Практическая работа химии в 8 классе «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
Технологическая карта урока химии
Учитель: Арбузова Ирина Николаевна
8 класс
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник/ для общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.
Тема: Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
Цель: выяснить условия протекания химических реакций до конца.
Закрепить на практике знания по темам «Реакции ионного обмена».
Совершенствовать умения составлять химические уравнения в молекулярной и ионной форме, составлять окислительно – восстановительные реакции методом электронного баланса, составлять уравнения гидролиза.
Объяснять результаты проводимых опытов.
Уметь применять теоретические знания при проведении опытов.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.
Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать определения понятий «Реакции ионного обмена», «Химические свойства кислот, оснований, солей».
Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Практическая работа проводится по группам (3 групп по 4 человека).
Оборудование: Таблица «Техника безопасности», реактивы, пробирки.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для достижения запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы. |
Делятся на группы по 4 человека. |
Разделиться на группы по 4 человека. |
Л |
|
Формулирование темы урока, постановка цели |
Называет тему практической работы. Предлагает сформулировать цель практической работы |
Записывают тему в таблицах. Формулируют цель. Готовятся к проведению практической работы |
Умение формулировать и ставить цель практической работы. |
Р |
|
Проведение практической работы |
Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности. По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет. Предлагает вспомнить: что называют условия протекания реакций обмена до конца, типы реакций Раздаёт приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания – приложение 2. |
Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов.
Дают ответы на вопросы учителя о реакциях обмена и типах реакций
Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в таблицах: уравнения реакции, наблюдения, выводы. |
|
Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе; наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций; описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. |
Р, П, К,Л |
Контроль и самопроверка знаний |
Предлагает представить результаты первого и второго задания. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение опыта № 3 в каждой группе. |
Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта 1, 2, 3, 4 и свои наблюдения. Один ученик от команды пишет на доске уравнение реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде. Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях. |
Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. |
Р, Л, К |
|
Рефлексия |
Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы. |
Отвечают на вопрос |
Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию. |
Р, Л |
|
Информация о домашнем задании |
Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении. Заключительное слово учителя. |
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению. |
Подготовить интересную информацию о взаимодействии неорганических веществ при условии протекания химических реакций до конца. |
Л |
Приложение 1
Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
ФИ ученика (цы)____________________________________________Вариант №1
Цель: _____________________________________________________________________________
Оборудование: реактивы, пробирки, штатив для пробирок.
Порядок выполнения работы:
1. Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ – стр. 104.
2. Практическую работу выполнить согласно инструкции.3. По итогам проведенных опытов вовремя необходимо заполнять таблицу, делать выводы.
Опыт |
Исходные вещества |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Уравнения реакций (в молекулярном, ионном видах), тип реакций |
Выводы |
№1 a) |
CuSO4, KOH |
CuSO4 + …KOH → Cu(OH)2↓ + K2SO4 |
|||
тип реакции - |
|||||
№2 |
Na2CO3, HNO3 |
Na2CO3 + …HNO3 →… NaNO3 + H2O+ CO2↑ |
|||
тип реакции - |
|||||
№3 а) |
KOH, HNO3, фенолфталеин |
KOH + HNO3 →KNO3 + H2O |
|||
тип реакции - |
|||||
б) |
Cu(OH)2 из первого опыта (а), H2SO4 |
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 +…H2O |
|||
тип реакции - |
|||||
№4 |
KCl, Na3PO4 |
KCl + Na3PO4 → K3PO4 +..NaCl |
|||
Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
ФИ ученика (цы)____________________________________________Вариант №2
Цель: ____________________________________________________________________________________________
Оборудование: реактивы, пробирки, штатив для пробирок.
Порядок выполнения работы:
1. Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ – стр. 104.
2. Практическую работу выполнить согласно инструкции.3. По итогам проведенных опытов вовремя необходимо заполнять таблицу, делать выводы.
Опыт |
Исходные вещества |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Уравнения реакций (в молекулярном, ионном видах), тип реакций |
Выводы |
№1 a) |
BaCl2, H2SO4 |
BaCl2 + H2SO4 → … ↓ + …HCl |
|||
тип реакции - |
|||||
№2 |
K2CO3, HNO3 |
K2CO3 +… HNO3 → …KNO3 + … + … ↑ |
|||
тип реакции - |
|||||
№3 а) |
KOH, H2SO4, фенолфталеин |
…KOH + H2SO4→ … + … H2O |
|||
тип реакции - |
|||||
б) |
CuSO4, KOH, H2SO4 |
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + … |
|||
тип реакции - |
|||||
№4 |
KCl, Na3PO4 |
…KCl + Na3PO4 → K3PO4 + ... |
|||
Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
ФИ ученика (цы)_____________________________________________Вариант №3
Цель: _________________________________________________________________________________________________
Оборудование: реактивы, пробирки, штатив для пробирок.
Порядок выполнения работы:
1. Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ – стр. 104.
2. Практическую работу выполнить согласно инструкции.
3. По итогам проведенных опытов вовремя необходимо заполнять таблицу, делать выводы.
Опыт |
Исходные вещества |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Уравнения реакций (в молекулярном, ионном видах), тип реакций |
Выводы |
№1 a) |
FeCl3, KOH |
FeCl3 + KOH → … ↓ + … |
|||
тип реакции - |
|||||
№2 |
Na2CO3, HCl |
Na2CO3 + … HCl → … + … + … ↑ |
|||
тип реакции - |
|||||
№3 а) |
KOH, HCl, фенолфталеин |
KOH + HCl→ … + … |
|||
тип реакции - |
|||||
б) |
CuSO4, KOH, H2SO4 |
Cu(OH)2 + H2SO4 →… + … |
|||
тип реакции - |
|||||
№4 |
KCl, Na3PO4 |
…KCl + Na3PO4 → … + ... |
|||
Приложение 2
Практическая работа №7
«Условия протекания химических реакций между электролитами до конца»
Инструкция для выполнения работы
Вариант №1
Опыт №1
Возьмите пробирку. Налейте 2-3 мл раствора сульфата меди (II). Затем добавьте столько же раствора гидроксида калия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.
Опыт №2
Налейте в пробирку 2-3 мл карбоната натрия. Затем осторожно прилейте азотную кислоту. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте выводы.
Опыт №3
а) В одну пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида калия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте раствор азотной кислоты до обесцвечивания.
б) В другую пробирку налейте примерно 5 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида калия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
Опыт №4
В пробирку налейте 2-3 мл раствора хлорида калия. Затем прилейте столько же раствора фосфата натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.
Практическая работа №7
«Условия протекания химических реакций между электролитами до конца»
Инструкция для выполнения работы
Вариант №2
Опыт №1
Возьмите пробирку. Налейте 2-3 мл раствора хлорида бария. Затем добавьте столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.
Опыт №2
Налейте в пробирку 2-3 мл карбоната калия. Затем осторожно прилейте азотную кислоту. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте выводы.
Опыт №3
а) В одну пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида калия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте раствор серной кислоты до обесцвечивания.
б) В другую пробирку налейте примерно 5 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида калия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
Опыт №4
В пробирку налейте 2-3 мл раствора хлорида калия. Затем прилейте столько же раствора фосфата натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.
Практическая работа №7
«Условия протекания химических реакций между электролитами до конца»
Инструкция для выполнения работы
Вариант №3
Опыт №1
Возьмите пробирку. Налейте 2-3 мл раствора хлорида железа (III). Затем добавьте столько же раствора гидроксида калия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте вывод.
Опыт №2
Налейте в пробирку 2-3 мл карбоната натрия. Затем осторожно прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделайте выводы.
Опыт №3
а) В одну пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида калия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте раствор соляной кислоты до обесцвечивания.
б) В другую пробирку налейте примерно 5 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида калия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
Опыт №4
В пробирку налейте 2-3 мл раствора хлорида калия. Затем прилейте столько же раствора фосфата натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.