Контрольная работа по русскому языку «Употребление имён прилагательных в речи» (6 класс)

7
2
Материал опубликован 22 November 2019 в группе

Фамилия, имя ______________________________________________

Контрольная работа по теме «Употребление имён прилагательных в речи»

6 класс

Определите, в каком значении употреблено слово ЛЁГКИЙ в каждом данном ниже предложении, опираясь на статью из словаря (рядом с номером предложения укажите соответствующую цифру):

Барин наш был человек хороший, легкий.

Охотник легкими, быстрыми шагами направлялся к калитке.

У Шурки болталась сзади на веревочке лёгкая лубяная корзинка.

Орлов любил его за удальство, за веселый характер и завидовал его легкой жизни.

Легкий запах смолы доносился от барок.

Марья Васильевна думала о том, что задача на экзамене будет легкая.

1. Незначительный по весу

2. Ловкий, изящный, быстрый (о походке, движениях и т. п.).

3. Простой для усвоения, доступный пониманию.

4. Незначительный, небольшой, слабый (по величине, силе, степени проявления).

5. Беззаботный, беспечный.

6. Покладистый, уживчивый.

7. Без тяжелого вооружения и поэтому обладающий большой подвижностью и маневренностью. Легкая артиллерия.



Из предложений выпишите синонимы к слову милосердный.

1) Бабушка моя всегда была человеком добросердечным и гостеприимным. 2)Ты пойми, дорогой мой человек, нельзя же быть настолько сердобольным: на всех нищих не напасёшься. 3)Во все времена у нас на русской земле жалостливые люди помогали бедным и обездоленным. 4) Хочется верить, что на жизненном пути этих несчастных осиротевших детей будет больше сострадательных взрослых, чем бездушных. 5) На своём веку повидал я немало, с разными людьми сталкивался, но не встречал никого, кто был бы настолько отзывчивым, как та незнакомая женщина, случайная моя попутчица.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подчеркните к слову милосердный антоним (только один) из предложенных ниже:



Гуманный, жертвенный, чувствительный, беспощадный, радушный, чуткий, кроткий.

Выпишите словосочетания с прилагательными в переносном значении:

Тонкие волос - тонкий слух; драгоценная вещь - драгоценная мысль; густая толпа - густая каша; жемчужные бусы – жемчужные зубы; лёгкая рука – лёгкая ноша.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________









В данном ниже отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова подчеркните эпитеты как определения. (Учтите, что главное качество эпитета – выразительность, образность, поэтому не каждое определение является эпитетом. В стихотворении их шесть)

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Расставьте ударение в прилагательных (где необходимо, поставьте точки над Е):

Августовский, дешев, дешева, дешево, дешевы, значимый, мускулистый, красивее, подростковый, сливовый

Рассмотрите на цветной вклейке (с.12), репродукцию картины русского живописца А.А.Пластова «Сенокос». Что вы можете рассказать о природе и людях, изображённых на картине? Составьте и запишите небольшой текст-описание (3-5 предложений). Подчеркните имена прилагательные в своём тексте как члены предложения.



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Ключ к проверке и критерии оценивания

№ предложения

1

2

3

4

5

6

№ значения

6

2

1

5

4

3

По 1 баллу за каждое правильное соответствие. ИТОГО: 6 баллов


Добросердечный, сердобольный, жалостливый, сострадательный, отзывчивый.

По 1 баллу за каждый правильно выписанный синоним. ИТОГО: 5 баллов


Беспощадный. 1 балл


Тонкий слух; драгоценная мысль; густая толпа; жемчужные зубы; лёгкая рука.

По 1 баллу за каждое словосочетание. ИТОГО 5 баллов.



Глубокой, бедный, суровой, изумрудных, мудрёных и чудных.

По 1 баллу за эпитет. ИТОГО 6 баллов.


Августовский, дёшев, дешева, дёшево, дёшевы, значимый, мускулистый, красивее, подростковый, сливовый

По 0.5 балла за каждое правильно поставленное ударение. ИТОГО 5 баллов.



Критерии

Баллы

Составлен текст-описание из 3-5 предложений, употреблены прилагательные (3 и более)

Текст состоит менее чем из 3 предложений, или текст представляет собой не описание, количество употреблённых прилагательных менее 3.

Ученик не справился с коммуникативной задачей

В этом случае по остальным критериям ставится 0 баллов

2


1


0

Текст составлен логично, фактические ошибки отсутствуют

Допущено не более 1 искажения логики, смысла и (ИЛИ) факта действительности

Допущено 2 и более искажения логики, смысла и (ИЛИ) факта действительности

2

1

0

Речь богатая, выразительная, точная, допущено не более 1 речевой ошибки

Нарушен какой-либо один критерий речи – богатство, выразительность, точность, допущено 2 речевых ошибки

Нарушено два и более критерия речи, допущено 3 и более речевых ошибки

2

1


0

Речь грамотная, допущено в целом не более 2 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных)

Допущено 3-4 ошибки

Допущено 5 и более ошибок

2


1

0

Все прилагательные найдены и подчёркнуты правильно

При нахождении и подчёркивании прилагательных допущено не более 2 ошибок

При нахождении и подчеркивании прилагательных допущено 3 и более ошибок

2

1

0

ИТОГО

10 баллов


Максимальное количество баллов за контрольную работу – 38 баллов

«5» - 34-38 баллов

«4» - 25-33 баллов

«3» - 15-24 балла

«2» - 14 баллов и менее

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная контрольная работа!

30 November 2019

Спасибо, Юлия Васильевна! Мне показалось, что умения по данной теме нуждаются в контроле, поэтому задания решила составить сама, опираясь на аналогичные упражнения в учебнике.

1 December 2019

Похожие публикации