Контрольная работа-игра по биологии для 5-го класса
Контрольная работа по биологии для учащихся 5-х классов
Контрольная работа в формате игры.
Правила:
Раздать командам бланки заданий
Озвучить правила работы (правила написаны возле каждого задания)
Следить за временем выполнения заданий и вносить результаты в сводную таблицу
Контрольная работа №
Команда (ФИ):
1.______________________________________________
2.______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
5._______________________________________________
Задание №1
Решите кроссворд (время выполнения 8 мин). За каждое слово по 1 баллу. Мах – 10б
| | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | |
| | | | | | | | | | | 4 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 7 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 9 | | | | | | | |
| | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 8 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы:
По горизонтали:
1. Процесс создания органических веществ из неорганических под действием солнечного света
2. Группа растений, которая размножается семенами, но не имеет цветков
3. Организмы, которые сами себе создают органические вещества
4. Наука о живой природе
8. Группа растений, обитающих в воде
По вертикали:
1. Совокупность растений
5. Взаимовыгодные отношения
6. С его помощью растения закрепляются в почве и поглощают воду и минеральные вещества.
7. Наука о растениях
9. Он состоит из стебля, листьев и почек.
Ваши баллы |
|
Задание №2.
Решите ребусы и анаграммы, к полученным словам сделайте рисунки (время на выполнение 6 минут)
За каждый, правильно решенный ребус и анаграмму по 1 баллу, за каждый рисунок тоже по 1б.
Итого за все задание можно набрать 8 баллов.
1)____________________________________________________ Рисунок
|
|
|
2)___________________________________________________ Рисунок
Начало формы
Конец формы
|
| |
|
|
3)_______________________________________________ Рисунок
Р И Б И Н О В
4)_______________________________________________ Рисунок
К Р О К О Т П С К Т Е
Ваши баллы |
|
Задание №3
Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы (время на выполнение 8 мин).
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего можно набрать за это задание 5 баллов.
Возле школы росло дерево тополя, на котором находилось гнездо грачей. Близость человеческого жилья их не пугает, поэтому они нередко селятся в центре города. Ученики вели наблюдения за гнездом в весенние периоды в течение нескольких лет, и решили сделать доклад. Для чего сделали несколько фотографий, которые потом использовали при подготовке сообщения.
1. Какую особенность отметили ребята?
А) Гнездо на дереве строят из веток. В основание их кладут толстые и крепкие ветки, сверху — более тонкие. Лоток делают мягким
Б) Насиживание длится около 16−20 дней
В) Раз избранное место грачи занимают на протяжении многих лет и покидают его, лишь если человек упорно преследует их
Г) На дереве всегда селится только одна пара грачей
2. Какой можно сделать вывод из их работы?
А) Грачи — это птицы, которые избегают близости людей
Б) Гнездо грачей располагается на такой высоте, чтобы его трудно было достать
В) Птенцы у грачей могут появляться в любое время года
Г) Грачи используют только тополя для постройки своих гнезд
3. Какую особенность отметили ребята?
А) Полная кладка состоит от трех до пяти яиц
Б) Гнезда располагаются низко в доступной для человека близости
В) Грачи не высиживают свои яйца
Г) Гнезда замаскированы под ветку тополя
4. На какой вопрос они сумели найти ответ?
А) Зачем они строят гнезда на тополе?
Б) Из чего строят гнезда грачи?
В) На какой высоте грачи строят гнезда?
Г) Почему такое количество яиц в кладке?
5. Почему наблюдения происходили в весенние периоды?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши баллы |
|
Задание №4
Разберите корзину с грибами. Выпишите в 2 столбика названия грибов из корзины. В первый съедобные грибы, а во второй несъедобные. Время выполнения 4 мин. За каждый гриб по 1 баллу, всего за задание можно набрать 10 баллов.
Ответ:
Съедобные | Несъедобные | |||
Номер | Название гриба | Номер | Название гриба | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | |
Ваши баллы |
|
Задание №5
Тест (время выполнения 5 минут). За каждый правильный ответ по 1 баллу, всего за задание можно набрать 10 баллов.
1. К неклеточным формам жизни относятся
А) бактерии Б) вирусы В) простейшие Г) дрожжи
2. Ядро отсутствует в клетках
А) растений Б) простейших В) грибов Г) бактерий
3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
А) амеб Б) растений В) грибов Г) крокодилов
4. В чем заключается суть симбиоза?
А) грибы и растения вредят друг другу Б) грибы приносят вред растению
В) растения приносят вред грибам Г) растения и грибы помогают друг другу
5. Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения
А) воду Б) витамины В) органические вещества Г) минеральные соли
6. Лишайники – это
А) гриб+водоросль Б) гриб+животное В) водоросль+животное Г) прокариоты
7. найдите правильную последовательность классификации
А) Царство – тип – класс - вид Б) Тип - царство - отряд – вид
В) Тип – отряд – вид – класс Г) Царство – класс – тип – вид
8. Организмы, имеющие оформленное ядро называются
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) эукариоты Г) прокариоты
9. Среди перечисленных растений к голосеменным относится:
А) береза Б) кедр В) тополь Г) роза
10. Найдите лишнее
А) лист Б) стебель В) корень Г) почка
Ваши баллы |
|
ИТОГО - __________ баллов, ОЦЕНКА - ____________
Ответы:
Задание 1 – Кроссворд
-Выполнение 8 мин + 2 мин проверка = 10 мин
-Мах – 10б (по 1б за каждое слово)
| | | | | | | | | | | | | 6к | | | | | |
| | | | | | | | | | | 4б | и | о | л | о | г | и | я |
| | | | | | | | | | | | | р | | | | | |
| | | | | 1ф | о | т | о | с | и | н | т | е | з | | | | |
| | | | | л | | | | | | | | н | | | | | |
| | | | | о | | | | 7б | | | | ь | | | | | |
| | | | | р | | | | о | | 9п | | | | | | | |
| | | | | 3а | в | т | о | т | р | о | ф | ы | | | | | |
| | | | | | | | | а | | б | | | | | | | |
2г | о | л | о | 5с | е | м | е | н | н | ы | е | | | | | | | |
| | | | и | | | | | и | | г | | | | | | | |
| | | | м | | | | | к | | | | | | | | | |
| | | | б | | | | | а | | | | | | | | | |
| | | | и | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 8в | о | д | о | р | о | с | л | и | | | | | | | |
| | | | з | | | | | | | | | | | | | | |
Задание №2 – Ребусы и анаграммы
-Выполнение 6 мин + 2 мин проверка = 8 мин
-Мах – 8б (по 1б за каждое слово и рисунок)
1. Кошка 2. Бацилла 3. Вибрион 4. Стрептококк
Задание №3 – Текст
-Выполнение 8 мин + 2 мин проверка = 10 мин
-Мах – 5б (по 1б за каждый вопрос)
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | б | а | б | Именно в это время они откладывают яйца |
Задание №4 – Корзина с грибами
-Выполнение 4 мин + 1 мин проверка = 5 мин
-Мах – 10б (по 1б за каждый гриб)
Ответ:
Съедобные | Несъедобные | ||
Номер | Название гриба | Номер | Название гриба |
1 | Белый гриб | 5 | Мухомор |
2 | Лисичка | 9 | Поганка |
4 | Опенок | 7 | Ложный опенок |
8 | Шампиньон | 3 | Ложная лисичка |
10 | Подосиновик | 6 | Желчный гриб |
Задание №5 – Тест
-Выполнение 5 мин + 2 мин проверка = 7 мин
-Мах – 10б (по 1б за каждый правильный ответ)
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | г | б | г | в | а | а | в | б | в |
Максимум 43балла
Оценка 5 – Команда победитель
Остальные в зависимости от набранного количества баллов
0-22 – 2
23-30 – 3
31-37 – 4
38-43 – 5
Время
1 – 8+2 31 мин + 9 мин = 40 мин (5мин – запас+орг.момент)
2 – 6+2
3 – 8+2
4 – 4+1
5 – 5+2
Сводная таблица для учителя
| Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 | Команда 5 |
Задание 1 (10) | | | | | |
Задание 2 (8) | | | | | |
Задание 3 (5) | | | | | |
Задание 4 (10) | | | | | |
Задание 5 (10) | | | | | |
Итого (43) | | | | | |
Для задания 4 – корзина с грибами
(распечатать на каждую команду комплект и с другой стороны пронумеровать картинки)
Каждой команде заготовка корзин (10 цветных грибов)
Белый гриб 6. Желчный гриб
Лисичка 3. ложная лисичка
4. Опенок 5. Мухомор
7. Ложные опята 8. Шампиньоны
9 . Поганка 10. подосиновик
За
Формат – групповая работа
Уровень сложности заданий — базовый
Обобщенный план контрольной работы по биологии
Всего заданий — 5. Максимальный балл за работу — 43 балла. Общее время выполнения работы — 40 мин. |
Кодификатор
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений
Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).
№ задания и форма проведения | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП ООО выпускник научится / получит возможность научиться | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 Кроссворд | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде | 10 | 10 |
2 Ребусы и анаграммы | Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы | Метапредметные навыки. Решение ребусов и анаграмм по разделам биологии Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии | 8 | 8 |
3 Работа с текстом | Царство Животные | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Умение находить причинно-следственные связи | 5 | 10 |
4 Работа с картинками | Царство Грибы | Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия | 10 | 5 |
5 Тест | Царство Растения Царство Животные Царство Грибы Вирусы Классификация организмов. Строение клетки | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Умение находить причинно-следственные связи | 10 | 7 |
Спецификация контрольной работы
Цель работы: оценка уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями,
Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана - Граф 5-9 классы. Авторы И.П. Пономарёвой, И.В Николаева, О.А. Корниловой.(Изд. центр «Вентана – Граф, 2012 г.»). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
Структура работы.
Работа состоит из 5 частей и включает 5 заданий. Все задания базового уровня сложности. Работа в мини группах (до 5 человек)
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за контрольную работу.
В соответствии с набранными баллами
Максимум 43балла
Оценка 5 – Команда победитель
Остальные в зависимости от набранного количества баллов
Баллы – оценка
0-22 – 2
23-30 – 3
31-37 – 4
38-43 – 5