12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яременко Валентина Ивановна1859
учитель химии и социальный педагог
Россия, Калининградская обл., Багратионовск
5

Урок по химии для 8 класса по теме «Типы химических реакций: Реакции соединения»



План-конспект урока по химии для 8  класса учителя Яременко В. И. по теме:

«Реакции соединения»


План-конспект урока "Реакции соединения"
DOC / 68.5 Кб

Карточки к уроку
DOC / 36.5 Кб

Опорный конспект
DOCX / 12.7 Кб

Проверочная работа
DOC / 39 Кб

Презентация к уроку "Реакции соединения"
PPT / 1.07 Мб

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский с использованием активных форм обучения

Цель урока: познакомить учащихся с новым типом химической реакции

Задачи урока:

  1. Развивать у учащихся способность легко различать типы химических реакций: соединения и разложения
  2. Закрепить знания учащихся о химических уравнениях, умения применять закон сохранения массы веществ при расстановке коэффициентов.
  3. Возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, способствовать снятию напряженности при ответах в присутствии «гостей»
  4. Включить элементы опережающего обучения последующего усвоения нового типа реакции – реакции замещения и генетической связи.

Оборудование урока:  ММУ, презентация, мел, доска, раздаточный материал, плакат по ТХБ, спиртовка, спички.

Реактивы: Фосфор, лакмус, м/о,  медная проволока,

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность

Слайды

1. Вход в урок 4 мин.

 

Приветствие, проверка присутствующих, решение анаграммы, установка темы и цели  урока, знакомство с опорным конспектом.

 

 

Знакомство с целью урока

Сегодня мы с вами познакомимся с новым типом химической реакции. Вспомним и повторим ранее изученные  реакции разложения. Постараемся показать свои умения, расставить коэффициенты, и, конечно же, наш урок не обойдется без химического эксперимента.

Уверена, многое вы уже умеете, если что-то позабыли – я помогу вам. Надеюсь, вы легко справитесь с поставленной задачей.

 

Девиз

Наш урок мы проведем под девизом: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я действую – я понимаю». Так гласит китайская мудрость. Ну что ж, за работу!

Слайд 1

Актуализация

А тема урока зашифрована в анаграмму.

Слайд 2

Знакомство с опорным конспектом

У вас на столах и у меня на слайде опорный конспект, только не заполненный. В течение урока мы совместно его заполним, и он останется у вас.

 

Слайд 3

 

2. Повторение: 5 мин.

 

Сначала давайте повторим то, что уже знаем. Перед вами карточки со схемами химических реакций. Ваша задача: расставить коэффициенты и выбрать уравнения р.р.

Для тех, кто забыл, на слайде есть схема-подсказка.

(учащиеся выполняют работу на местах и записывают примеры р.р. в опорный конспект). Вот что у вас должно получиться в опорном конспекте. Проверьте правильно ли вы записали.

Слайд 4

 

 

Слайд 5,6

3. Изучение нового материала 26 мин.

Изучение нового типа реакции, лабораторная работа, демонстрационные опыты (цепочка превращений), закрепление.

 

Изучение нового типа реакции 3мин.

А как будет называться реакция, противоположная реакции разложения? Давайте попробуем записать эту реакцию.

У доски работает 1 человек. Для тех, кто затрудняется, на слайде есть подсказки. Один из учеников дает определение РС. Запомнили?  «Я слушаю – я забываю!»

Слайд 7

Предварительное.закре-пление 3 мин.

Давайте поработаем парами, выучим и  расскажем определение реакции соединения друг другу. Запишите это определение. «Я вижу – я запоминаю!»

 

Лабораторная работа 7мин.

Итак вы услышали, прочитали, записали определение реакции соединения, записали формулы и подсказки. Теперь давайте рассмотрим реакцию соединения на конкретных примерах. Проведем лабораторную работу.

«Взаимодействие меди с кислородом»

Чему вы должны научиться?

Что нужно соблюдать при выполнении лабораторной работы?

Какими правилами мы будем руководствоваться? (проговаривается каждый знак на плакате ТБ)

Что вы должны сделать? (провести опыт и записать наблюдения, уравнения, выводы в таблицу) Первые три пункта вы выполняете самостоятельно, а результат записываете в таблицу. 4 пункт выполняете вместе с учителем.

 Слайд 8

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

         Назовите исходные вещества? (Медь)    

          Запишите формулу. 

         Как называется второе вещество? Подсказка: как называется газ, который поддерживает горение и дыхание? (Кислород)

          Какова его формула? (О2)  Запишите ее.

         Если эти два вещества будут взаимодействовать, между  ними ставим знак «+».

         Черный налет на образовавшейся проволоке это CuO

         Помогите пожалуйста расставить коэффициенты.

         Сколько веществ было до реакции? (2)

         Сколько веществ образовалось после реакции? (1)

         Какой это тип реакции? Запишите.  Один ученик зачитывает.

         Внесите данное уравнение реакции в опорный конспект.

         Молодцы! Вы меня удивили, теперь удивлять вас буду я. Я вам расскажу сказку, по результатам которой мы запишем уравнение реакции.

Слайд 10

Сказка 3 мин.

Сказка (при рассказе учитель в нужных местах включает анимацию слайда)

Жил был магний, вышел он как-то погулять. Навстречу ему его друг кислород.   Обрадовался магний другу. Они стали гулять и встретили  брата близнеца магния.  Только они собрались идти дальше, как вдруг начался пожар. Молекула кислорода (O2)  распалась на атомы. Забегали атомы в разные стороны. Но друзья оказались рядом. Так образовались новые соединения – оксид магния.

Давайте запишем уравнение реакции.

Слайд 11

Опережающий эффект (Цепочка превращений) 10 мин.

Сейчас мы проведем еще один опыт.  Однако, сначала сделаем в тетрадях особый вид записи – так называемые цепочки превращений.

Р         Р2О5      Н3РО4

Формулы  веществ это звенья цепочки. Стрелки – это превращения.

         Сколько стрелок? (2)

         Сколько реакций надо осуществить? (2)

         Сколько уравнений надо записать? (2)

         Рассмотрим первый переход. (учитель рассказывает и проводит опыт). Чтобы из фосфора  получить его оксид необходим кислород. У меня в колбе  находится чистый кислород. Поджигаю фосфор и опускаю в колбу с кислородом. Обратите внимание, что фосфор горит более ярко.

         По какому признаку можно определить, что произошла химическая реакция? (образовался белый дым)

         Это и есть P2O5, т.е. оксид фосфора (V). Составим уравнение реакции. 4Р+5О2=> 2Р2О5. Молодцы. Расставим коэффициенты.

         Чтобы осуществить второй переход, к полученному оксиду  прибавим воду. В результате образуется фосфорная кислота. Вспомните ее формулу. Если забыли, найдите в таблице кабинета.

         А как доказать, что полученное вещество кислота? (применить индикатор м\о или лакмус)

         Какая окраска? (розовая, красная)

         Запишите уравнение реакции.

Р2О5+3Н2О=>2Н3РО4

         Перенесем уравнения реакций в наш опорный конспект.

Слайд 12

3. Итог урока:

Вопросы для повторения, проверочная работа на закрепление знаний, выставление оценок, домашнее задание

 

§     Вопросы для повторения.3 мин.

         Итак, подведем итог.  Что нового вы узнали на уроке? (новый тип реакции – реакции соединения)

         Дайте определение: по каким критериям определяем данный тип реакции?

         Сколько веществ до реакции?

         Сколько веществ после реакции?

         Какой можно сделать вывод?

Р.С   n =>1

        в-в       в-во

         Назовите противоположный тип реакции

         Дайте определение (не бойтесь заглядывать в опорный конспект).

         Сколько веществ до реакции?

         Сколько веществ после реакции?

         Какой можно сделать вывод?

Р.С.:   1        =>       n

          в-во                             в-в

         Молодцы. Обратите внимание, что в нашем опорном конспекте остались чистые  поля. Он не заполнен до конца. Обязательно вклейте его в тетрадь, т.к.  работу с ним вы продолжите на следующем уроке.

 

§     Закрепление: 4мин.

         А теперь посмотрим,  как вы усвоили материал. Выполните небольшую проверочную работу. Внимательно прочитайте задание. Обводите буквы, а затем составьте из них ключевое слово. Не забудьте вписать это ключевое слово.

         Я думаю, что это слово относится к каждому из вас!

Слайд 13-14.

§     Выставление  оценок. 2 мин.

 

§     Домашнее задание 1 мин.

         Кто самостоятельно полностью справился с заданием? Откройте дневники и поставьте себе «5». На перемене я распишусь.

         Запишите домашнее задание: §30, стр.159
упр. 1(б),  2

 

 

 

 

Слайд 15

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 20.11.16 в 18:20 1Ответить Пожаловаться
Была на открытом уроке. Было супер!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.