Р. р. Устное сообщение о модернистских течениях в литературе.
1.Орг.мом,
2.Введение в тему
Направления модернизма
Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:
Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.
Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.
Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.
Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.
Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.
Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.
Направление | Представители | Философия | Особенности произведений |
Символизм направление конца 19 – начала 20 в., выражающее с помощью символов интуитивно, чувственно постигаемые идеи. | Зародилось во Франции (поэзия А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера). Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб. Младшие символисты: А. А. Блок, А. Белый. | 1. Окружающий мир представляется непознаваемым разумом. Единственными орудиями познания мира считаются чувства, интуиция, духовный опыт человека. 2. Мир говорит с человеком на языке символов. Конкретных вещественных образов в поэзии нет, так как образ-символ многозначен. В минуты озарения через символы за внешней оболочкой предметов и явлений можно разглядеть их глубинную суть. Например, важна символика цвета. 3. Продолжая традиции романтизма, символизм основывается на двоемирии: материальный мир считается вторичным, низшей жизнью, а идеальный – первичным, жизнью высшей. Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно. В России внутри течения было деление на: старших символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Ф. Сологуб); младших символистов (А. Блок, А. Белый, И. Анненский). Основное отличие старших от младших заключалось в их философских взглядах на жизнь и искусство. Для старших символистов свойственны декадентские настроения: ощущение кризиса бытия; стремление отгородиться от действительности в идеальном мире; религиозно-мистическое содержание творчества; идея искусства для искусства, концепция эгоистического творчества. Младосимволисты совершенно по-другому трактовали эти же философские понятия: вера в изменение мира путем приобщения человечества к религии через искусство; уверенность в том, что искусство может спасти мир; религиозно-нравственное содержание творчества; миссия поэта — спасти человека посредством своего творчества. | Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма. Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого. Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа-предъявить соответствия |
Акмеизм. литературное течение 1910-х гг. Термин ввел Н. С. Гумилев. «Акме» – от греч. «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина» | Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам. | 1. Акмеизм противопоставляет символизму ясность (кларизм), предметность, вещественность. Акмеизм освобождает поэзию от туманных символов, возвращается к конкретным образам и точным значениям. Важна художественная деталь – вещественный символ (например, в поэзии Ахматовой – зеркало, лестница, порог, дом, свечи). 2. Адамизм – это способность удивленно и радостно взглянуть на мир глазами первого человека Адама, заново открыть красоту земного мира. 3. Язык поэзии акмеизма также стремится к предельной простоте, ясности, использованию конкретных значений слов, минимального количества выразительных средств. Акмеисты не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок. Основные принципы акмеизма: • отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности; • принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии; • возвращение слову первоначального значения; • изображение человека с его истинными чувствами; • поэтизация мира; • включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами. | -использование художественной детали Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов. Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность. Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму (экзотика у Гумилева, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям…) В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов. В произведениях акмеистов прослеживаются: ровная стилистика; выверенность композиции; художественная проработка деталей; красота предметного мира; правдивые чувства человека. |
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское («идущее впереди», «передовое») литературно-художественное течение начала 20 в., зародившееся в Италии. Футуристы осуществляли художественный бунт, эпатировали публику, экспериментировали с формой произведений, словом. Называли себя «будетлянами»-поэтами будущего | В. В. Маяковский, В. Хлебников. Эго-футуризм И. Северянина. Д. Бурлюк, Н. Бурлюа, Е. Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. А. Е. Крученых. К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич. | 1. Поэты решительно отрицали традиционную культуру, стремились избавиться от навязываемых культурных штампов. 2. Урбанизм – изображение городской, индустриальной цивилизации. 3. Футуристы практиковали бунтарство, эпатаж (умышленно скандальные выходки или вызывающее, шокирующее поведение), презрение к общественным нормам поведения и морали. 4. Поэты экспериментировали с формой стиха и словом, использовали авторские неологизмы («самовитое слово»): например, «любёночек», «опожаренный» (Маяковский), «любеса», «стыдесный» (Хлебников), «грёзофарс», «фиольно» (Северянин). Применяли рубленую (короткую) строку, записываемую в столбик или лесенкой – графическую подачу стиха, придавали особое значение ритму и рифме, были внимательны к звуковому составу слова, речи. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества. Футуризм в России был разделен на несколько группировок, которые активно полемизировали между собой, не соглашаясь в основополагающих вещах: Кубофутуристы из московской школы «Гилея», куда входили Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, была очень влиятельной группировкой. Своей главной задачей кубофутуристы видели глобальное обновление искусства, они хотели провести в искусстве свою социальную революцию, в основе их творчества лежали принципы художников-кубистов из Франции и теории поэтов-футуристов из Италии. Группа кубофутуристов и создала знаменитый скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу». Эгофутуристами, которые входили в кружок «Ego» в Санкт-Петербурге, были И. Северянин, В. Гнедов, И. Игнатьев, и др. Главными чертами эгофутуризма стали ставка авторов на художественный индивидуализм. Эгофутуристы были сторонниками эгоистической философии, считая эгоизм истинным проявлением сущности человека. Совместить подобные взгляды с работой в группе было невозможно, группировка просуществовала недолго. «Мезонин поэзии» — группа футуристов, образованная в 1913 году. В нее входили В. Шершеневич, С. Третьяков, Р. Ивнев, Л.Зак и др. Объединение просуществовало всего год, однако успело выпустить три известных сборника: «Крематорий здравомыслия», «Вернисаж», «Пир во время чумы». «Центрифуга» — еще одна группа футуристов, которая возникла в начале 1914 года. Ее основателем стал С. Бобров. Первым изданием группировки был сборник «Руконог». В состав группы входили Б. Пастернак, И. Зданевич, Н. Асеев. Чуть позже к ним присоединились бывшие эгофутуристы и бывшие участники «Мезонина поэзии»: К. Олимпов, Д. Крючков, С. Третьяков, К. Большаков и Р. Ивнев. | -большое значение в стихотворении имеет ритм. (рубленая строка, помогающая подчеркнуть смысл отдельных слов) |
Имажинизм- специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму | «Орден имажинистов», в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф и В. Шершневич. | Течение постулировало подчинение содержания художественной форме. Другой его особенностью стало частое использование метафор, сравнений непохожих между собой явлений, предметов и понятий. | Предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно – образы, которые несли слова в самом начале своего появления Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы. |
Экспрессионизм- то направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Стремились не воспроизводить окружающий мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние с помощью формы и цвета. | Л. Андреева; Б. Лапина; Б. Земенкова; Г. Сидорова; Е. Габриловича; И. Соколова; М. Кузьмина; С. Спасского; Е. Замятина. | Главными его чертами стали использование темы гибели человека, тяготение писателей-экспрессионистов к абстракции; активное использование ими в своих произведениях такого приема, как фантастический гротеск. Превалировало не столько стремление воспроизвести действительность, сколько выразить эмоции и чувства автора по поводу изображаемых явлений | Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения. |
Сюрреализм- это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века | «Мелкий бес» Ф. Сологуба; «Петербург» А. Белого; «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева; «Берлинское» В. Ходасевича; поэзия Н. Заболоцкого; поэзия Б. Поплавского; «Приглашение на казнь» В. Набокова. | Авторы-сюрреалисты ставили своей целью освободить литературу от любых условностей. Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Последователи сюрреализма черпали творческую энергию из глубин подсознания, умело совмещали в своих произведениях реальное и вымышленное. | Это искаженная реальность. Для иллюстрации приведу в пример знаменитую картину Сальвадора Дали "Растёкшееся время". Ещё со школы мы знаем что "ВРЕМЯ" это абсолютно незыблемое физическое понятие и закон жизни, но Дали нам наглядно показывает что это далеко не так, вернее, совсем не так - время может быть мягким, текучим, изменчивым и совершенно непредсказуемым. |