Контрольная работа по разделу "Биосфера"

3
0
Материал опубликован 19 July в группе

Вариант 1

1. Что такое гипотеза:

А) предположение Б) утверждение В) закон Г) сопоставление

2. На каком уровне организации изучается лист растения

А. молекулярный Б. популяционно-видовой В. организменный Г. органный

3. изучение закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:

А) наблюдения б) экспериментального в) моделирования г) исторического

4.живые системы считаются открытыми потому, что они:

А) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы

Б) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой

В) обладают способностью к адаптациям

Г) способны размножаться

5. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера;    б) литосфера;         в) атмосфера;           г) биосфера.

6. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским;  в) Э.Зюссом;  г) Э.Леруа.

7. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км;  в) 10 км;  г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

8. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь;  б) биомасса;  в) живое вещество;  г) правильного ответа нет.

9.К биокосному веществу биосферы относятся:

а) метеориты, космическая пыль;  б) почва, горючие ископаемые, известняк; 
в) гранит, базальт;  г) растения, животные, бактерии, грибы.

10. Значение озоновых дыр

а) открывают доступ вредным космическим излучениям

б) способствуют проникновению ультрафиолетовых лучей, использующихся для синтеза витамина «Д»

в) способствуют возникновению парникового эффекта

г) обеспечивают поступление ультрафиолетовых лучей, необходимых для фотосинтеза

11. Миграция газов и их превращения между живым веществом и газовой компонентой биосферы – это функция живого

а) газовая б) концентрационная в) деструкционная г) энергетическая

12. Консументы - это

а) автотрофы б) сапрофиты в) миксотрофы г) гетеротрофы

13. В биосфере

а) биомасса растений равна биомассе животных

б) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

в) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

г) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

14. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере

а) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

б) увеличить продуктивность биомассы экосистем

в) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

г) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

15. К какой функции биосферы относится процесс дыхания организмов?

а) к газовой б) к концентрационной

в) к транспортной г) к окислительно-восстановительной

Часть В

2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение тюльпана лесного в классификации растений, начиная с наименьшей группы

А) вид Тюльпан лесной Б) класс Однодольные

В) отдел Покрытосеменные Г) семейство Лилейные Д) род Тюльпан

1

2

3

4

5








1. t1721382485aa.png

 Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа берёзы по­вис­лой. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

 

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый

2) си­дя­чий

 

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное

2) ду­го­вид­ное

3) паль­ча­тое

4) пе­ри­стое

 

В. Форма листаt1721382485ab.png

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой частиt1721382485ac.png

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)t1721382485ad.png

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

A

Б

В

Г

Д






3а. Составьте цепочку отображающую причинно-следственную связь

1. Увеличение роли технологий в жизни человечества

2. Увеличение численности человечества

3. постройка тепловых электростанций

4. выбросы радиоактивных веществ в результате аварий

5. обмеление рек

6. увеличение посевных площадей

7. увеличение водозабора для орошения с/х угодий

8. выливание нефти на поверхность морей и океанов

t1721382485ae.gifПричина Следствие





Нарушение баланса гидросистем

3б. Составьте цепочку отображающую причинно-следственную связь

1. Увеличение роли технологий в жизни человечества

2. Увеличение численности человечества

3. постройка тепловых электростанций

4. необходимость производства значительного количества энергии

5. внесение в почву больших количеств удобрений и вымывание их в водоемы

6. стимуляция роста сине-зеленых бактерий

7. увеличение концентрации углекислого газа

8. выливание нефти на поверхность морей и океанов

t1721382485ae.gifПричина Следствие





Изменения климата, вызванные парниковым эффектом


4. Опишите круговорот углерода в биосфере






5. Кратко ответьте на поставленные вопросы:

1 Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.




2 Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?




3 Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?





Вариант 2

1. Предметом изучения общей биологии является:

А) строение и функции организма

Б) природные явления

В) закономерности развития и функционирования живых систем

Г) особенности жизнедеятельности бактерий

2. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии:

А) экспериментальный Б) микроскопия

В) метод наблюдения и описания объектов Г) исторический

3. Как называется уровень организации живого, изучающий взаимоотношения между отдельными особями

А) органный Б) организменный В) пупуляционно-видовой Г) биосферный

4. Что относится к всеобщим свойствам живых систем

А) способность к фотосинтезу Б) эукариотический тип строения клетки

В) обмен веществ Г) теплокровность

5. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами; 
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

6. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком;       б) В.И. Вернадским;    в) Э.Зюссом;          г) Э.Леруа.

7. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 8 км;        б) 10 км,        в) 15 км;      г) 20 км.

8. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; 
в) живое вещество;  г) биогенное вещество.

9.К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва;
в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

10. Аккумуляция солнечной энергии растениями – это функция живого

а) энергетическая б) окислительная в) восстановительная г) концентрационная

11. Разложение мертвых органических веществ до минеральных, осуществляют

а) редуценты б) автотрофы в) паразиты г) сапрофиты

12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

а) сохранение биоразнообразия

б) вселение новых видов в экосистемы

в) создание агроэкосистем

г) расширение площади земель, занятых культурными растениями

13. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию; 
б) зеленых растений использовать СО
2 и выделять в атмосферу О2
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы; 
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

14. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней

а) значительно увеличивается разнообразие культурных растений

б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных

в) круговорот веществ и энергии становится более полным

г) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность

15. Роль заповедников в охране биосферы Земли состоит в

а) выращивании и размножении культурных растений

б) создании новых сортов растений

в) сохранении редких и исчезающих видов

г) повышении плодородия почвы

Часть В

1t1721382485af.pngРас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа вишни. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый

2) си­дя­чий

 Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное

2) ду­го­вид­ное

3) паль­ча­тое

4) пе­ри­стое

 

В. Форма листаt1721382485ag.png

 

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой частиt1721382485ah.png

 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)t1721382485ad.png

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г

Д








2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Белянка капустная в классификации Животных, начиная с наименьшей категории 

А) Семейство Белянки  Б) Класс Насекомые  В) Род Огородные белянки

Г) Вид Белянка капустная  Д) Отряд Чешуекрылые  Е) Тип Членистоногие 

1

2

3

4

5







3а. Составьте цепочку отображающую причинно-следственную связь

1. Увеличение роли технологий в жизни человечества

2. Увеличение численности человечества

3. постройка атомных электростанций

4. стимуляция роста сине-зеленых бактерий

5. необходимость производства значительного количества энергии

6. увеличение посевных площадей

7. перекрытие русла рек

8. внесение в почву больших количеств удобрений и вымывание их в водоемы

t1721382485ai.gifПричина Следствие






Гибель в водоемах рыб


3б. Составьте цепочку отображающую причинно-следственную связь

1. Увеличение роли технологий в жизни человечества

2. Увеличение численности человечества

3. обмеление рек

4. необходимость производства значительного количества энергии

5. увеличение объемов транспортировки нефти

6. стимуляция роста сине-зеленых бактерий

7. увеличение концентрации углекислого газа

8. выливание нефти на поверхность морей и океанов

t1721382485ai.gifПричина Следствие





Нарушения газообмена между гидросферой и атмосферой

4. Опишите круговорот азота в биосфере









5. Кратко ответьте на поставленные вопросы:

1.Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?




2. Перечислите основные функции живого вещества.




3. Что входит в понятие «живое вещество»?



Ответы

Вариант 1

Вариант 2

1

А

В

2

Г

В

3

г

3

4

б

в

5

г

г

6

в

б

7

г

г

8

В

В

9

б

в

10

А

А

11

А

А

12

Г

А

13

В

Г

14

В

Г

15

г

в

В1

че­реш­ко­вый, пе­ри­стый, цель­ной, яй­це­вид­ный, пиль­ча­тый.


че­реш­ко­вый, пе­ри­стый, цель­ной, оваль­ный, пиль­ча­тый.

2

адгбв

гвадбе

2675

2684

1437

1458

4.



5

1(Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, – почва.)

2(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.)

3(Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)


1(Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.)

2(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

3(Совокупность всех живых организмов биосферы.)






Задания оценка

Первые 15 по 1б = 15 (8мин) 0-15 - 2

16 -5б =5 (5мин) 16-21 -3

17 – 2б =2 (2мин) 22-27 -4

18 п. а и б по 2 б =4 (4мин) 28-32 -5

19 – 3б =3 (5мин)

20 п.1,2,3 по 1б = 3 (6мин)

Итого: 32б (30 мин)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.