Материал для уроков литературы «Модернизм. Поэзия серебряного века»

2
0
Материал опубликован 4 April 2023 в группе

Р. р. Устное сообщение о модернистских течениях в литературе.
1.Орг.мом,
2.Введение в тему

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:
Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.
Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.
Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.
Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.
Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.
Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Направление


Представители


Философия

Особенности произведений

Символизм направление конца 19 – начала 20 в., выражающее с помощью символов интуитивно, чувственно постигаемые идеи.

Зародилось во Франции (поэзия А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера).

Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб.

Младшие символисты: А. А. Блок, А. Белый.

1. Окружающий мир представляется непознаваемым разумом. Единственными орудиями познания мира считаются чувства, интуиция, духовный опыт человека.

2. Мир говорит с человеком на языке символов. Конкретных вещественных образов в поэзии нет, так как образ-символ многозначен. В минуты озарения через символы за внешней оболочкой предметов и явлений можно разглядеть их глубинную суть. Например, важна символика цвета.

3. Продолжая традиции романтизма, символизм основывается на двоемирии: материальный мир считается вторичным, низшей жизнью, а идеальный – первичным, жизнью высшей.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

В России внутри течения было деление на:

старших символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Ф. Сологуб);

младших символистов (А. Блок, А. Белый, И. Анненский).

Основное отличие старших от младших заключалось в их философских взглядах на жизнь и искусство.

Для старших символистов свойственны декадентские настроения:

ощущение кризиса бытия;

стремление отгородиться от действительности в идеальном мире;

религиозно-мистическое содержание творчества;

идея искусства для искусства, концепция эгоистического творчества.

Младосимволисты совершенно по-другому трактовали эти же философские понятия:

вера в изменение мира путем приобщения человечества к религии через искусство;

уверенность в том, что искусство может спасти мир;

религиозно-нравственное содержание творчества;

миссия поэта — спасти человека посредством своего творчества.



Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа-предъявить соответствия
Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество 


Акмеизм. литературное течение 1910-х гг. Термин ввел Н. С. Гумилев. «Акме» – от греч. «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина»

Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам.

1. Акмеизм противопоставляет символизму ясность (кларизм), предметность, вещественность. Акмеизм освобождает поэзию от туманных символов, возвращается к конкретным образам и точным значениям. Важна художественная деталь – вещественный символ (например, в поэзии Ахматовой – зеркало, лестница, порог, дом, свечи).

2. Адамизм – это способность удивленно и радостно взглянуть на мир глазами первого человека Адама, заново открыть красоту земного мира.

3. Язык поэзии акмеизма также стремится к предельной простоте, ясности, использованию конкретных значений слов, минимального количества выразительных средств.

Акмеисты не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

Основные принципы акмеизма:

отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

возвращение слову первоначального значения;

изображение человека с его истинными чувствами;

поэтизация мира;

включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.


-использование художественной детали

Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму (экзотика у Гумилева, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям…)

В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

В произведениях акмеистов прослеживаются:

ровная стилистика;

выверенность композиции;

художественная проработка деталей;

красота предметного мира;

правдивые чувства человека.


Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское («идущее впереди», «передовое») литературно-художественное течение начала 20 в., зародившееся в Италии. Футуристы осуществляли художественный бунт, эпатировали публику, экспериментировали с формой произведений, словом.

Называли себя «будетлянами»-поэтами будущего

В. В. Маяковский, В. Хлебников. Эго-футуризм И. Северянина.


 Д. Бурлюк, Н. Бурлюа, Е. Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. А. Е. Крученых.


К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

1. Поэты решительно отрицали традиционную культуру, стремились избавиться от навязываемых культурных штампов.

2. Урбанизм – изображение городской, индустриальной цивилизации.

3. Футуристы практиковали бунтарство, эпатаж (умышленно скандальные выходки или вызывающее, шокирующее поведение), презрение к общественным нормам поведения и морали.

4. Поэты экспериментировали с формой стиха и словом, использовали авторские неологизмы («самовитое слово»): например, «любёночек», «опожаренный» (Маяковский), «любеса», «стыдесный» (Хлебников), «грёзофарс», «фиольно» (Северянин). Применяли рубленую (короткую) строку, записываемую в столбик или лесенкой – графическую подачу стиха, придавали особое значение ритму и рифме, были внимательны к звуковому составу слова, речи.

Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

Футуризм в России был разделен на несколько группировок, которые активно полемизировали между собой, не соглашаясь в основополагающих вещах:

Кубофутуристы из московской школы «Гилея», куда входили Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, была очень влиятельной группировкой. Своей главной задачей кубофутуристы видели глобальное обновление искусства, они хотели провести в искусстве свою социальную революцию, в основе их творчества лежали принципы художников-кубистов из Франции и теории поэтов-футуристов из Италии. Группа кубофутуристов и создала знаменитый скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу».

Эгофутуристами, которые входили в кружок «Ego» в Санкт-Петербурге, были И. Северянин, В. Гнедов, И. Игнатьев, и др. Главными чертами эгофутуризма стали ставка авторов на художественный индивидуализм. Эгофутуристы были сторонниками эгоистической философии, считая эгоизм истинным проявлением сущности человека. Совместить подобные взгляды с работой в группе было невозможно, группировка просуществовала недолго.

«Мезонин поэзии» — группа футуристов, образованная в 1913 году. В нее входили В. Шершеневич, С. Третьяков, Р. Ивнев, Л.Зак и др. Объединение просуществовало всего год, однако успело выпустить три известных сборника: «Крематорий здравомыслия», «Вернисаж», «Пир во время чумы».

«Центрифуга» — еще одна группа футуристов, которая возникла в начале 1914 года. Ее основателем стал С. Бобров. Первым изданием группировки был сборник «Руконог». В состав группы входили Б. Пастернак, И. Зданевич, Н. Асеев. Чуть позже к ним присоединились бывшие эгофутуристы и бывшие участники «Мезонина поэзии»: К. Олимпов, Д. Крючков, С. Третьяков, К. Большаков и Р. Ивнев.



-большое значение в стихотворении имеет ритм. (рубленая строка, помогающая подчеркнуть смысл отдельных слов)
-появление  авторских неологизмов
-
происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность. Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

Имажинизм- специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму

«Орден имажинистов», в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф и В. Шершневич.


Течение постулировало подчинение содержания художественной форме. Другой его особенностью стало частое использование метафор, сравнений непохожих между собой явлений, предметов и понятий.


Предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно – образы, которые несли слова в самом начале своего появления

Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова.

главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы.

Экспрессионизм- то направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Стремились не воспроизводить окружающий мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние с помощью формы и цвета.


Л. Андреева;

Б. Лапина;

Б. Земенкова;

Г. Сидорова;

Е. Габриловича;

И. Соколова;

М. Кузьмина;

С. Спасского;

Е. Замятина.


Главными его чертами стали использование темы гибели человека, тяготение писателей-экспрессионистов к абстракции; активное использование ими в своих произведениях такого приема, как фантастический гротеск.

Превалировало не столько стремление воспроизвести действительность, сколько выразить эмоции и чувства автора по поводу изображаемых явлений

Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.

Сюрреализм-

это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века

«Мелкий бес» Ф. Сологуба; «Петербург» А. Белого; «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева; «Берлинское» В. Ходасевича; поэзия Н. Заболоцкого; поэзия Б. Поплавского; «Приглашение на казнь» В. Набокова.


Авторы-сюрреалисты ставили своей целью освободить литературу от любых условностей.

Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Последователи сюрреализма черпали творческую энергию из глубин подсознания, умело совмещали в своих произведениях реальное и вымышленное.

Это искаженная реальность.

Для иллюстрации приведу в пример знаменитую картину Сальвадора Дали "Растёкшееся время". Ещё со школы мы знаем что "ВРЕМЯ" это абсолютно незыблемое физическое понятие и закон жизни, но Дали нам наглядно показывает что это далеко не так, вернее, совсем не так - время может быть мягким, текучим, изменчивым и совершенно непредсказуемым.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.