Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Государственный (коми) язык» для учащихся 9 класса
Контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной (годовой) аттестации по учебному предмету «Государственный (коми) язык» для учащихся 9 класса
КОДИФИКАТОР (5-9 классы) элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы по коми языку для проведения процедур оценки качества основного образования (для оценки состояния системы образования)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Государственный (коми) язык» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; ООП ООО, примерной программы основного общего образования по коми языку. Первая часть кодификатора представляет собой перечень планируемых результатов по предмету «Коми язык» Во вторую часть кодификатора включены элементы содержания в соответствии с Примерной программой по предмету «Коми язык».
Раздел 1. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, основного общего образования
Код | Планируемые результаты | |
1 | Письменная речь | |
| 1.1 | заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); |
1.2 | писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в коми языке, выражать пожелания (объём 30-40 слов, включая адрес). | |
1.3 | писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в коми языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т.д. (объём 100 - 120 слов, включая адрес); | |
1.4 | писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план. | |
1.5 | писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). | |
2 | Языковые навыки и средства оперирования ими | |
2.1 | Орфография и пунктуация | |
| 2.1.1 | правильно писать изученные слова; |
2.1.2 | правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; | |
2.1.3 | расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке. | |
2.2 | Фонетическая сторона речи | |
| 2.2.1 | различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова со специфическими звуками коми языка (ö, дж, дз, тш, зь, сь; твёрдые парные согласные перед i), со вставочными звуками ([й], [м], [к], [т]: синсö – синмыс, кывсö – кывйыс), а также с чередующимися согласными звуками в середине слова (в//л: ныв – нылыс). |
2.2.2 | соблюдать правильное ударение в изученных словах; | |
2.2.3 | различать коммуникативные типы предложений по их интонации; | |
2.2.4 | членить предложение на смысловые группы; | |
2.2.5 | адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительные и вопросительные предложения; предложения с обращением). | |
2.3 | Лексическая сторона речи | |
| 2.3.1 | узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы |
2.3.2 | употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; | |
2.3.3 | соблюдать существующие в коми языке нормы лексической сочетаемости; | |
2.3.4 | распознавать и образовывать новые слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей (существительное + существительное: кывкуд, паськöм; бать-мам); | |
2.3.5 | распознавать и образовывать слова с использованием суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: имена существительные при помощи суффиксов - ин/-iн (кушин, косiн); -öм (вöралöм, котралöм); -ысь (велöдысь, мунысь); имена прилагательные при помощи суффиксов -а/- я (туруна, пувъя); -тöм (кöмтöм, помтöм); -са/-ся (сиктса, тöвся); глаголы при помощи суффикса -ась/-ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны); наречия при помощи суффикса -а (бура, мичаа). | |
2.3.6 | распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; | |
2.4 | Грамматическая сторона речи | |
| 2.4.1 | распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения (Воис тöв. Воис кöдзыд тöв.); |
2.4.2 | распознавать и употреблять в речи предложения с простым глагольным (Аски ме муна школаö) и составным глагольным (Тöрыт ме кöсйи пыравны школаö), с простым именным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлöн синъясыс бöр лоины вильышöсь.) сказуемыми; | |
2.4.3 | распознавать и употреблять в речи синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Лена. / Менö шуöны Лена. / Менö шуöны Ленаöн. Меным дас нёль арöс. / Ме дас нёль арöса. Менам синмöй лöз. / Ме лöз синма.); | |
2.4.4 | распознавать и употреблять в речи предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сёйин?) | |
2.4.5 | распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрöм бöрын петiс шондi, и челядь котöртiсны ывлаö. Ставöн мунiсны вöрö, а ме кольччи гортö.); | |
2.4.6 | распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными: - причины с союзом сы вöсна мый (Школаö эг ветлы, сы вöсна мый виси); - времени с союзами кор, да (Кор мамӧ локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортö.); - изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшöм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокöй висьталіс, кыдзи ветлӧма карӧ. Тэ аддзылiн, кутшöм платтьö ньöбӧма?); | |
2.4.7 | распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гöгöрвоис: ставыс локтö ас кадö.); | |
2.4.8 | трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот; | |
2.5 | Морфология | |
| 2.5.1 | распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе; |
2.5.2 | распознавать и употреблять в речи падежные формы существительных основного и определенно-притяжательного склонения (вок-öй, вок-ыд, вок-ыс, вокным, вок-ныд, вок-ныс); | |
2.5.3 | распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук, -иль: кöчиль); | |
2.5.4 | распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича); | |
2.5.5 | распознавать и употреблять в речи множественное число прилагательного в функции именного сказуемого (Дзоридзьяс мичаöсь.), препозитивное положение прилагательного в функции определения (Туй пöлöн сулалöны мича керкаяс.); | |
2.5.6 | распознавать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ик: небыдик, -ник: мичаник; -иник: томиник). | |
2.5.7 | распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; | |
2.5.8 | распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (ме, тэ, сiйö, ми, тi, найö), усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), притяжательные (менам, тэнад, сылöн, миян, тiян, налöн), вопросительные (кодi, мый, кымын, кутшöм), указательные (сiйö, тайö, сэтшöм, татшöм), неопределенные (кодкö, мыйкö), взаимно-личные (öта-мöд); | |
2.5.9 | распознавать и употреблять в речи наречия времени (дыр, водз, регыд, сёрöн), места (сэнi, ылын, матын), образа действия (гораа, мичаа, кокниа), количества (кыкысь, öтчыд, унаысь) и меры (зэв, ёна, муртса); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях (дыр – дырджык – медся дыр, ылын – ылынджык – медся ылын). | |
2.5.10 | распознавать и употреблять в речи послелоги временные (удж бöрын, во чöж, кык лун мысти, тöлысь сайö, во кымын), пространственные (керка сайын, пу гöгöр, пызан улын, пач дорын, ю вомöн, му пыр), сравнения (бать кодь, зонка моз), причины (висьöм понда, тэ вöсна); | |
2.5.11 | распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и 1 прошедшего времён, глаголы утвердительного и отрицательного спряжения, утвердительную и отрицательную формы повелительного наклонения; | |
2.5.12 | распознавать и употреблять в речи указательные (со, то, вот), отрицательные (абу, не), формообразующие (мед, вай), вопросительную (-ö), вводную (пö), определительную (сöмын) частицы. |
№ п/п | Код | Элементы содержания |
1 | Грамматическая сторона речи | |
| 1.1. | Распознавание и употребление в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложений. |
| 1.2 | Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. |
| 1.3 | Использование прямого и обратного порядка слов |
2 | | Письменная речь |
| 2.1 | - заполнение анкет и формуляров (с указанием имени, фамилии, пола, гражданства, национальности, адреса); |
| 2.2 | - написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками; выражение пожеланий (объёмом 30-40 слов); |
| 2.3 | - написание личного письма с опорой и без опоры на образец (вопросы адресату о его жизни, делах, сообщение того же самого о себе, выражение благодарности, совет, |
| 2.4 | просьба о чём-либо). Объём личного письма – 100-120 слов; |
| 2.5 | - составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, краткое изложение результатов проектной деятельности; |
| 2.6 | - выписки из текстов; составление небольших письменных высказываний в соответствии с коммуникативной задачей. |
3 | Лексическая сторона речи | |
| 3.1 | Распознавание и употребление в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, репликклише речевого этикета в объёме примерно 1200 единиц (включая 500 усвоенных в начальной школе). |
| 3.2 | Использование прямого и обратного порядка слов. |
4 | | Морфология |
| 4.1 | Распознавание и употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах, в определенно-притяжательной категории; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, усилительных, притяжательных, указательных, неопределённых, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных временных формах, послелогов, частиц (указательных, вопросительных, отрицательных, определительных, формообразующих). |
5 | Фонетическая сторона речи | |
| 5.1 | Различение на слух в потоке речи всех звуков коми языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. |
№ п/п | Предметное содержание речи |
Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Распорядок дня в школе. | |
Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга. | |
Здоровье. Прием у врача/вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции. | |
Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры. | |
Профессии родных, знакомых. | |
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных. | |
Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми музыкальные инструменты. |
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по предмету «Государственный (коми) язык» в 9 классе
1. Назначение КИМ оценить уровень общеобразовательной подготовки по коми языку учащихся 9 класса.
2. Документы, определяющие содержание КИМ: -Федеральный государственный стандарт основного общего образования - примерная программа основного общего образования по коми языку.
3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ промежуточной аттестации Работа содержит письменную часть, которая включает два раздела: «Грамматика и лексика» и «Письмо». Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения коми языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам, в работу включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности. В работу по коми языку включены 1 задание с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий соотносятся с уровнями владения коми языка: Базовый уровень – А Повышенный уровень – В Распределение заданий по частям
№ п/п | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | 1 | 6 | Задания с развернутым ответом |
2 | 1 | 12 | Задания с кратким ответом |
3 | 1 | 10 | Задания с развернутым ответом |
| | 28 | |
4. Время проведения работы - 40 минут (без учета времени, отведенного на инструктаж учащихся)
5. Дополнительные материалы и оборудование: не используется
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Для оценивания результатов выполненных работ учащийся использует общий балл. В таблице 1 приводится система формирования общего балла. Максимальный балл за работу - 28 Задания, оцениваемые двумя баллами, считается выполненными верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход, его рассуждений, получен верный ответ. В этом случае ему выставляется полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньше указанного.
Таблица 1.
№ п/п | Части работы | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | Уровень А | 2 | 18 | Задание с выбором ответа базового уровня |
2 | Уровень В | 1 | 10 | Задания с развернутым ответом |
| | | 28 | |
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
Общий балл | 0-17 баллов | 18-21 баллов | 22 – 25 баллов | 26 - 28 баллов |
№ задания | Проверяемые элементы | Код раздела элементов содержания | Код раздела элементов требования | Уровень сложности | Баллы |
Знать/ понимать | |||||
1 | особенности структуры простых и сложных предложений коми языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; | 1.3.1 | 2.1.1 | Б | 1 |
2.1-2.2 | признаки изученных грамматических явлений (временных форм глаголов; склонения существительных; степеней сравнения прилагательных и наречий; местоимений, | 2.4.4 2.4.6 2.4.7 2.4.10 2.4.12 | 1.2.1 | Б | 1 |
3.1 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании. | 2.5.1 | 1.1.1 | Б | 1 |
3.2 | особенности структуры простых и сложных предложений коми языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; | 1.3.1 | 2.1.1 | | |
Уметь | |||||
1 | составлять и записывать план прочитанного текста, делать выписки. Для реализации данных требований учащиеся должны овладеть правописанием слов, усвоенных в устной речи составлять и записывать план прочитанного текста, делать выписки. Для реализации данных требований учащиеся должны овладеть правописанием слов, усвоенных в устной речи | 2.6.1 | 2.1.1 | П | 2 |
3.1-3.2. | составлять и записывать план прочитанного текста и устного высказывания по теме, диалог; тезисы прочитанного или прослушанного текста; реферат по теме или проблеме подготовки собственного высказывания; аннотации; проектные работы; | 2.1.1 | 1.3.1 | П | 2 |
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по государственному (коми) языку в 9 классе
Вариант 1.
1 задание. Прочитай выразительно текст и ответь на вопросы к тексту.
Вöрсьыс лымйыс вöлi сылöма нин, сöмын мукöдлаын мыйтакö кольыштöма. Шондiа! Вöрыс сулалiс сöстöм, лöнь. Сöмын тувсов шоръяс варовитöны. Да ачым ва гуранъясын бузöдчышта. Шавксьöда-муна, а синъясöй аслам дзоръялöны öтарö-мöдарö. Кодкö быттьö тшöктö бергöдчывны, видзöдлыны мышлань. Но век жö луннад абу нин сэтшöм шуштöм вöрад. Да нöшта нин шондiа дырйиыд. Сэки вöрыс мелiджык, ёна кыпыдджык и тшöтш быттьö бурджык. Мунан, тöдса ягьяс да шоръяс аддзан и быдторсö казьтылан. А со веськыдвылын, ыджыд пашкыр пожöм улын, сулалö миян вöр керканым. Пöльным тшуплöма сiйöс гырысь сирöд керъясысь. Нелямын во нин пö сулалö, а век на ён, сöмын тай вевтыс сiсьмöма, нитшсялöма – дзоньтавны колö. Кор батьöкöд да Митя воккöд медводдзаысь волiм татчö, батьö пасъялiс миянöс, ыджыдöсьö ми. Со тай пас тшупöдъясыс, бура на тöдчöны... Ме сувтi стен бердö, топöдчи, киöс пуктi юр вылö. Нёль воöн быдмыссьöма кöкъямыс сантиметр судта. Этша... Батьö тай нö зэв ыджыд вöлi, а ме мыйкö зэв ньöжйö быдма. Гашкö, сёяныс этша да сы вöсна? Ме пукси чуркаяс вылö лöсьöдöм кыз лабичö. Пищальöс орччöн пуктi, и думъясöй вочасöн личкисны менö. Менам син водзö ясыда сувтiс, кыдзи ми танi вöлiм нёль во сайын. (И. Торопов)
1 задание. Ответь на вопросы.
1. Кутшöм кадö да кöнi мунö действиеыс?
2. Кодi да кор стрöитлöма вöр керкасö?
3. Кодi лоö шöр геройöн тайö гижöдын?
2 задание. Выполни задания по тексту.
2.1. Определи часть речи подчёркнутых слов.
2.2.Выпиши сочетания существительных с послелогами места и переведи на русский язык.
3 задание 3.1. Составь и напиши три вопросительных предложения по данному тексту.
3.2. Переведи выделенные предложения на русский язык.
Вариант 2.
1 задание. Прочитай выразительно текст и ответь на вопросы к тексту.
Ягын. Лесник Петрович – ар ветымын вита, тэрыб сѐрниа морт. Тулыснас сійö кытшовтіс ассьыс участоксö. Сэні ставыс тöдса, гöгöрвоана, быттьö оз ягті мун, а гуляйтö аслас керка гöгöрыс. Вель дыр нин муніс лесник. А восьлавны колö на ылöдз. Неыджыд шор вуджöм бöрын воис кос ягö. Поводдяыс вöлі лöнь да шоныд. Сынöдыс сöстöм. Яг вомöн нюжöдчöма уна рöма öшкамöшка. Мичаöсь тані местаясыс. Тані пыр кос, весиг арся зэръяс бöрын. Небыдик яла вылын быдмöны вöсньыдик пожöмъяс. Нырад век öвтö сир дук. Яг шöрöдыс лун и вой визувтö ичöтик варов шор. Ваыс сэні кöдзыд-кöдзыд.
1 задание. Ответь на вопросы.
1. Кутшöм кадö мунӧ действиеыс?
2. Кодi лоö шöр геройöн тайö гижöдын?
3. Кӧні мунӧ действиеыс?
2 задание. Выполни задания по тексту.
2.1. Определи часть речи подчѐркнутых слов.
2.2. Выпиши сочетания существительных с послелогами места и переведи на русский язык.
3 задание 3.1. Составь и напиши три вопросительных предложения по данному тексту.
3.2.Переведи выделенные предложения на русский язык.