уже знаем. Перед вами карточки со схемами химических реакций. Ваша задача: расставить коэффициенты и выбрать уравнения р.р. Для тех, кто забыл, на слайде есть схема-подсказка. (учащиеся выполняют работу на местах и записывают примеры р.р. в опорный конспект). Вот что у вас должно получиться в опорном конспекте. Проверьте правильно ли вы записали. |
Слайд 4
Слайд 5,6 |
3. Изучение нового материала 26 мин. |
Изучение нового типа реакции, лабораторная работа, демонстрационные опыты (цепочка превращений), закрепление. |
|
Изучение нового типа реакции 3мин. |
А как будет называться реакция, противоположная реакции разложения? Давайте попробуем записать эту реакцию. У доски работает 1 человек. Для тех, кто затрудняется, на слайде есть подсказки. Один из учеников дает определение РС. Запомнили? «Я слушаю – я забываю!» |
Слайд 7 |
Предварительное.закре-пление 3 мин. |
Давайте поработаем парами, выучим и расскажем определение реакции соединения друг другу. Запишите это определение. «Я вижу – я запоминаю!» |
|
Лабораторная работа 7мин. |
Итак вы услышали, прочитали, записали определение реакции соединения, записали формулы и подсказки. Теперь давайте рассмотрим реакцию соединения на конкретных примерах. Проведем лабораторную работу. «Взаимодействие меди с кислородом» Чему вы должны научиться? Что нужно соблюдать при выполнении лабораторной работы? Какими правилами мы будем руководствоваться? (проговаривается каждый знак на плакате ТБ) Что вы должны сделать? (провести опыт и записать наблюдения, уравнения, выводы в таблицу) Первые три пункта вы выполняете самостоятельно, а результат записываете в таблицу. 4 пункт выполняете вместе с учителем. |
Слайд 8
Слайд 9
|
− Назовите исходные вещества? (Медь) − Запишите формулу. − Как называется второе вещество? Подсказка: как называется газ, который поддерживает горение и дыхание? (Кислород) − Какова его формула? (О2) Запишите ее. − Если эти два вещества будут взаимодействовать, между ними ставим знак «+». − Черный налет на образовавшейся проволоке это CuO − Помогите пожалуйста расставить коэффициенты. − Сколько веществ было до реакции? (2) − Сколько веществ образовалось после реакции? (1) − Какой это тип реакции? Запишите. Один ученик зачитывает. − Внесите данное уравнение реакции в опорный конспект. − Молодцы! Вы меня удивили, теперь удивлять вас буду я. Я вам расскажу сказку, по результатам которой мы запишем уравнение реакции. |
Слайд 10 |
|
Сказка 3 мин. |
Сказка (при рассказе учитель в нужных местах включает анимацию слайда) Жил был магний, вышел он как-то погулять. Навстречу ему его друг кислород. Обрадовался магний другу. Они стали гулять и встретили брата близнеца магния. Только они собрались идти дальше, как вдруг начался пожар. Молекула кислорода (O2) распалась на атомы. Забегали атомы в разные стороны. Но друзья оказались рядом. Так образовались новые соединения – оксид магния. Давайте запишем уравнение реакции. |
Слайд 11 |
Опережающий эффект (Цепочка превращений) 10 мин. |
Сейчас мы проведем еще один опыт. Однако, сначала сделаем в тетрадях особый вид записи – так называемые цепочки превращений. Р Р2О5 Н3РО4 Формулы веществ это звенья цепочки. Стрелки – это превращения. − Сколько стрелок? (2) − Сколько реакций надо осуществить? (2) − Сколько уравнений надо записать? (2) − Рассмотрим первый переход. (учитель рассказывает и проводит опыт). Чтобы из фосфора получить его оксид необходим кислород. У меня в колбе находится чистый кислород. Поджигаю фосфор и опускаю в колбу с кислородом. Обратите внимание, что фосфор горит более ярко. − По какому признаку можно определить, что произошла химическая реакция? (образовался белый дым) − Это и есть P2O5, т.е. оксид фосфора (V). Составим уравнение реакции. 4Р+5О2=> 2Р2О5. Молодцы. Расставим коэффициенты. − Чтобы осуществить второй переход, к полученному оксиду прибавим воду. В результате образуется фосфорная кислота. Вспомните ее формулу. Если забыли, найдите в таблице кабинета. − А как доказать, что полученное вещество кислота? (применить индикатор м\о или лакмус) − Какая окраска? (розовая, красная) − Запишите уравнение реакции. Р2О5+3Н2О=>2Н3РО4 − Перенесем уравнения реакций в наш опорный конспект. |
Слайд 12 |
3. Итог урока: |
Вопросы для повторения, проверочная работа на закрепление знаний, выставление оценок, домашнее задание |
|
§ Вопросы для повторения.3 мин. |
− Итак, подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? (новый тип реакции – реакции соединения) − Дайте определение: по каким критериям определяем данный тип реакции? − Сколько веществ до реакции? − Сколько веществ после реакции? − Какой можно сделать вывод? Р.С n =>1 в-в в-во − Назовите противоположный тип реакции − Дайте определение (не бойтесь заглядывать в опорный конспект). − Сколько веществ до реакции? − Сколько веществ после реакции? − Какой можно сделать вывод? Р.С.: 1 => n в-во в-в − Молодцы. Обратите внимание, что в нашем опорном конспекте остались чистые поля. Он не заполнен до конца. Обязательно вклейте его в тетрадь, т.к. работу с ним вы продолжите на следующем уроке. |
|
§ Закрепление: 4мин. |
− А теперь посмотрим, как вы усвоили материал. Выполните небольшую проверочную работу. Внимательно прочитайте задание. Обводите буквы, а затем составьте из них ключевое слово. Не забудьте вписать это ключевое слово. − Я думаю, что это слово относится к каждому из вас! |
Слайд 13-14. |
§ Выставление оценок. 2 мин.
§ Домашнее задание 1 мин. |
− Кто самостоятельно полностью справился с заданием? Откройте дневники и поставьте себе «5». На перемене я распишусь. − Запишите домашнее задание: §30, стр.159
|
Слайд 15
|
Сомова Светлана Геннадьевна