Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Государственный (коми) язык» для учащихся 8 класса
Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Государственный (коми) язык» для учащихся 8 класса.
Спецификация
1.Назначение работы Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной (годовой) аттестации индивидуальной общеобразовательной подготовки учащихся 8 класса по учебному предмету «Государственный (коми) язык».
2.Содержание итоговой работы Содержание работы определяется на основе примерной программы по коми языку Г.И. Ватамановой, Ж.Г. Сизевой, Е.Н. Ярошенко «Коми язык как государственный» (Сыктывкар, 2007)
3.Характеристика структуры и содержания работы Промежуточная (годовая) работа по учебному предмету «Государственный (коми) язык» состоит из письменной тестовой работы, задания в которой, различаются формой и уровнем сложности. В работу включено 11 заданий, среди которых: 1) два задания (№ 1, 3) - задания с выбором ответа, к каждому из которых приводятся варианты ответа. (Б – базовый) 2) три задания (№ 2, 4, 5) – задания на установление соответствия. (Б) 3) четыре задания (№ 6, 7, 8, 11) - задания с кратким ответом, заполнение пропусков. (Б) 4) два задания (№ 9, 10) – задания с развёрнутым ответом. (П – повышенный) Работа представлена двумя вариантами.
Распределение заданий по частям
Количество заданий | № заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
2 | 1, 3 | 5 | Задание с выбором ответа,к каждому из которых приводятся варианты ответа (Б – базовый) |
3 | 2, 4, 5 | 10 | Задание на установление соответствия (Б) |
4 | 6, 7, 8, 11 | 19 | Задание с кратким ответом (Б) |
2 | 9, 10 | 8 | Задание с развёрнутым ответом (П – повышенный) |
| | 42 | |
Задания | Продолжительность подготовки | Продолжительность ответа |
Лексико-грамматический тест | 40 минут |
5.Дополнительные материалы и оборудование
При проведении тестирования разрешается использование словаря (тетрадь).
6.Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
За задание №1 выставляется 1 балл;
За полный, правильный ответ в заданиях №2 - № 9 максимальное количество баллов за задание равно 3 (причём, в заданиях № 2 и № 5 + 1 дополнительный);
За задание №10 – от 1до 5 баллов;
За задание №11 – от 1 до 10 баллов. Общее количество баллов переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
Общий балл | 0-21 баллов | 22 – 29 баллов | 30-38 баллов | 39-42 баллов |
Отметка «5» ставится ученику, если он выполнил от 100 до 90% всех заданий.
Отметка «4» ставится ученику, если им выполнено от 75 до 89% всех заданий.
Отметка «3» ставится ученику, если он справился от 60 до 74 % всех заданий.
Отметка «2» ставится ученику, если он выполнил лишь 60% всей работы.
Кодификатор
Кодификатор требований к уровню подготовки по учебному предмету «Государственный (коми) язык» для составления контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации за курс 8 класса (седьмой год обучения) основного общего образования является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов промежуточной (годовой) аттестации.
Кодификатор включает планируемые результаты обучения на двух уровнях: обучающийся научится/обучающийся получит возможность научиться. Он составлен на основе примерной программы по коми языку Г.И. Ватамановой, Ж.Г. Сизевой, Е.Н. Ярошенко «Коми язык как государственный» (Сыктывкар, 2007)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы 8 класса основного общего образования по учебному предмету «Государственный (коми) язык» должны обеспечивать успешное обучение предмету на уровне основного общего образования.
Данный документ построен на принципах обобщения и систематизации материала за курс 8 класса по учебному предмету «Государственный (коми) язык».
1. Перечень элементов содержания, по учебному предмету «Государственный (коми) язык», проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации за курс 8 класса (седьмой год обучения)
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код элементов | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | ||
1 | Чтение | ||
| 1.1 | Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи. | |
1.2 | Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач. Воспроизводит наизусть тексты рифмовок. Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале. Выразительно читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. | ||
2 | Языковой материал | ||
2.1 | Грамматическая сторона речи | ||
| 2.1.1 | Спряжение отрицательных глаголов во втором прошедшем времени. Формообразующие суффиксы глаголов. | |
2.1.2 | Собирательные числительные. | ||
2.1.3 | Послелоги: количественные (гöгöр, мында, сайö, тыр, кымын, пöв); разделительные (кындзи, кежысь, öтдор); послелог йылысь. | ||
2.1.4 | Частицы если и бы. | ||
2.1.5 | Местоимения: обобщительные. | ||
2.1.6 | Словосочетание | ||
2.2 | Лексическая сторона речи | ||
| 2.2.1 | Лексические единицы в рамках тематики 2-8 классов, понимание явлений синонимии, антонимии, омонимии, многозначности слов в коми языке. | |
| 2.2.2 | Наиболее распространенные устойчивые словосочетания. | |
| 2.2.3 | Распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) | |
3 | Предметное содержание речи | ||
| 3.1 | Летний отдых. Отдых у реки. Реки РК. | |
| 3.2 | Экология в РК. Проблемы загрязнения природы. Красная книга РК. | |
| 3.3 | Здоровье человека. Окружающая среда и здоровье человека. Влияние вредных привычек на наше здоровье. | |
| 3.4 | Традиции и обычаи коми народа. Легенды и предания. | |
| 3.5 | Мои ровесники. | |
| 3.6 | Музыка коми народа. Известные коми композиторы. Коми народные инструменты. | |
| 3.7 | В библиотеке. Моя любимая книга, писатель. | |
| 3.8 | Средства массовой информации. Газеты и журналы. |
2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 8 класса, достижение которого проверяется на контрольной работе по учебному предмету «Государственный (коми) язык»
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на контрольной работе |
1. Чтение | |
1.1 | Соотносить графический образ коми слова с его звуковым образом. |
1.2 | Читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; догадываться о значении незнакомых слов по контексту. |
1.3 | Находить в тексте нужную информацию; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основное содержание текста. |
2. Языковая компетенция | |
2.1 | Пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём. |
2.2 | Применять основные правила чтения и орфографии, изученные со 2 по 8 класс. Группировать слова в соответствии с изученными правилами орфографии. |
2.3 | Распознавать и употреблять в речи отрицательные глаголы второго прошедшего времени; распознавать формообразующие суффиксы глаголов. |
2.4 | Распознавать и употреблять в речи изученные собирательные числительные. |
2.5 | Распознавать и употреблять в речи изученные послелоги: количественные (гöгöр, мында, сайö, тыр, кымын, пöв); разделительные (кындзи, кежысь, öтдор); послелог йылысь. |
2.6 | Распознавать и употреблять в речи изученные частицы если и бы. |
2.7 | Распознавать и употреблять в речи изученные обобщительные местоимения. |
3. Письмо | |
3.1 | Списывать текст и заполнять пропуски (слова, словосочетания) в соответствии с решаемой учебной задачей. Составлять предложения |
Инструкция по выполнению работы
Дона ёрт! (Дорогой друг!)
На выполнение работы дается 40 минут. Работа включает в себя задания по грамматике и лексике коми языка. Ответы на задания напиши на отведенных для этого строчках. Если ты хочешь заменить ответ, то зачеркни и запиши рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Став бурсö! (Желаем успеха!)
Вариант 1
1. Прочитай текст. Определи тему текста (о чем текст) и выбери верный ответ из предложенных вариантов.
Таво ме ветлi Сочиö. Сочи – тайö Россияса кар-курорт. Быд лун купайтчи саридзын да гожйöдчи. Ветлi дельфинарийö да аквапаркö. Ветлi экскурсияöн Ахун нима гöра вылö. Сылöн судтаыс саридзсяньыс квайтсё квайтымын куим метра вылнаын. Гöра йылас сувтöдöма комын метра судтаа смотрöвöй башня, кысянь зэв бура тыдалö Сочи кар да Сьöд саридзыс. Мöд во ме бара на ветла Сочиö.
а) Сьöд саридз
б) выль велӧдчан во
в) гожöм г) гожся шойччöм
2. Сопоставь известных людей и род их деятельности.
А) М. Оверин Б) М. Бурдин В) С. Налимов | 4) сигудöк вöчалысь 5) шылад тэчысь 6) сьылысь |
3. В каждой строчке найди лишнее слово и выпиши его.
1) Печора, Эжва, Сыктыв;
2) Яг Морт, Йиркап, Кöрт Айка;
3) юöм, куритчöм, кызöм.
* Закончи предложение.
Яг Морт олiс _________________________
4. Соотнеси музыкальные инструменты с названиями и запиши.
| | |
А) шур-шар | Б) сигудöк | В) сярган |
5. Правильно соедини части предложений.
1. Кодi юö вина 2. Тагъя сур 3. Юöмнад | А) дурмöдö юр. Б) сылöн доныс чинö. В) керкаыд оз кыпты. |
*Переведи любое получившееся предложение.
_____________________________________________________________
6. Замени выделенное слово, переведи предложение.
1) (Каждый) морт радейтö чужанiнсö. - __________________________________
2) (Ты) вöчин талун (какое-то) буртор?. - _________________________________
7. Переведи словосочетания на коми язык.
1) рассказал о друзьях
2) около 5 часов
* Составь предложение с одним из переведённых словосочетаний.
_______________________________________________
8. Вставь в предложения пропущенные слова.
1) Печора – Коми Республикаын … … ю.
2) Куритчöм … мортлысь олöмсö.
3) Ме радейта лыддьыны … (коми название) газет.
9. Составь и запиши предложения из данных слов.
1. Мозын, муын, Коми, ыджыд, ю, куим, Печора, Эжва.
2. уна, карын, эм, миян, лыддьысянiн.
3. Вöр-васö, видзан, кыдзи, тэ?
10. Напиши на коми.
189, 2054, 64-ий,130, 478.
11. Заполни пропуски в таблице.
Часть речи | Кывсикас | Примеръяс |
1. | эмакыв | öшмöс - |
2. глагол | | ошкöмаöсь - |
3. прилагательное | | каналан - |
4. местоимение | нимвежтас | |
5. | урчитан | уна - |
6. числительное | | кыкнанныс - |
7. послелог | | мында - |
8. союз | кывйитöд |
|
9. частица | | эськö - |
10. | шöркыв | вазьöм - |
Вариант 2
1. Прочитай текст. Выбери подходящий заголовок из предложенных вариантов.
Кулöмдiн районын эм Кадам ты. Сэтчöдз позьö воöдчыны вöртi подöн либö юöд пыжöн. Кадам ты зэв ыджыд – нёль километр пасьта да вит километр кузьта. Тылöн джуджаыс нёль метр гöгöр. Ваыс зэв сöсöтöм. Тыыс озыр уна пöлöс чериöн. Ты гöгöрыс вöр да нюр. Сэнi быдмö уна сикас тшак-вотöс… Танi окотапырысь коллялöны прöст кад и челядь, и верстьöяс.
а) Коми саридз
б) Шойччöм
в) Гожöм
г) Сöстöм ю
2. Сопоставь известных людей и род их деятельности.
А) Е. Габова Б) В. Гущин В) С. Налимов | 1) сигудöк вöчалысь 2) гижысь 3) шылад тэчысь |
3. В каждой строчке найди лишнее слово и выпиши его.
1) Печора, Эжва, Изьва;
2) Шыпича, Тювö, Юрка;
3) сайö, гöгöр, вылын.
* Закончи предложение.
Печора усьö _________________________
4. Подпиши названия коми газет-журналов на русском
| | |
? | ? | ? |
5. Правильно соедини части предложений.
1. Чай юны 2. Зептад кö сьöмыд абу 3. Сямыд кö пöжасьны абу | А) лавкаö эн мун. Б) абу пес керавны. В) эн кутчысь. |
*Переведи любое получившееся предложение.
_____________________________________________________________
6. Замени выделенное слово, переведи предложение.
1) (Сколько) озырлуныс коми пармаын! - __________________________________
2) (Кто-то) висьталiс, (что) шондöдас. - _________________________________
7. Переведи словосочетания на коми язык.
1) спросил о подруге
2) кроме учёбы
* Составь предложение с одним из переведённых словосочетаний.
_______________________________________________
8. Вставь в предложения пропущенные слова.
1) Эжва усьö … … .
2) Роч йöз шулiсны Семён Иванович Налимовöс коми … .
3) Наркоманъяс олöны зэв … .
9. Составь предложения из данных слов и запиши.
1. усьöны, ичöт, уна, ю, ыджыд, Эжваö.
2. вöралысьöн, Йиркап, бур, нималöма.
3. öдйö, наркотик, велалö, мортыс, дорö.
10. Напиши на коми. 891, 1648, 33-ий, 51, 937.
11. Заполни пропуски в таблице.
Часть речи | Кывсикас | Примеръяс |
1. | эмакыв | канму - |
2. глагол | | пажнайтам - |
3. прилагательное | | юркарса - |
4. местоимение | нимвежтас | |
5. | урчитан | тшӧкыда- |
6. числительное | | витнанныс - |
7. послелог | | кындзи - |
8. союз | кывйитöд |
|
9. частица | | сӧмын - |
10. | шöркыв | кыöм - |
ОТВЕТЫ
Задания | I вариант | II вариант |
1 | Г | А |
2 | 2 – А, 3 – Б, 1 - В | 2 – А, 3 – Б, 1 - В |
3 | 1 – Печора, 2 – Йиркап, 3 – кызöм Яг Морт олiс пемыд вöрын. | 1 – Печора, 2 – Юрка, 3 – вылын Печора усьö Баренцев саридзö. |
4 | 1 – Б, 2 – В, 3 - А 1 – «Эхо», | 2 – «Оса», 3 – «Искорка» |
5 | 1 – Б, 2 – А, 3 - В | 1 – Б, 2 – А, 3 - В |
6 | 1 – быд, 2 – тэ, кутшöмкö | 1 – кымын, 2 – кодкö, мый |
7 | 1 – юасисны ёртъяс йылысь 2 – вит час гöгöр | 1 – юалiс нывъёрт йылысь 2 – велöдчöмысь кындзи (öтдор) |
8 | 1 – медся ыджыд, 2 – дженьдöдö, 3 – «Парма гор» / «Коми му» | 1 – Войвыв Двинаö, 2 – Страдивариöн, 3 – этша |
9 | 1 – Коми муын куим ыджыд ю: Печора, Эжва, Мезень. 2 – Миян карын эм уна лыддьысянiн. 3 – Кыдзи тэ видзан вöр-васö? | 1 – Эжваö усьöны уна ичöт да ыджыд ю. 2 – Йиркап нималöма бур вöралысьöн. 3 – Наркотик дорö мортыс öдйö велалö. |
| 189 – сё кöкъямысдас öкмыс 2054 – кык сюрс ветымын нель 64-ий – квайтымын нёльöд 130 – сё комын 478 – нёльсё сизимдас кöкъямыс | 891 –кöкъямыссё öкмысдас öти 1648 –сюрс квайтсё нелямын кöкъмыс 33-ий – комын коймöд 51 – ветымын öти 937 – öкмыссё комын сизим |
11 | 1 - существительное 2 – кадакыв 3 – кывберд 4 – (свой пример) 5 – наречие 6 – лыдакыв 7 – кывбöр 8 – (свой пример) 9 – кывтор 10 - причастие | 1 - существительное 2 – кадакыв 3 – кывберд 4 – (свой пример) 5 – наречие 6 – лыдакыв 7 – кывбöр 8 – (свой пример) 9 – кывтор 10 - причастие |