Контрольная работа по русскому языку «Однородные члены предложений» (8 класс)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для школьных учителей «Контрольная работа в формате теста по русскому языку и литературе»
Катаева Светлана Викторовна, учитель высшей категории
МБОУ МПЛ, г.Димитровград Ульяновской области
Контрольные работы по русскому языку и литературе можно проводить не только в традиционной форме диктанта или сочинения, но и в современной. Это могут быть тесты по одной или нескольким темам, письменные блиц-опросы и т.д. Такой подход позволит учителю быстро и точно определить уровень знаний учащихся, а регулярное использование подобных проверочных работ станет стимулом для детей тщательно и своевременно готовиться к урокам.
Вводная часть
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 |
Учебник | Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. М.М. Разумовской – М.: Дрофа, 2015 |
Тема | Однородные члены предложений |
Инструкция для педагогов
Контрольная работа - 15 тестовых вопросов. Перед началом контрольной работы постарайтесь создать у учащихся позитивный настрой, напомните им, что контрольная работа – это возможность показать свои достижения и понять, над чем надо ещё поработать. Не лишним будет напомнить учащимся, что время, отведённое на контрольную работу, ограничено, и нельзя останавливаться на одном трудном задании. Надо постараться выполнить как можно больше заданий. Лучше оставить самое трудное задание невыполненным, чем сделать только одно задание из всей работы. На выполнение контрольной работы отводится 30 минут, из них на выполнение каждого задания требуется от 1 до 3 минут. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на учащихся 8 класса, изучающих русский язык в объеме 3 ч. в неделю.
Система оценивания выполнения заданий и контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 15.
Используются задания разных типов:
Задания выбора (вариантов ответов может быть от 1 до 4, правильных из них – 1)
Задания открытого типа (запись самостоятельно сформулированного краткого ответа)
Задания альтернативных ответов (да/нет)
Инструкция для учащихся по выполнению работы
Контрольная работа состоит из 15 заданий. На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 30 минут. Ответы к заданиям записываются в виде слова, числа в поле ответа в бланке работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Внимательно читайте задания! Если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Результаты внесите в таблицу ответов. Желаем успеха!
Контрольно-измерительный материал (тест)
Вопрос №1
Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интонацией)
2) подчинительной связью (подчинительными союзами)
Вопрос №2
Какие члены предложения могут быть однородными?
1) только главные члены предложения
2) только второстепенные члены предложения
3) и главные, и второстепенные члены предложения
Вопрос №3
Могут ли быть распространёнными однородные члены предложения?
1) да
2) нет
Вопрос №4
В каком из приведённых ниже предложений ставится запятая между однородными членами?
1) Шишка царапнула густые ветви и гулко ударилась о землю.
2) Территорию сада украшают как лекарственные так и ценные декоративные растения
3) Труд в плодовом саду или на ниве доставляет ему радость.
Вопрос №5
В каком предложении определения являются неоднородными? Знаки препинания не расставлены.
1) Сквозь пелену дождя ещё светилась последняя позолоченная полоска леса.
2) У него были решительно небрежные быстрые точные движения и замечательное лицо.
3) Тягучая властная тишина вновь овладела лесом
Вопрос №6
В каком предложении ставится двоеточие?
1) Толстый слой пыли лежал на всём на полу на стульях на столе без скатерти.
2) В кустах в траве повсюду запели птицы.
3) И лес и вода и стены хижин всё горит точно багровым заревом.
Вопрос №7
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?
Скрипку Егорова бойцы положили в футляр (1) зашили в старое байковое одеяло (2) и передали лётчику, улетавшему в Ленинград
1) 12
2) 1
3) 2
Вопрос №8
В каком варианте ответа правильно указана цифра, на месте которой в предложении должно стоять двоеточие?
Среди травянистых растений есть такие (1) что живут всего одно лето (2) например (3) лебеда, левкой, редис, просо (4) овёс.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Вопрос №9
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире?
Грохот воды (1) рёв перекатов (2) стремительный бег (3) и нескончаемое эхо у скал (4) такое осталось впечатление от этой реки.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Вопрос №10
В каком предложении ставится и двоеточие, и тире?
1) Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга всё мило мне.
2) В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие.
3) Всюду на потолке на люстре на картине висела паутина.
Вопрос №11
В каком из приведённых ниже предложений не ставится запятая при повторяющихся союзах?
1) Для модели подойдут и медные и цинковые и латунные пластинки.
2) Хозяюшки в деревнях встают ни свет ни заря.
3) Сестрёнка не любит ни шить ни вязать ни готовить.
Вопрос №12
Подберите к однородным членам обобщающее слово. Знаки препинания не проставлены
... не нарушало тишину ночи ни шум машин ни грохот трамваев ни гудки паровозов.
Вопрос №13
Какими членами предложения являются выделенные слова?
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
Вопрос №14
В каком варианте ответа указаны предложения, в которых нет пунктуационных ошибок?
1. Чёрная металлическая настольная лампа на чугунной подставке заискрилась и погасла.
2. Неприятель или узнал о готовящемся сражении или предугадал его.
3. Ветер то стихал то ударял в лицо.
4. И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.
1) 1, 4
2) 2, 4
3) 2, 3
4) 1, 3
Вопрос №15
Расставьте запятые на месте цифр:
Шкатулку принесли в комнаты (1) осторожно вытерли с неё пыль (2) и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела медная стрекоза (3) бабочка (4) или жук.
1) 14
2) 234
3) 13
4) 34
Таблица ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Правильные ответы, решения к тесту
Вопросы | Ответы |
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 3 |
11 | 2 |
12 | ничто |
13 | дополнения |
14 | 1 |
15 | 3 |
Кодификатор элементов содержания контрольной работы
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы |
2 | Лексика и фразеология |
2.1. | Лексическое значение слова |
2.2. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
2.3. | Фразеологические обороты |
5 | Грамматика. Синтаксис |
5.1. | Словосочетание |
5.2. | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
5.7. | Осложненное простое предложение |
5.8. | Сложное предложение |
5.9. | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
6 | Орфография |
6.1. | Орфограмма |
6.6. | Правописание приставок |
6.8. | Правописание – Н-/-НН\ в различных частях речи |
7 | Пунктуация |
7.3. | Знаки препинания при обособленных определениях |
7.4. | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
7.7. | Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) |
7.11. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
7.11. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
7.19 | Пунктуационный анализ |
8 | Речь |
8.1. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. |
8.5. | Анализ текста |
10 | Выразительность русской речи |
10.1 | Анализ средств выразительности |
Перечень проверяемых умений
Код требования | Умения, проверяемые на контрольной работе |
1 | Различные виды анализа |
1.1. | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
1.2. | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. |
1.3. | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы. |
2 | Аудирование и чтение |
2.1. | Адекватно понимать информацию письменного сообщения |
2.2. | Читать тексты разных стилей и жанров |
2.3. | Владеть разными видами чтения |
3 | Письмо |
3.8. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка "5" - от 14 до 15 баллов
Оценка "4" - от 11 до 13 баллов
Оценка "3" - от 7 до 10 баллов
Оценка "2" - от 6 и менее баллов
Устинова Валентина Ивановна