Контрольная работа по русскому языку «Употребление имён прилагательных в речи» (6 класс)
Фамилия, имя ______________________________________________
Контрольная работа по теме «Употребление имён прилагательных в речи»
6 класс
Определите, в каком значении употреблено слово ЛЁГКИЙ в каждом данном ниже предложении, опираясь на статью из словаря (рядом с номером предложения укажите соответствующую цифру):
Барин наш был человек хороший, легкий.
Охотник легкими, быстрыми шагами направлялся к калитке.
У Шурки болталась сзади на веревочке лёгкая лубяная корзинка.
Орлов любил его за удальство, за веселый характер и завидовал его легкой жизни.
Легкий запах смолы доносился от барок.
Марья Васильевна думала о том, что задача на экзамене будет легкая.
1. Незначительный по весу
2. Ловкий, изящный, быстрый (о походке, движениях и т. п.).
3. Простой для усвоения, доступный пониманию.
4. Незначительный, небольшой, слабый (по величине, силе, степени проявления).
5. Беззаботный, беспечный.
6. Покладистый, уживчивый.
7. Без тяжелого вооружения и поэтому обладающий большой подвижностью и маневренностью. Легкая артиллерия.
Из предложений выпишите синонимы к слову милосердный.
1) Бабушка моя всегда была человеком добросердечным и гостеприимным. 2)Ты пойми, дорогой мой человек, нельзя же быть настолько сердобольным: на всех нищих не напасёшься. 3)Во все времена у нас на русской земле жалостливые люди помогали бедным и обездоленным. 4) Хочется верить, что на жизненном пути этих несчастных осиротевших детей будет больше сострадательных взрослых, чем бездушных. 5) На своём веку повидал я немало, с разными людьми сталкивался, но не встречал никого, кто был бы настолько отзывчивым, как та незнакомая женщина, случайная моя попутчица.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните к слову милосердный антоним (только один) из предложенных ниже:
Гуманный, жертвенный, чувствительный, беспощадный, радушный, чуткий, кроткий.
Выпишите словосочетания с прилагательными в переносном значении:
Тонкие волос - тонкий слух; драгоценная вещь - драгоценная мысль; густая толпа - густая каша; жемчужные бусы – жемчужные зубы; лёгкая рука – лёгкая ноша.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
В данном ниже отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова подчеркните эпитеты как определения. (Учтите, что главное качество эпитета – выразительность, образность, поэтому не каждое определение является эпитетом. В стихотворении их шесть)
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
Расставьте ударение в прилагательных (где необходимо, поставьте точки над Е):
Августовский, дешев, дешева, дешево, дешевы, значимый, мускулистый, красивее, подростковый, сливовый
Рассмотрите на цветной вклейке (с.12), репродукцию картины русского живописца А.А.Пластова «Сенокос». Что вы можете рассказать о природе и людях, изображённых на картине? Составьте и запишите небольшой текст-описание (3-5 предложений). Подчеркните имена прилагательные в своём тексте как члены предложения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к проверке и критерии оценивания
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ значения | 6 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 |
По 1 баллу за каждое правильное соответствие. ИТОГО: 6 баллов
Добросердечный, сердобольный, жалостливый, сострадательный, отзывчивый.
По 1 баллу за каждый правильно выписанный синоним. ИТОГО: 5 баллов
Беспощадный. 1 балл
Тонкий слух; драгоценная мысль; густая толпа; жемчужные зубы; лёгкая рука.
По 1 баллу за каждое словосочетание. ИТОГО 5 баллов.
Глубокой, бедный, суровой, изумрудных, мудрёных и чудных.
По 1 баллу за эпитет. ИТОГО 6 баллов.
Августовский, дёшев, дешева, дёшево, дёшевы, значимый, мускулистый, красивее, подростковый, сливовый
По 0.5 балла за каждое правильно поставленное ударение. ИТОГО 5 баллов.
Критерии | Баллы |
Составлен текст-описание из 3-5 предложений, употреблены прилагательные (3 и более) Текст состоит менее чем из 3 предложений, или текст представляет собой не описание, количество употреблённых прилагательных менее 3. Ученик не справился с коммуникативной задачей В этом случае по остальным критериям ставится 0 баллов | 2 1 0 |
Текст составлен логично, фактические ошибки отсутствуют Допущено не более 1 искажения логики, смысла и (ИЛИ) факта действительности Допущено 2 и более искажения логики, смысла и (ИЛИ) факта действительности | 2 1 0 |
Речь богатая, выразительная, точная, допущено не более 1 речевой ошибки Нарушен какой-либо один критерий речи – богатство, выразительность, точность, допущено 2 речевых ошибки Нарушено два и более критерия речи, допущено 3 и более речевых ошибки | 2 1 0 |
Речь грамотная, допущено в целом не более 2 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных) Допущено 3-4 ошибки Допущено 5 и более ошибок | 2 1 0 |
Все прилагательные найдены и подчёркнуты правильно При нахождении и подчёркивании прилагательных допущено не более 2 ошибок При нахождении и подчеркивании прилагательных допущено 3 и более ошибок | 2 1 0 |
ИТОГО | 10 баллов |
Максимальное количество баллов за контрольную работу – 38 баллов
«5» - 34-38 баллов
«4» - 25-33 баллов
«3» - 15-24 балла
«2» - 14 баллов и менее
Юлия Васильевна Воробьева
Стригачева Татьяна Николаевна